Приступая к изучению истории религии, надо быть готовым сделать одно, может быть, неприятное открытие. Надо открыть и признать, что религии действительно и всерьез различны. Когда все вокруг твердят, что все религии равны и что религии суть лишь разные пути к одной и той же Цели, что разница между религиями лишь в некоторых обрядах, но по сути они все учат одному и тому же — то нужна некоторая самостоятельность мысли и зоркость зрения, чтобы заметить, что мода все-таки ошибается. Религии — различны.
На рубеже первого тысячелетия до Рождества Христова вавилонский властитель Ашшурбанапал так описывает свою религиозную деятельность по умирению великих богов, оскорбленных тем, что народ их недостаточно почитал: "Мой дед Синаххериб был закопан, в жертвоприношение ему, закопал я этих людей живыми. Их плоть скормил я псам, свиньям, воронам, орлам. Совершив эти дела и так умиротворив сердца великих богов, моих владык" 1 .
Прежде чем изложить наши мысли о русском старчестве, необходимо хотя бы очень кратко, схематично, уяснить основные понятия о старчестве как таковом, имеющиеся в литературе. Подобных трудов насчитывается весьма немного; чаще всего о старчестве пишут как о святоотеческой традиции, как о явлении, связанном с учением и мыслями святых Отцов, развивают идеи о пользе старческого руководства [ 1 ].
Кроме указанных источников, необходимо отметить рукописный труд, где старчество разбирается как пастырство монастырское [ 2 ]. Его автор видит в явлении старчества мистическое обоснование нравственному подвигу человека. Он говорит, что для осуществления христианского совершенства требуется очищение сердца, освящение всей личности человека, что может быть достигнуто только в аскезе старческого руководства. В нем должна быть вскрыта вся «подпочва» человеческой жизни.
Мы знаем со слов Самого Христа, что в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Также из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. 28, 2-3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк. 16, 5); два мужа в одеждах блистающих (Лк. 24, 4); два Ангела в белом одеянии (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид блистающих юношей, облеченных в белое. Иконографическая традиция явления Ангелов всегда на протяжении веков согласовывалась с этим: изображались только лишь такие блистающие юноши (часто с двумя крылами, которые, конечно, являются символическими и при явлении Ангелов обычно не видны). Седьмой Вселенский Собор в 787 году постановил, что Ангелы должны всегда изображаться только в одном виде, как мужи. Западные купидоны Ренессанса и последующих периодов вдохновлены язычеством и не имеют ничего общего с настоящими Ангелами.
Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.
Отец их был грек и язычник, мать — христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).
Ни Вы, ни я не знаем день своей смерти. А Богородица знала — ей открыл эту величайшую из тайн человечества Архангел Гавриил, Он сообщил Её дату смерти — день Успения Богородицы. И в отличие от большинства из нас, простых и очень грешных смертных, Богородица Дева Мария радовалась этой новости и смиренно ожидала свою новую, вечную жизнь в обычных постах и молитвах. Великий православный праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим (с постоянной датой) двунадесятым (одним из 12 самых значимых религиозных христианских православных праздников) праздником и к нему христиане готовятся заранее и со всей ответственностью — соблюдают очень строгий двухнедельный пост с 14 августа и по 28 августа каждый год. 28 августа — Праздник Успения Богородицы Пресвятой Девы Марии.
Люди, поздравляя друг друга с Новым годом, да и в других случаях, желают друг другу счастья. Но что такое счастье? Как определить его? Представление о счастье обычного цивилизованного человека не очень далеко ушло от Примитивного представления готтентотов: счастье это, когда я захвачу побольше имущества моего ближнего, а несчастье это, когда мое имущество кто-нибудь у меня похитит.
Между тем, даже оставляя в стороне моральную сторону такого представления, оно в корне неверно и по существу: сколько бы не захватили мы имущества, власти, славы, наслаждений — счастливы мы не будем.Материальные предметы не могут принести подлинного счастья, а лишь пресыщение taedium vitae, после которого человека одолевает тоска, еще большая прежней.
Интересно отметить, что слово "счастье" - "тихи," очень редко встречается в священном Писании, в Новом Завете — ни разу. Это слово слишком произвольное, неточное, само по себе ничего не значащее. Вместо него Святое Писание употребляет другое слово, более ясное, конкретное, указывающее на содержание счастья, слово "радость" - "хара."
Что есть Провидение? Это одно из свойств Божиих - видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем, как настоящее, и иметь всемогущую и непрестанную заботу о своем творении. Святой Иоанн Дамаскин об этом говорит так: "Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется".
Священное Писание неоднократно свидетельствует о действии Божественного Провидения. В книге Премудрости написано: "Он сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех" (Прем. 6,7). Затем вдохновенный автор в следующих словах обращается к Богу:"Ты все расположил мерою, числом и весом" (11,21). "Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно" (12,15), "и управляешь всем милостиво" (15,1; ср. 14,3). "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс.144,9; ср. 15,16).
8/21 ноября Православная Церковь празднует память святого архистратига Божия Михаила и всего собора Небесных Сил бесплотных. Это празднование имеет великое значение не только для православных христиан, но и для всего человечества. Какое же? -- Прежде всего это празднование учит нас правильно подходить к вопросу равенства и неравенства. Ведь человечество, начиная особенно с ХХ столетия, весьма горячо ищет некоего равенства, которое, якобы, может быть установлено на земле. Жертвой этой идеи стала, в первую очередь, Россия, а за ней и другие страны. Никакого обещанного равенства, конечно, установлено не было, но зато прежние государственные формы были разрушены. В России было уничтожено православное самодержавие, являвшееся последним мощным оплотом Вселенского Православия, и к алтарю мнимого равенства были принесены бесчисленные кровавые жертвы.
Очень часто многие из нас испытывали такое неприятное чувство как смятение души. Связано оно в первую очередь с тем, что человек перед этим поступил неправедно, совершил греховный поступок либо же обидел кого-то ненароком. В большинстве случаев, таким образом, сама душа подсказывает человеку, что он поступил неправильно.Разумом он, может быть, и не осознал этого, однако сама душа подсказывает это, так как именно она тонко чувствует и болезненно при этом реагирует на все совершенные неправедные поступки.
|
|