Русское Движение

Тайная полевая полиция вермахта

Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Вопреки убеждениям, сложившимся за послевоенные десятилетия, на оккупированной гитлеровцами советской территории гестапо не проводило активную деятельность в борьбе с партизанами. В других оккупированных европейских странах — Австрии, Дании, Норвегии, Польше — гестапо работало довольно активно. Но эти страны тогда уже находились далеко в стороне от зоны боевых действий. В районах, находящихся рядом с линией фронта, карательные акции против гражданского населения и партизан проводило вовсе не гестапо (тайная политическая полиция), а ГФП (тайная полевая полиция). ГФП (Гехайм Фельд Полицай) первоначально создавалась с целью выполнения тех же функций, что и гестапо, но в условиях ведения боевых действий на чужой территории — как инструмент жестокого террора. Идея создания такой структуры для осуществления полицейских функций во время войны впервые появилась в начале 1936 года.

 Первые подразделения тайной полевой полиции были сформированы и использованы в действии во время гражданской войны в Испании 1936—1939 годов в составе легиона "Кондор”. ГФП действовала в составе войск вермахта при аннексии Австрии в марте 1938 года и оккупации Чехословакии в октябре 1938 — марте 1939 годов. Первое предписание по организации действий ГФП было подписано 24 июля 1939 года на основе уже имевшегося небольшого опыта создания и применения подобных формирований в годы первой мировой войны. Во время второй мировой войны в предписания вносились необходимые изменения для согласования взаимных действий ГФП с абвером и вермахтом.

 2 августа 1939 года началось формирование первых подразделений ГФП как составной части единого мобилизационного плана в ходе подготовки ко второй мировой войне. В целях сохранения секретности первоначально они именовались учебными войсками.

В подчинении диверсионного отдела абвера находилось уникальное формирование "Бранденбург-800”, которое по документам проходило как "учебный полк учебного назначения”. Эта часть была сформирована в 1939 году специально для проведения масштабных операций в тылу противника, прежде всего для захвата и уничтожения центров управления и связи, а также коммуникаций первостепенной важности. Ни в одной армии мира тогда еще не было аналогов этого уникального формирования.)

 Фактически собственных войск ГФП не имела, но в случае необходимости могла задействовать в свое распоряжение любые армейские формирования, будь то армейские части или даже войска СС. При этом рядовой состав находился в полном неведении, чью боевую задачу он выполняет и кто эту задачу поставил.

 Основу воинского персонала подразделений ГФП составляли солдаты и офицеры вермахта. В целях обеспечения полной секретности они служили в охране, писарями, водителями и даже поварами, а в случае необходимости обеспечивали костяк состава исполнителей при проведении карательных акций против партизан и мирного населения. Все они проходили тщательную проверку в гестапо относительно военной пригодности, политической благонадежности и отсутствия криминального прошлого. При поступлении на службу в ГФП каждый подписывал обязательство "О строгом соблюдении служебной тайны”. Отдельным приказом от 28 ноября 1940 года командование ГФП вермахта выпустило строжайшее указание об обязанности о неразглашении служебной тайны: "Все служащие ГФП должны ежемесячно переаттестовываться на сохранение в строгой тайне всего, что становится предметом их знаний в процессе службы в ГФП”. Этот приказ выполнялся с такой скрупулезностью, что даже служащие в одном подразделении рядовые агенты ГФП не знали о принадлежности друг друга к этой организации.

 Единое руководство ГФП было сосредоточено в руках Центральной секретной службы вермахта, ставшей с октября 1939 года службой ВКВ — Заграница (абвер). ВКВ образовывало 3-е отделение абвера — как институт важнейшего связующего звена между ГФП и гестапо, а также осуществляло тесный контакт с СД. Одной из важнейших функций ВКВ было координирование действий службы безопасности ГФП, гестапо и службы безопасности СС в случаях необходимости их применения в совместных боевых действиях. Оперативными подразделениями ГФП в большинстве случаев служили децентрализованные комиссариаты, секретариат и отдельные группы командос, выполнявшие при необходимости функции исполнительного механизма. Такая форма управления и координирования существовала до 1944 года.

 На оккупированной гитлеровцами советской территории в ходе войны было сконцентрировано довольно значительное количество сил ГФП, так как партизанское движение наносило большие потери войскам вермахта и подрывало оккупационный режим. Поэтому как орган "Банден кампф” ("Программа борьбы с бандитами”) ГФП предназначалась роль главной ударной силы.

 Карательные операции против партизан и гражданского населения проводились, как правило, совместно с войсками вермахта, СС и полицейскими подразделениями. В рамках акций по уничтожению жизнеобеспечения партизанских "банд”, группировок, складов, убежищ или пристанищ их спецификой были разведка, допросы и приведение в исполнение приговоров. Они сжигали целые деревни, безжалостно уничтожая их жителей по приказам ГФП. Эту тактику "выжженной земли” ошибочно приписывают войскам вермахта или элитным частям СС, которым также приходилось выполнять бесчеловечные приказы.

 С конца 1944 года ГФП переключилась непосредственно на слежку за солдатами и офицерами собственной действующей армии. Под пристальный тайный контроль были взяты рестораны, столовые, солдатские пункты питания и солдатские ночлежки. Агенты ГФП наводнили вокзалы, кинотеатры и другие места, где собирались военнослужащие. По приказу агента ГФП армейский патруль должен был задержать любого, даже офицера. Эти действия ГФП не одобрялись командованием вермахта.

 После неудавшегося покушения на Гитлера ГФП была полностью переориентирована на вариант применения против оппозиционно настроенных боевых офицеров и армейских частей в случае их мятежа против нацистского режима.

 Поскольку действующая на советской оккупированной территории в 1941—1943 годах тайная полевая полиция была в 1944 году в тактических соображениях переименована в "гестапо вермахта”, то, видимо, отсюда и произошла неточность в понятиях. С падением в мае 1945 года Третьего рейха закончилась и историческая эпоха гестапо. Главари Третьего рейха, представшие на Нюрнбергском процессе перед Международным трибуналом, видимо, сочли разумным не только списать военные преступления на гестапо и другие службы, но и, в надежде на будущее, скрыть существование более сильной и тщательно законспирированной структуры, которой была тайная полевая полиция.

 Европейских союзников выяснение всех подробностей военных преступлений, совершенных на советской оккупированной территории в годы войны, интересовало в меньшей степени. Они были больше озабочены послевоенным переделом мира, а не наказанием военных преступников. Сотрудничество союзников, появившееся в суровые годы второй мировой, стало быстро сходить на убыль, в том числе и в области обмена разведывательной информацией. Советская сторона в 1945—1946 годах не обладала полными данными о деятельности ГФП даже на своей территории, а тайные полицейские архивы бесследно исчезли, и о месте их нахождения неизвестно до сих пор.

 По каким-то непонятным причинам в советских послевоенных публикациях практически не появлялись упоминания о ГФП. Поэтому на сегодняшний день о ней знает лишь небольшой круг ветеранов, причастных к партизанскому движению и контрразведке, хотя эта тайная структура была очень сильной. Именно группа ГФП обеспечивала личную безопасность Гитлера и разрабатывала возможные пути бегства высокопоставленных нацистских руководителей в Южную Америку. Военные архивы хранят еще множество тайн, которые, по вполне объяснимым причинам, могут остаться тайными навечно.