Великий Пост у православных — вне границ и берегов — уже завершает третью неделю. А искусительные страсти, однако, сотрясают медийное пространство, бросая тени на человеческие души.
После судьбоносного заседания Священного Синода УПЦ (конца января), на котором было решительно подвинуто в сторону "оранжевое" лобби, активно ищущее церковной самостийности, воспоследовал странный ответ со стороны «ущемленного» младоепископа Александра (Драбинко): он предоставил письмо с подписью Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира, корректирующее решения Синода немного в его сторону. Тем не менее, основные позиции, благодаря усилиям старшего в Синоде архиерея, митрополита Одесского и Измаильского Агафангела и его сторонников, удалось отстоять на воспоследовавшем заседании Синода, которое, кстати, Драбинко всячески пытался отменить.
О малоизвестном герое Смутного времени
В 16-ти верстах от Ростова Великого, на берегу реки Устье, былинным богатырём стоит древний величественный Борисоглебский мужской монастырь. Основан он был во времена Дмитрия Донского в 1363 году по благословению игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Ежегодно 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, Русская Православная Церковь отмечает общую память преподобных Фёдора и Павла - первостроителей и святых подвижников Борисоглебского монастыря. С днём Казанской иконы связано также освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году и духовный подвиг старца Иринарха, затворника Ростовского, благословившего на победу ополчение Минина и Пожарского.
Ни для кого не секрет, что во всей российской эпопее с думскими и президентскими выборами и протестами против них активно присутствовал коллективный tertius gaudens, «третий радующийся» - это и Госдеп США, и различные западные фонды, и давние «специалисты» еще по развалу СССР, и проживающие в Лондоне беглые олигархи, в свое время неплохо заработавшие на первой чеченской войне, и националистические силы, включая церковных раскольников, в некоторых странах бывшего Советского Союза.
Никто даже всерьёз и не отрицает наличие единого сценария у российских событий конца 2011 - начала 2012 гг. с аналогичными по сюжету кампаниями по «борьбе с фальсификацией выборов» под названиями «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия), «арабская весна» (Северная Африка и Ближний Восток). Для сценария «цветных революций» в странах православной традиции характерны агрессивные пропагандистские нападки на каноническую Православную Церковь. В адрес православного священноначалия сыпались и продолжают сыпаться обвинения в пассивности, срастании с режимом, удаленности от простого народа, уставшего «жить по лжи», в страхе поддержать справедливый протест и выступить против «фальсификаций», неспособности исполнить миссию правды в судьбоносный момент истории страны и т. п.
Почему нашим противникам так важны пляски в храмах, глумления над иконами и гей-парады? Просто по причине их личного нездоровья? Не только.
Человек - в отличие от животных - есть существо словесное; мы общаемся, дружим или сражаемся при помощи символов. Чей флаг будет развеваться над холмом, становится очень важным; физически флаг - это всего лишь лоскут цветной материи, но символически - это очень важное послание. Этот холм принадлежит этому народу, а не другому. Во время этнических конфликтов для победившего племени бывает очень важно стереть с лица земли любые напоминания о том, что на этой территории раньше жили другие люди - уничтожить их храмы и памятники, изменить географические названия. Во время конфликтов идеологических, когда враждебное племя не приходит извне, но является в результате духовной, психологической и культурной мутации, оно делает то же самое - не случайно для революционеров, причем везде - во Франции, в Испании, в Мексике, в России - так важно истребить святыни народа, взорвать и демонстративно осквернить Церкви.
23 февраля (по старому стилю - 10 февраля) - годовщина издания большевистского декрета об изъятии церковных ценностей. Казалось бы, какую актуальность может иметь данное событие в наши дни, в XXI веке. С 1922 года ушло из жизни несколько поколений, Церковь в современной России действует свободно и страшные годы богоборческой власти, как нам говорят, не могут вернуться. Однако факты, очевидцами которых являемся мы все, не дают нам полной уверенности в столь оптимистических утверждениях.
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Православным христианам брошен вызов – вызов хамский, наглый, агрессивный"
Надежда Толоконникова под арестом. Фото ИТАР-ТАСС |
Протоиерей Всеволод Чаплин призывает верующих «требовать от государства» примерного наказания «кощунниц», лидеры уличной оппозиции выступили в поддержку девушек, подозреваемых в провокации в храме Христа Спасителя.
Итак, печальную картину мы видим во времена Константина. С одной стороны, мы видим отрадную картину: христиане выпущены из .тюрем, гонений на них больше нет, но, с другой стороны, мы видим быстрое оязычивание христианства, христианские храмы заполняют люди, весьма далекие от Христа, люди, внутренне остающиеся язычниками. Именно со времен Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые по своей жизни ничем не отличались от язычников.
Мать Константина - Елена совершила путешествие в Иерусалим, где ей показалось, что она нашла тот самый крест, на котором был распят Христос. Падкое на подобные сенсации духовенство поспешило воспользоваться этой историей: множество легенд выросло вокруг креста, найденного Еленой. Эта история положила начало почитанию так называемых "священных предметов". Церкви стали состязаться одна с другой в приобретении священных реликвий. В ход пошли и гвозди, которыми якобы был пригвожден ко кресту Христос, и камешки от пещеры, в которой Он был погребен, и многое другое. Перед этими предметами люди преклоняли колени; язычники, ради выгоды перешедшие в христианство, решили, что они эти предметы должны почитать вместо прежних идолов. Вожди церкви поощряли, а не останавливали эти языческие тенденции.
Прежде чем приступить к изложению положения христиан в четвертом веке, следует вспомнить события последних двух десятилетий третьего века. В 284 году на римский престол взошёл Диоклетиан, который был десятым по счету яростным гонителем христиан. Римлянам все труднее и труднее становилось удерживать власть в обширной империи; восстания вспыхивали то в одной, то в другой ее части. Чувствуя, что почва уходит у него из-под ног, Диоклетиан принял в качестве соправителей Максимиана с титулом августа, Галерия и Констанция с титулами кесарей. Таким образом была установлена новая форма администрации - коллегиальное управление империей. Диоклетиан перенес свою столицу из Рима в Никомидию. Он занимался Фракией, малой Азией и Египтом, Максимиану поручил Италию и Африку, Галерию - Иллирию и страны по реке Дунаю, а Констанцию - Галлию (Францию), Испанию и Британию.
Из соправителей Диоклетиана враждебными по отношению к христианам были Максимиан и Галерии, а Констанций относился к ним сочувственно. Гонение на христиан при Диоклетиане характерно тем, что оно было всеобщим, охватывающим сразу всю империю. Хотя Констанций и относился к христианам сочувственно, но он не решался открыто выступить против гонений на них. Еще более сочувственно к ним была настроена его жена Елена. Констанций показал себя хорошим полководцем, совершив победоносный поход против пограничных с Римской империей племен Шотландии - пиктов. В этом походе его сопровождал сын.
В 313 году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Суеверный Константин совершил этот шаг с надеждой, что христианский Бог, в силе Которого он убедился, поможет ему в битвах за обладание всем миром. Боялся Константин прогневить и языческих жрецов, ибо все его эдикты в отношении христиан были вначале очень осторожны. Но, чем дальше, тем все больше Константин оказывал предпочтение христианству. Из своей казны он сделал много пожертвований на строительство христианских храмов. Он окружил себя христианскими епископами, они сопровождали его и на войне, и в путешествиях.
|
|