3 июня по новому стилю Православная Церковь чтит память святого равноапостольного Царя Константина и его матери святой Царицы Елены. Константин - святой основоположник первой христианской империи - был одной из наиболее ярких фигур во всемирной истории. При нем Церковь Христова, веками гонимая в Римской империи, вдруг обрела все блага государственной религии. Эта чудесная перемена была делом рук одной личности, одной воли, одной инициативы, была делом жизни человека, которого православные христиане знают как святого равноапостольного царя Константина.
Константин стал после смерти отца Императором в Галлии и Британии, но его путь к полной власти над Империей был очень непростым. Одним из важнейших этапов его борьбы за Римский престол, ставшим вместе с тем переломным в духовном становлении Константина, было противостояние с узурпировавшим власть Максенцием.
В 307 году Максенций принял титул августа и поначалу, чтобы привлечь к себе расположение римлян, сделал вид, что симпатизирует христианам, так как в Риме они уже имели немалую силу. Но вскоре грубый, жестокий и развратный Максенций сбросил маску благопристойности и начал преследовать римских сенаторов, разграбляя их имущество, похищал жен, дочерей римлян для удовлетворения своих скотских страстей и похотей своих фаворитов. Правление Максенция выродилось в откровенную тиранию, державшуюся силой оружия его преторианской гвардии.
Возмущенные бесчинствами римляне тайно вступили в переговоры с Константином, прося у него защиты от мучителя, и император не остался безучастен к их мольбам. В сентябре 312 года Константин с небольшим войском быстрым маршем двинулся из Галлии и после смелого перехода через перевал горы Женевр в Альпах захватил крепость Сегуэнсо в Италии, прежде чем ее защитники поняли, что происходит. Навстречу его войскам вышла италийская армия и под Турином произошло первое сражение этой войны, в котором войска Максенция были разбиты легионами Константина. Турин, а вскоре после этого и Милан сдались без боя. Затем Констанин разгромил еще одну неприятельскую армию под Вероной.
Однако и после первых поражений военные силы Максенция значительно превосходили по численности и ресурсам войско Константина. Но Константин умел бить врага молниеносно и по частям, полагаясь на своих испытанных воинов и талант полководца. Не теряя времени даром, галльская армия вышла на знаменитую Фламиниеву дорогу, которая вела прямо в Вечный Город. В октябре Константин подошел к Риму. Приближался день главного сражения. Предстоящая схватка была для Константина вопросом его жизни и смерти, конечного успеха или провала всех его замыслов. У Константина было меньше войска, чем у Максенция, и галльские легионы считали этот поход делом просто отчаянным. На стороне Максенция были испытанные преторианцы, которые вскоре с честью подтвердили свою репутацию и в кровавой битве у Красных скал полегли костьми, но не уступили неприятелю ни пяди. Перед сражением среди воинов Константина шел ропот, никто не одобрял его намеренье вступить в борьбу за Рим.
Максенций, для поддержания духа своих войск, совершил все мыслимые и немыслимые языческие таинства: вопрошал Сивиллины книги, разрезал чрева животных и беременных женщин, рылся во внутренностях новорожденных детей, и молил богов отвратить войну. Сyеверный тиран даже специально назначил префектом города Рима некоего Анния, в надежде, что это имя будет благоприятствовать его успеху.
Все языческие "предзнаменования" были против Константина, и его противник был готов к жестокой схватке. Для императора это было время страшного напряжения и сомнений. Сам он никогда еще не видел Великий Рим, охраняемый древними языческими богами, и невольная робость таилась в его сердце. Константин чувствовал острую необходимость укрепления веры в победу в сознании своих воинов, и надеяться он мог только на помощь сверхъестественных Небесных Сил.
И вот, в один из дней перед битвой, с Константином приключился случай, в достоверности которого впоследствии поклялся сам император. Когда солнце уже начало склоняться к западу, Константин и его воины вдруг увидели сложившееся из света знаменье креста, лежавшее над солнцем. Зрелище привело наблюдавших в ужас, потому что крест, как орудие позорной казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин был повержен в недоумение, не понимая значение этого события.
В сущности, световой крест в небе - явление естественное, но довольно редкое. И вследствие своей редкости, оно в тот момент неизбежно было воспринято очевидцами как чудесное знаменье, а значит, несомненно было направленным к вразумлению императора вмешательством Божественной воли.
Константин, размышляя об увиденном знамении и вознося молитвы к Небу, отошел ко сну. Во сне явился к нему Христос с крестом в руках, и сказал ему: "О, Константин, сим побеждай!". Наутро император уже знал, на чью помощь он должен уповать в своей борьбе. Святая вера во Христа была дарована Константину лично и непосредственно, как государю, для победы над врагом. Господь сделал Константина Своим избранником, и в лице императора вся империя получила тогда покров Креста.
Свой сон Константин рассказал друзьям, а затем повелел мастерам сделать новую хоругвь для войска - знаменитый "лабарум". Это знамя представляло собой копье, обложенное золотом, на которое сверху была наложена поперечина, образовавшая с ним знак креста. На самой вершине копья был утвержден золотой венок, украшенный драгоценными камнями, а в нем символ спасительного имени - монограмма Христа. На поперечине висел равносторонний белый плат, вышитый золотом. Это знамя было утверждено войску вместо легионных орлов. Монограмма украсила и шлем Константина. Этот же знак Император повелел поместить на щитах своих воинов, как символ победы, обещанной ему Богом. Константин пригласил к себе христианских священников и расспрашивал их о смысле дарованного ему знаменья и о том, кто тот Бог Христос, увиденный им во сне. И священники, поведав ему о Христе, подтвердили победную суть знаменья. С того времени Константин начал усердно заниматься чтением Священного Писания и постоянно имел при себе христианских епископов.
27 октября 312 года произошла решающая битва. В начавшемся сражении обе армии бились с одинаковой силой и никто не отступал, но, в конце концов, войском Максенция овладел страх, и воины Константина обратили врага в бегство. Максенций кинулся к Городу, но был сдавлен толпой бегущих, в толчее сброшен в Тибр и в его водах нашел свою гибель под тяжестью своих роскошных доспехов. Под знамением Креста Христова победоносное воинство Константина вошло в Рим.
Император Константин, обладая выдающимся полководческим талантом, в полной мере осознавал, что этой победой он обязан Христу, явившемуся ему накануне решающей битвы. На всем своем дальнейшем пути к укреплению власти Константин не расставался с дарованным ему Самим Богом знамением. Крестом и мечом, полагаясь на силу оружия и уповая на Бога, святой равноапостольный Царь Константин построил первую христианскую Империю.