Русское Движение

Система подготовки офицеров Вермахта.

Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 
«При всей неприязни к фашистам невозможно не отметить, что немецкий офицерский состав был подготовлен выше всяких похвал...»
Г.К. Жуков

Основоположником системы подготовки командных кадров в германской армии следует считать генерала Ганса фон Секта. Фон Сект служил в армии с 1885 г., во время Первой мировой был начальником штабов различных армий. В 1920 - 1926 гг. занимал должность главнокомандующего рейхсвера. Умер в 1936 г.
Главным детищем его жизни стала реформа системы военного образования и подготовки офицеров рейхсвера, которую он стал разрабатывать сразу после поражения Германии в войне и которая была произведена в 1925 - 1926 гг.
После того, как союзники Версальским договором сократили более чем тридцатитысячный немецкий офицерский корпус до 4000 человек, стало ясно, что для сохранения этого корпуса нужно что-то делать. Какую цель преследовал фон Сект, задумывая свою реформу?

Рейхсвер, по замыслу фон Секта, должен был стать элитной ударной силой Германии, могущей в случае необходимости быстро развернуться в отлично подготовленную армию из 21 дивизии. Такое количество дивизий считалось минимально необходимым для обороны страны. В соответствии с этим фон Сект проповедовал принцип т.н. «Fuhrerheer», то есть «Армии командиров» - «При необходимости, вся армия стала бы армией командиров, или Fuhrerheer, в которой каждый офицер, унтер-офицер и рядовой в любой момент были бы готовы занять следующую ступеньку. Рядовые должны были готовы командовать отделением, унтер-офицеры - взводом , лейтенанты - ротой и так далее. Солдаты и офицеры, не способные к продвижению на более высокие командные позиции, должны были увольняться из армии». Подчеркну - к этой системе немцы пришли вовсе не от хорошей жизни, их просто вынудили действовать по пословицей «лучше меньше, да лучше».

Изображение


Таким образом, к человеку, желающему стать офицером, во время учёбы автоматически должны были предъявляться чрезвычайно высокие требования, гораздо большие, чем до Первой мировой. Фон Сект это понимал, поэтому предусмотрел пряник для заманивания молодых людей в армию - приличную зарплату и хорошие жилищные условия. Скажем, каждый унтер-офицер получал отдельную комнату. Во всех подразделениях должны были быть солдатские клубы, войсковые библиотеки. Более того, была создана целая система курсов, дающих солдатам знания профессиональных и средних школ, с тем чтобы после окончания 12-летнего срока службы они могли легко найти себе гражданскую профессию. Надо сказать, что тут фон Сект очень сильно отступил от прусских традиций, проповедовавших спартанские условия жизни для новобранцев.
Естественно, при таких условиях огромное количество молодых немцев изъявило желание вступить в армию, что давало возможность отбирать только лучших. Например, в 1928 г. в рейхсвере было по 15 (!) претендентов на место.

Перед началом второй мировой войны путь молодого человека в офицеры был примерно следующим:

Желающий стать офицером после проверки его благонадежности по линии гестапо, сдачи экзаменов по физической подготовке по линии "Юнгфольк" и "Гитлерюгенд" сдавал вступительные экзамены в училище.
Затем кандидат посылался в боевой полк (во время войны обязательно в полк, ведущий боевые действия) на год солдатом (во время войны срок сокращался).

После окончания срока при условии положительного отзыва командования полка кандидат получал звание "фаненюнкер" равное званию "ефрейтор" и после непродолжительных теоретических занятий (от 2 до 6 месяцев) вновь посылался в другой боевой полк на ефрейторскую должность на срок от 4 до 6 месяцев. В это период ему должны были предоставить возможность часть времени выполнять обязанности командира отделения. Не отвечающие требованиям командования фаненюнкеры в училище не возвращались, а оставались служить в части ефрейторами.

По возвращении в училище фаненюнкер получал звание "фаненюнкерунтерофицир", проходил 2-6 месячный курс теоретического обучения и отправлялся в третий боевой полк командиром отделения. Часть времени он должен был исполнять обязанности заместителя командира взвода и старшины роты.

При условии положительного отзыва командования по возвращении в училище он получал звание "фенрих" и после непродолжительного теоретического курса посылался в четвертую боевую часть командиром взвода (на офицерскую должность) и после установленного срока службы командиром взвода в училище сдавал выпускные экзамены.

После этого он в звании "оберфенриха" отправлялся в полк для постоянной службы. Присвоение звания "лейтенант" зависело от командования полка и дивизии . В основном, время от поступления в училище до присвоения офицерского звания составляло более трех лет (даже и во время войны, а для обеспечения достаточного пополнения войск офицерами увеличивался набор в училища). Для присвоения каждого очередного офицерского звания требовалось пройти 4-6 месячное обучение в соответствующем училище или академии по той должности, на которую планировалось направить офицера, пройти стажировку по новой должности.

Таким образом, происходило постоянное фильтрование качественных кандидатов от случайных и неспособных руководить солдатами. К моменту получения офицерского звания кандидат имел боевой опыт, теоретические знания; умел пользоваться всеми видами оружия, умел командовать солдатами, знал особенности управления различными подразделениями, имел авторитет. Стажировки в различных частях у разных командиров и их решающее заключение о пригодности кандидата гарантировали, что офицерское звание не получат недостойные (по блату, за папины заслуги, за происхождение и т.п.). Более того, в мирное время на каждую следующую ступень подготовки могло быть принято не более 75% от числа лиц, прошедших предыдущую ступень.

Значительная часть офицеров в военное время комплектовалась из числа отличившихся, способных унтерофицеров. При необходимости им давалась возможность получить военное образование, и перед присвоением офицерского звания они также проходили курс теоретического обучения.

Конечно же, с получением лейтенантских погон обучение офицера не заканчивалось, а, можно сказать, только начиналось. Ответственность за дальнейшее образование офицеров нёс командир полка. С молодыми лейтенантами регулярно проводились семинары на политические, военные и экономические темы. Во время штабных занятий в гарнизонах перед лейтенантами ставились тактические задачи, по которым они должны были подготовить планы и приказы.

Однако, если офицер твёрдо решил занять должность офицера Генштаба, самым главным для него становилась подготовка к военно-окружным экзаменам. Это был очень сложный экзамен, длившийся несколько дней и состоявший из следующих частей: 3 работы по прикладной тактике, 1 по теории тактики, 1 по инженерной подготовке, 1 по чтению карт и черчению и 1 по вооружению. Кроме того, проверялся общий уровень знаний - нужно было писать работы по истории, праву, географии, математике, физике, химии, физподготовке и иностранному языку. Особенно сложными были задания по тактике. Дело в том, что вопросы к ним часто выходили за рамки программ военных школ. Например, задавались вопросы о действиях усиленного полка, в то время как в Дрездене изучались лишь действия на ротном и батальонном уровнях. Тут, как мы видим, ещё одно характерное отличие от нашего образования - немцы считали, что если офицер действительно увлечён военным делом, то он не будет тупо повторять на экзамене то, что услышал от лектора. Наоборот, он станет сам постоянно углублять и совершенствовать свои знания. Таким образом немецкая система образования заставляла офицера показать всё, на что он способен.

Экзаменующий офицер, что интересно, оставался анонимным, а каждую работу лейтенанта оценивали сразу три офицера - дабы избежать субъективных оценок. В случае двухкратного провала экзамена лейтенант вполне мог лишиться офицерского звания.

Для помощи молодым офицерам в подготовке к экзамену в каждом гарнизоне формировались учебные группы, которые проходили 6-месячный курс обучения. В качестве учебников использовались книги и статьи, написанные, в основном, офицерами Генштаба. Например, знаменитая книга Роммеля «Пехота атакует!» является компиляцией его статей, написанных в 1929 - 1932 гг., когда он был инструктором в Дрезденской школе.

Самой главной задачей немецкого образование было воспитание офицера в моральном плане. Фон Сект подчёркивал, что «каждый офицер каждого рода войск должен постоянно помнить о своей роли наставника и образца для подчиненных ему войск». Офицер Генштаба должен был быть «решительным, готовым брать ответственность, уметь сохранять спокойствие в угрожающей обстановке и быть вождем для своих войск». Именно полководцем, а не «полкопосыльцем»! Как видите, офицер в понимании немцев - это не тот, кто сидит в штабе и рисует стрелочки на картах. Офицер - это, если так можно выразиться, «состояние души» (звучит пошло, но по-иному не скажешь). Это образец для своих солдат, собственно, самый лучший солдат - самый смелый, самый умный, самый храбрый и т.п. В этом смысле офицерский корпус вермахта действительно был элитной кастой - но не той «кастой» офицерья, с презрением относящейся к «солдатне», которая имеется у нас. Теоретически это была каста лучших воинов, готовых, в случае необходимости, первыми пожертвовать своей жизнью ради победы.