Русское Движение

«Борьба с Православием - несомненно, одна из форм русофобии»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Как сообщалось, Экспертный центр Всемирного русского народного собора выступил с меморандумом о русофобии. 

Одной из форм русофобии авторы документа считают отрицательное отношение к Православию. Оскорбление религиозных святынь русского народа, проявления религиозной ненависти по отношению к членам Русской Православной Церкви, доходящей до публичного оскорбления религиозных чувств верующих, осквернения религиозных святынь, организации антирелигиозных гонений в большинстве случаев связаны не только с межрелигиозными противоречиями или антирелигиозными настроениями, но являются также выражением русофобии на религиозном поле… Действия диффамационного характера в отношении Русской Православной Церкви должны квалифицироваться как одна из форм русофобии и культуроцида русского народа». 

Напомним, не так давно Геннадий Зюганов объявил формой русофобии антисоветизм

«Насколько, по-вашему, серьезна проблема русофобии внутри страны и за рубежом? Можно ли считать отрицательное отношение к Православию формой русофобии?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, задается вопросом: «За что не любят русских по всему миру, за что их сейчас убивают, гонят, уничтожают на той же самой Украине?» 

«Их ассоциируют с Православием! Русские - основа православной веры. Нигде больше в мире нет такого количества храмов, священников и благочестия. И все темные силы, а их как раз можно назвать мракобесами, пытаются осквернить и облить грязью нашу святую жизнь, веру нашу православную. А вера наша существует для всех, и не потому, что есть верующие люди, а потому, что этих людей избрал сам Господь. Всегда были попытки уничтожить тех, кто призван Богом сеять на земле мир, любовь, радость, милосердие, воздержание. С того момента, как Христос ступил на землю 2015 лет назад, идут гонения на христиан. И эти гонения в зависимости от эпохи приобретают те или иные формы. Вот и сегодня, когда мракобесы пытаются каким-то образом поработить народ и прибрать к рукам страну, они бьют по самому главному достоинству нашего народа – по нашей вере, по Русской Православной Церкви. И как всегда Церковь призывает наш народ к очередному отражению врагов. Так было при Наполеоне, Гитлере, в начале 90-х годов, и сейчас то же самое. И если те мракобесы, которые пытаются хаять Церковь, изучат историю, то узнают, что у таких нападок всегда печальный конец – поражение темных сил. Потому что за русским народом стоит сам Господь. И врата адовы не одолеют нашу Церковь до скончания века. Только жалко тех людей, которые встают на сторону темных сил, ибо их участь печальна, а они не понимают, что делают. А Церковь наша никогда не воевала оружием, только молитвой. И если все люди придут в лоно Русской Православной Церкви, то на земле наступит мир и благоденствие, а если мракобесы добьются своей задачи, то на земле начнется хаос, который служит только сатане», - подчеркнул священник. 

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, считает, что в нашем государстве эта проблема стоит не так уж остро – русские люди в большинстве своем всегда уважали институт Церкви и ощущали Православие как религию русского народа. 

«Поэтому явного антагонизма я не вижу. А вот что касается стран Запада, да и Востока - наша страна всегда вызывала зависть у иностранных держав. На Россию издревле смотрели как на лакомый кусок. И Православие, христианство, было одной из составляющих могущества Руси. Это раздражало и раздражает наших оппонентов до сих пор. Думаю, там вопрос русофобии более актуален – причем не так для простого народа, как политической элиты. Простые люди склоны сочувствовать чужому горю, радоваться успехам других. И к русским отношение у них благожелательное. А к русским воинам всегда относились как к освободителям - это было во и времена Кутузова, и Суворова, и Жукова», - заключил он. 

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что отрицательное отношение к Православию можно считать формой русофобии. 

«Есть три основные составляющие русского человека: православная вера, русский язык и осознание своей Родиной огромной страны от Тихого океана до Балтийского моря. Это триединство, исключительность русского человека, препятствует развитию мирового зла. Поэтому нас и не любят - мы должны это осознавать. Русофобия существует не только вне нашего государства, но и в нем самом. Ей подвержена, в том числе, наша элита - я имею в виду представителей власти, известных деятелей культуры. В чем это проявляется? Говорить и писать об особой роли, миссии русского народа, вспоминать о нем самом начинают, когда стране нужно мобилизовать силы. Как только желаемый результат достигнут (совершен какой-то очередной прорыв, объединяющих людей), об этом моментально все забывают. Если удастся изменить существующее положение вещей, вернуть Россию на ее национальный, суверенный путь развития, объяснить русскому человеку его миссию, раскрыть все его удивительные качества и свойства, мы сможем быть уверены: у нас есть еще много времени для развития и спасения. А если это не удастся, мы, конечно, проиграем – силы, которые хотят быстро завершить строительство мирового глобального концлагеря, действуют активно, ведя, в первую очередь, борьбу именно с русским человеком – носителем православной веры», - заключил он. 

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полагает, что заниматься охотой на ведьм, прикрывая это «борьбой за Православие», неприемлемо. 

«Общество и так накалено, и усугублять ситуацию смысла я не вижу. Давайте подумаем: а насколько предлагаемый документ целесообразен? Что он поможет изменить в обществе? Что конкретно предлагают? Увеличить штат полиции, или, быть может, использовать спецслужбы, чтобы они вычисляли злоумышленников-комментаторов и увозили их в черных воронках? Всякое агрессивное противодействие озлобит представителей нецерковного сообщества, усилит его нелюбовь к Русской Православной Церкви. Непонятно, почему авторы меморандума приравнивают отрицательные высказывания о Церкви и Православии к русофобии. В конце концов, есть у нас закон о защите чувств верующих - его вполне достаточно. Нужно сто раз подумать, прежде чем делать такие заявления от лица православных. Нас-то ведь не спрашивали! Наши батюшки ко всему привыкли и, подражая Христу, не очень-то обижаются на злобные комментарии в Сети и прочие выходки. Да, русофобия есть не только в нашей стране, но и в мире. Слышать высказывания антироссийского и антирусского характера нам приходится нередко. Но примешивать к этому Православие, на мой взгляд, не нужно», - отметил он. 

«А что до антицерковных выпадов - эту проблему может решить развиртуализация пользователей интернета, как это уже произошло в некоторых странах. Там для регистрации в соцсетях необходимо предъявлять свой паспорт и подписывать настоящим именем. Когда люди в интернете станут сами собой, на "аватарке" будет выставлено их реальное фото, русофобские и антиклерикальные высказывания сойдут «на нет». Человек будет знать: его можно привлечь за оскорбление. Кстати, один из основателей Лаборатории Касперского, Евгений Касперский, считает, что развиртуализация произойдет – я читал интервью с ним. Это будет правильно. Ну а "ловить русофобию" смысла нет. Более того, это вредно. Давайте еще расстреливать без суда и следствия человека, написавшего злобный комментарий! Ерунда все это», - заключил священник. 

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что надо разделить эти два вопроса. 

«Несомненно: Православие сформировало русскую нацию, русское государство. Православная этика, эстетика, культура - основа русского менталитета, можно сказать, русской души. Именно Православие сделало русских русскими. Но утверждать, что борьба с Православием - борьба с «русскостью», я бы все-таки не стал. Это неправильно. Некоторые, например, видят "русскость" в язычестве. Конечно, это глубочайшее заблуждение, но люди, так считающие, все-таки наши братья, соотечественники, и если мы делаем такие заявления, мы озлобляем их, подталкиваем к противостоянию, примеров которого в XX веке и так немало. Гонения, антиправославная, антихристианская политика Советского государства привела к разделению нашей нации по духовному признаку. Хотя большинство людей себя считают православными, чаще это основано на культурно-исторической принадлежности. Они не подчиняют свою жизнь идеалам христианства, о которых говорит Церковь. Многие из этих людей подвержены либеральным идеям, да и последние 25 лет не прошли для нашего народа бесследно», - отметил он. 

«Кстати, не все либеральные идеи - зло. Они, по существу, подталкивают народ к активности. Побуждают его не надеяться на какого-то правителя, а активно работать, строить свою жизнь. Поэтому нельзя их охаивать без разбору. В любом случае, наша задача, думаю, заключается в духовном просвещении. Наш народ внутренним, сердечным своим чутьем знает, где истина, но зачастую в своих поступках далек от того, к чему призывает нас Евангелие. Поэтому духовное просвещение необходимо – в том числе, коммунистов, либералов и монархистов, у которых также есть идеи, не всегда совместимые с Православием, – отсюда, например, призывы канонизировать Ивана Грозного. Духовное просвещение и есть путь становления и укрепления нашего государства. И в связи с этим я поостерегся бы объявлять всех, кто выступает против Православия, русофобами. Думаю, они просто не понимают, что между Православием и "русскостью" прямая связь. Не нужно объявлять им войну», - заключил о. Димитрий. 

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что история русского народа, русской государственности свидетельствует о неразрывной связи русской идеи, русской идентичности с Православием. 

«Никакой иной жизнеспособной национальной и духовной идеи в истории русского государства не было и быть не может. Эта связь очевидна и прозрачна – именно Православие определяющая, характерная черта национальной идентичности русского народа. В нашей стране мирно сосуществуют представители разных национальных и религиозных традиций, но при этом национальная, государственная идея титульного народа связана именно с Православием. Борьба с Православием - несомненно, одна из форм русофобии. За примерами далеко ходить не нужно. Еще план "Ост" предполагал раздробление нашей страны на отдельные части, стравливание жителей разных регионов. И связующее звено для нас именно Православие. Поэтому, думаю, авторы меморандума правы. Православие объединяет нас и может удержать страну от распада, от деградации. А так называемые западные ценности, конечно же, несовместимы с нравственностью и с русскими культурными традициями», - подчеркнул он. 

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что проблема русофобии есть и о ней нужно говорить. 

«Нам порой запрещают употреблять слово «русский» в названиях вполне адекватных общественных организаций или СМИ. В свое время региональные представительства Минюста даже пытались с помощью прокуратуры пересмотреть казачьи уставы, пытаясь сломить многовековой уклад и правило, что казаком может быть лишь православный христианин. У нас свободное государство, где каждый может самостоятельно отдавать предпочтение тем или иным религиозным, национальным и политическим взглядам. Главное помнить, что свобода – это не безусловная категория, не имеющая ограничений. Моя свобода заканчивается там, где начинается чужое сакральное пространство», - заключил священник. 

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что все перечисленное в документе совершенно справедливо и полностью совпадает с объективными сведениями, которые он получает из внешних источников, из личного опыта, наблюдая за жизнью и не только сегодняшней. 

«Если взять времена XVI века, Брестской унии, посмотреть на русско-польские отношения, на отношения униатов с русским населением на территории Беларуси, Украины, Галиции, то к Православию, "москалям", "холопской вере" всегда было презрение со стороны польской аристократии. Все прослеживается исторически, это древняя практика агрессии римо-католицизма против Православия на востоке. Так что Америку открывать здесь не приходится. Другое дело, что за последние несколько лет по мере выздоровления России и по мере преодоления тяжких последствий "перестройки", резко возросла неприязнь и враждебность со стороны западных держав, так называемого мирового сообщества, по отношению к России, возросла их активность в информационном пространстве, возвысился градус русофобии и, разумеется, отрицательное отношение к Православию. Термин «русофобия» весьма старинный, я его прослеживал по иностранным этимологическим словарям с XIX века. Так что существование русофобии на Западе – это факт, особенно в СМИ это заметно. А внутри нашей страны мы видим консолидацию российского общества, но это не значит, что общество становится полностью монолитным. Здесь всегда есть свои оппозиционные противоборствующие силы, и для них идеология русофобии тоже очень характерна вместе с антиправославием. Они, порой даже неосознанно, поют по тем же самым нотам, что и их западные работодатели», - заключил о. Макарий.

РНЛ