Русское Движение

Иосиф Сталин vs Варфоломей I: о двух проектах Восьмого Вселенского собора

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Как-то незаметно назревает то, чего мир не видывал уже очень давно. Константинопольский патриарх Варфоломей І готовится к проведению Вселенского собора – единственного органа, который канонически имеет право решить проблемы и противоречия внутри православной церкви. Последний раз такое мероприятие проходило в 787 году, т.е., 1225 лет тому назад.

К предстоящему Собору много вопросов. Будет ли он Вселенским или только Всеправославным (вопрос в статусе, а не в том, чтобы звать на него всех остальных христиан)? Что будет решаться по Украине? Есть ведь проблемная ситуация с православной церковью в нашей стране. Её очень просто усугубить любым неосторожным решением и очень сложно исправить. Преодоление православного раскола на Украине – это посильная задача, но она должна решаться здесь, а не быть предметом торгов где-то там. Выносятся на Собор и другие темы, которые, возможно, свидетельствуют о том, что высшие иерархи более озабочены хозяйственными проблемами церкви, нежели принципиальными ответами на то, какую роль будет играть православие в ближайшие тысячелетия.

Для сравнения я хочу привести предыдущий проект Восьмого Вселенского Собора, провести который так и не удалось. Просто чтобы оценить масштабы задач.

После победы в Войне у советского руководства была возможность оценить роль церкви – не только своей, православной (отсюда знаменитое «братья и сёстры», плотные контакты с патриархом, восстановление по стране закрытых и разрушенных храмов), но и церкви католической. Именно Ватикан после 1945 года смог дезавуировать влияние Компартии в Италии и Франции. В странах, которые находились в одном шаге от легитимного установления советского строя демократическим путём, католическая церковь провела мощную контрпропаганду. Папа объявил дезертиром и предателем каждого, кто оказывает поддержку «партиям и властям, не признающим Бога». Вот секрет того, как из правительств были исключены коммунисты, а к власти в странах Западной Европы на несколько десятилетий пришли христианские демократы.

Православная же церковь подобные задачи решать не могла в силу своей организационной структуры и отсутствия единого центра. В таких условиях Иосиф Сталин начал готовить Восьмой Вселенский собор. Первое и самое важное – московский патриарх должен был получить статус Вселенского. Фактически, это было бы учреждение собственного Ватикана, который получал всю полноту власти над православным миром. Для создания персональной заинтересованности, в 1947 году всем иерархам начали перечислять подарки в иностранной валюте, а Иерусалимской, Сербской, Антиохийской и Александрийской церквям планировалась передача подворий в Москве, Ленинграде и Киеве. Кроме того, обсуждалось участие в Соборе Сиро-Халдейской, Армяно-Григорианской и Коптской Церквей для объединения с православием. Всё это в контексте определённых планов Советского Союза на Ближний Восток и продвижение в средиземноморском регионе. Фактически, под формирующуюся советскую империю формировалось такое же имперское православие.

Насколько эти проекты соответствовали православным канонам и почему замыслы по созыву Восьмого Вселенского Собора в 1948 году провалились – это отдельный и долгий разговор. Вопрос, повторюсь, лишь в оценке масштабов. Что выносилось на обсуждение тогда, а что сейчас. Очень уж это всё отличается.

Валентин Жаронкин