Русское Движение

Военные силы вермахта.

Оценка пользователей: / 10
ПлохоОтлично 

В истории становления и развития вермахта имеется много неясностей, которые порождены однобоким анализом его зарождения, развития и участия в военных операциях, как правопреемника немецкой армии периода первой мировой войны и рейхсвера.

Армия Германии времен Веймарской республики (рейхсвер) существовала в режиме жесточайшей экономии средств и ограничений, наложенных странами победительницами и определенных Версальским договором. Основные усилия руководства вооруженных сил Веймарской республики были направлены на сохранении военно-научных кадров, системы подготовки военных специалистов и обучении боеспособного резерва. Научные исследования в военной области и повышение квалификации руководящих военных кадров немцы осуществляли с помощью Швеции и СССР. Повышение квалификации военных кадров так же проводилось при помощи Швеции и СССР. Подготовка унтер-офицерского состава возлагалась на негласный резерв, для чего была создана полувоенная организация «черный рейхсвер». Надо признать, что немцы хорошо усваивают уроки прошлых военных компаний, особенно тех, которые закончились поражением. Практически сразу после окончания 1-й мировой войны военная мысль Германии нацелилась на подготовку реванша, с учётом всех допущенных военных и экономических просчётов. В результате предварительного анализа хода боевых действий, немецкие военные круги за основу приняли концепцию манёвренной войны.

С приходом к власти национал-социалистов, под флагом реванша за поражения на фронтах 1-й мировой войны в Германии началась реформация рейхсвера. К этой работе были привлечены лучшие силы немецкой военной науки, которые взяли за основу и использовали передовые идеи в области военно-научной мысли того времени. Глубокое изучение трудов Макиавелли, Клаузевица, Гнейзенау, Мольтке, Дельбрюка, Шлиффена, Людендорфа, Фольмера, Фолькгайма, Эймансбергера, Дуэ, Гудериана, Фуллера, Безила, Хорта и научный анализ хода военных операций Франко-Прусской войны 1870-71 г.г. и 1-й мировой войны в сочетании с практическим опытом военного строительства прусской армии, позволил выработать определенную военную стратегию и заложить основы оперативного и тактического искусства, которые нашли свое отражение в боевых уставах, наставлениях, руководствах и других документах, разработанных с целью внедрения оперативных и тактических приемов ведения боевых действий в войска.

При разработке тактических и оперативных приемов подвижных соединений немцы глубоко изучили ход гражданской войны в России 1918-22 гг. и труды советских военноначальников, в том числе С.М. Буденного, М.В. Фрунзе, В.К. Триандафиллова и М.Н. Тухачевского.

Как уже отмечалось, отличительной особенностью немецкой военно-исторической и военной науки является стремление анализировать боевые действия с точки зрения точных расчетов военно-экономического потенциала. Благодаря комплексному подходу к формированию новых подходов к организации войны немцы сумели грамотно соединить воедино преимущества двух главных составляющих, принесших успех «Антанте» в первую мировую войну, танковые войска (главное средство достижения превосходства в общевойсковом бою) и авиацию (главное средство достижения превосходства в воздухе).

В результате соединения теории маневрённой войны с разработками Альфреда фон Шли?ффена была создана и практически отработана концепция ведения молниеносной войны или блицкрига.

Версальский договор запрещал Германии иметь танковые войска, однако, учебные части и подразделения танковых войск начали создаваться уже с весны 1922 года, используя для обучения экипажей вместо танков серийные автомобили. А уже в 1923 году состоялись первые тактические занятия с использованием подвижных танковых групп во взаимодействии с авиацией. Руководил практической работой в этой области Г. Гудериан. Комментарии как видно излишни. Это еще раз свидетельствует о том, что немецкая военная наука всегда опиралась на постоянную каждодневную практическую работу по внедрению и совершенствованию передовых навыков овладения военной специальностью.

То есть к 1934 году в Германии имелись все необходимые условия для создания современной, боеспособной армии, что послужило толчком к проведению качественной военной реформы и преобразованию рейхсвера в вермахт, который быстро превратился в мощный военный механизм, способный сокрушить армии любых противников на европейском театре военных действий.

В оценке сил и средств, а, следовательно, боевых и маневренных возможностей вермахта, многие военные историки пользовались в основном материалами немецкой открытой печати, которые не были полными по понятным объективным причинам. Поэтому в целом оценки получались весьма поверхностными. Все историки почему-то в один голос говорили об относительно небольшом количестве танков и САУ находившихся на вооружении в частях и подразделениях вермахта на 22 июня 1941 года. Достаточно сказать, что из их источников следовало, что количество танков и штурмовых орудий (САУ) в вермахте не превышало 4700 единиц. Обратим внимание на то, что перед войной немецкое командование располагало разведданными о возможном использовании РККА на фронтах до 15 тыс. танков. То есть их разведорганы получали достоверные цифровые данные о валовом выпуске бронированных машин на предприятиях СССР, в том числе вместе с имевшими место приписками. Однако Гитлер в своем выступлении накануне войны перед руководством вермахта и СС утверждал, что немецкие силы вторжения превосходят РККА не только по количеству танков, артиллерии и авиации, но и по их качеству. Заявления такого уровня, основывались на анализе информации о развитии советских вооруженных сил, и озвученные из уст руководителя такого ранга, не могут быть политическим блефом, так как эти слова были им произнесены на закрытом совещании командного состава вермахта накануне войны. Немецкие генералы и офицеры реально оценивали свои силы. В своих расчетах на ведение боевых действий немецкий генеральный штаб должен был ориентироваться на указанные данные о советских танковых войсках, и заявление Гитлера как Главнокомандующего, не могло быть пустым пропагандистским шагом. То есть, следуя этим утверждениям, можно предположить, что количество танков и штурмовых орудий (САУ) в вермахте и войсках СС должно было быть не меньше 15 тыс. ед. или реальное количество боевой техники в РККА на самом деле было значительно меньше указанной цифры. Но давайте разберемся во всем по порядку.

Почему до сих пор в различных исторических источниках при подсчетах общего количества танков и штурмовых орудий (САУ), находившихся в вермахте на июнь 1941 года, фигурируют цифры, не превышавшие 4700 единиц. Надо сразу оговориться, что это только те боевые машины, которые находились в частях и подразделениях вермахта по штату (без учета войск СС) и численность которых была хорошо известна. Другие боевые машины, хотя они были в наличие, немцы танками не считали. Немцам и в голову не могла придти мысль, чтобы в общую боевую численность танков и штурмовых орудий (САУ) можно включить сверхштатные боевые машины, которые не имели экипажей, не были снаряжены, заправлены горючим, исправны и укомплектованы. Они вряд ли думали, что войну можно начинать с войсками, не укомплектованными полностью по штату военного времени личным составом, вооружением, боевой и другой техникой. Необходимо также принять во внимание то обстоятельство, что учету не подлежит вся боевая техника, которая не входит в штат подразделений, частей и соединений. По логике немцев выходит, что невозможно подсчитывать груды железа, называемые танками и штурмовыми орудиями (САУ), если они находятся без экипажей, не укомплектованные и не снаряженные как полноценные боевые единицы.

Перед началом войны мощности танковых заводов Германии позволяли производить более 1000 боевых машин ежемесячно, авиационных до 100 боевых самолетов ежедневно, судостроительных около 30 подводных лодок в месяц (не считая мелких серий других боевых кораблей и судов, в том числе крупнотоннажных). Трудно поверить в то, что немецкие военные предприятия в условиях войны намеренно ограничивали свои возможности по обеспечению армии боевой техникой и вооружением. Немецкое военное производство и военный заказ существовали в строгом соответствии с потребностями войск и финансовыми возможностями государства по развертыванию вооруженных сил. В соответствии с этим мощности военных заводов были загружены исходя из перспективных планов развертывания войск и удовлетворения немедленных потребностей армии в средствах ведения войны, то есть в войска поступала далеко не вся техника, которая производилась на предприятиях. Например, из произведенных к августу 1939 года 617 танков Т-4 в войска поступили только 211, то есть чуть больше 1/3. Других танков к концу 1939 года было произведено более 5,6 тыс. ед., из них более 1,6 тыс. средних танков Т-3, из которых в войска поступило около 40% боевых машин.

У немцев существовал и был четко отлажен механизм обеспечения вооружением, боеприпасами и материально техническими ресурсами подвижных соединений, где в свою очередь был отлажен ремонтно-эвакуационный механизм. Для сохранения моторесурса часть танков на передовую и обратно перевозилась на специальных большегрузных автомашинах и трейлерах по шоссейным дорогам и железнодорожным транспортом. Эти (транспортируемые) боевые машины, пока они не были в строю, в официальной статистике не учитывались.

Все историки упорно берут за основу штатную численность танковых дивизий, входивших в состав танковых групп первой линии. Почему нет сведений о других боевых машинах не понятно. Тем не менее, в Германии на 22 июня 1941 года боевой техники, в том числе танков и штурмовых орудий (САУ) с экипажами, не считая бронемашин, бронетранспортеров, танкеток и трофейных танков и САУ, было значительно больше 4700 единиц. По самым скромным подсчетам на 22 июня 1941 года вермахт и войска СС располагали примерно 12 - 12,5 тыс. танков и штурмовых орудий (САУ), без учета трофейных. В это число не входила другая гусеничная и полугусеничная бронированная техника, бронетранспортеры и бронеавтомобили. В охранных отрядах и дивизиях СС находились танки и САУ, которые также не вошли в статистику. Большая часть из всей этой боевой техники приняла участие в боях на восточном фронте.

Известно, что по плану «Барбаросса», основные танковые силы вермахта и войск СС были распределены между четырьмя танковыми группами. Во 2-й и 3-й ТГ почти все танки были средними, преимущественно Т-3 и Т-4. Для ведения разведки использовалось некоторое количество немецких танков Т-2 и 38-Т чешского производства, последние по своим ТТХ, соответствовали немецким танкам Т-3 ранних модификаций.

Средние танки Т-3 изготавливались не только на предприятиях Германии, но и на предприятиях Австрии и Чехии, где их производили наряду с 38-Т. Последних перед войной только для вермахта произвели более 1200 единиц. Количество произведенных на чешских заводах танков Т-3 не известно. После присоединения Чехословакии к Германии, немецкие специалисты, сравнивая ТТХ чешских танков 38-Т и их себестоимость, были приятно удивлены тем, что чешские танки оказались значительно лучше и дешевле немецких легких танков Т-2. В целях экономии средств, для комплектования разведподразделений, немецкое командование разместило заказ на производство чешских танков 38-Т, немецких Т-2 и Т-3 на заводах Чехословакии. На чешских предприятиях производились также противотанковые САУ на базе танка Т-1, вооруженные чешской 47 мм противотанковой пушкой, ориентировочно было произведено не менее 372 ед. На польских заводах также производились танки Т-2 и Т-3 для немецких вооруженных формирований (количество не известно). В общем валовом производстве бронетанковой техники Германии совсем нет данных о количестве и номенклатуре произведенной продукции австрийских, бельгийских, голландских, французских, датских, норвежских и польских заводов. На восточный фронт работали даже предприятия Испании, Швейцарии и Швеции, стран официально соблюдавших нейтралитет. Вся статистика выпуска предприятий указанных стран (кроме Германии) долгие годы замалчивалась по политическим причинам. Их заводы снабжали вермахт средствами ведения войны вплоть до середины 1944 года. Известно, что автомобильная промышленность экономически заинтересованных в союзе с Германией стран Европы в течение 1941 года выпустила более 350 тыс. автомобилей, большая часть из которых была задействована для снабжения немецких войск, в то же самое время автопром Германии произвел около 340 тыс. автомобилей.

Только немецкими военными предприятиями, в период 1940 и первой половины 1941 годов, для вооружения вермахта было произведено более 160 тыс. автомашин (помимо транспортной группы), более 9 тыс. тягачей, более 3 тыс. полугусеничных бронетранспортеров (СДК-250 и СДК-251/1), 540 тяжелых бронемашин, 995 легких танков, 3511 средних танков (Т-3 и Т-4), 746 САУ (на базе танков Т-3), 480 огнеметных танков (на базе танков Т-3), более 250 ЗСУ (на базе танков Т-4), более 550 БРЭМ (на базе танков Т-4), более 21 тыс. самолетов, около 500 тыс. пистолетов-пулеметов, более 2,7 млн. карабинов (в этой связи следует уточнить, что только предприятиями Германии до 1940 года было выпущено более 3,5 млн. карабинов «Маузер» 98к), около 24 тыс. стволов автоматических пушек (в том числе зенитных орудий), более 14 тыс. артиллерийских орудий калибров 75 мм и выше, более 8,6 тыс. минометов, более 200 тыс. мотоциклов и 126 подводных лодок. Кроме перечисленной боевой техники и вооружения производились транспортеры для подвоза боеприпасов на базе танков Т-1, Т-2, Т-4, зенитные самоходные установки на базе бронетранспортеров СДК-250 и СДК-251, транспортеров СДК-6 и СДК-7 и тяжелых автомобилей, самоходные противотанковые пушки калибров 37, 47, 50 мм установленные на различных шасси, огнеметные танки на базе танков Т-2 и так далее. Однако, далеко не все произведенное вооружение поступало в войска.

Мощности заводов-производителей вооружения, боевой и другой техники боеприпасов для войск позволяли снабжать армию всеми необходимыми средствами ведения войны с избытком, например 219 авиационных заводов Германии были способны выпускать до 100 боевых самолетов в день.

Следует отметить, что одновременно с этим, выпуск продукции гражданского назначения немецкими предприятиями не только не снижался, но даже вырос в соответствии с растущим спросом населения. Всего на войну работало около 10,5 % экономической мощи Германии.

Комплектование войск вермахта и их материально-техническое обеспечение строилось исходя из следующих обязательных факторов: бесперебойное снабжение войск боевой техникой и вооружением в соответствии со штатной потребностью, непрерывное снабжение боеприпасами и материально-техническими средствами в сроки и объемах, необходимых для ведения успешных боевых действий, а также для своевременной организации эвакуационных мероприятий, войскового ремонта, грамотной эксплуатации и обслуживания техники и вооружения. Все это свидетельствовало о том, что немцы придавали огромное значение мероприятиям, без которых технология войны не может быть реализована в полном объеме. Запасы боеприпасов, ГСМ и материально-технических средств соединений вермахта производились из расчета минимального снабжения войск на 5-6 дней интенсивных боев.

На основании обобщенного опыта боев первой мировой войны в немецкой армии были выработаны и существовали нормы расхода боеприпасов на преодоление сопротивления огневых точек противника. Для этого на направлениях главных ударов соединения вермахта получали дополнительно еще по 1,5 боекомплекта боеприпасов загруженных на транспортные средства и передвигавшихся вслед за войсками. На базах, разворачиваемых для снабжения танковых групп, еще имелись от 1 до 1,5 боекомплектов боеприпасов, а на базах снабжения предназначенных для обеспечения групп армий находилось примерно до 1,5 - 2 боекомплектов. В резерве на территории Германии сосредотачивалось до 4 боекомплектов. Для гарантированного своевременного снабжения войск боеприпасами, как правило, на всех перечисленных базах запасы боеприпасов несколько превышали норму в среднем на 0,5 боекомплекта.

Комплектование и обеспечение немецких войск осуществлялось на основе соблюдения штатной дисциплины и требований существовавших нормативных документов, а также приказов и распоряжений. Трудности РККА, связанные с партийно-номенклатурными проблемами в структуре вооруженных сил и активным вмешательством партийного аппарата в решения задач армии, в вермахте были не ведомы. Поэтому в немецкой армии уделялось больше внимания организации управления войсками, направленной на обеспечение максимальной пробивной способности войск.

Практическое управление танковыми и моторизованными частями и соединениями, в выигранных вермахтом компаниях, диктовали свои условия по совершенствованию практических навыков управления командирами всех уровней. Так количество танков в дивизиях было сокращено с 324 до 250 единиц (фактически до 250 танков в каждой дивизии трех батальонного состава и до 150 танков в дивизиях двух батальонного состава). Это было продиктовано в первую очередь тем, что в результате увеличения количества танковых дивизий и укомплектованием танковых частей вермахта средними танками, возникли трудности с пополнением их подготовленным командным составом. В качестве пополнения прибывали кадры, имеющие ограниченные навыки управления танковыми подразделениями и частями.

К 22 июня 1941 года в вермахте на восточном фронте было 20 танковых дивизий (17 в первой линии, 2 во второй и 1 в резерве). На территории Германии в резерве находились еще две танковые дивизии с 350 боевыми машинами, во Франции находилось порядка 3 танковых дивизий двух батальонного состава, один танковый батальон которых был укомплектован французскими боевыми машинами, а в Северной Африке находилось две танковые и одна легкая дивизии с 350 танками. Кроме того, к подвижным соединениям необходимо отнести 40 моторизованных дивизий, из которых 15 мотодивизий, обычно упомянутых в печати, входили в состав подвижных объединений первой линии на восточном фронте, еще 1 во второй и 1 находилась в резерве фронта и 14 легких дивизий, из которых 7 находились на восточном фронте, 6 в резервной армии и 1 в Африке. Реальное количество танковых и моторизованных дивизий, согласно порядковым учетным номерам, принятым в вермахте, было больше официально заявленных по ныне принятым статистическим данным. Согласно порядковым номерам танковых дивизий было не менее 30, из них на востоке зафиксировано 17 (в первой линии - 15, во второй линии - 2), моторизованных не менее 40, из них на востоке 15 (в первой линии - 15, в резерве - 2), легких пехотных не менее 14 (на востоке 7), подвижных дивизий войск СС не менее 7 дивизий (на востоке - 5). В составе легких пехотных дивизий, а также как минимум в 5 мотодивизиях, действовавших на востоке, было по одному танковому батальону и разведывательному полку, на вооружении которых были танки. Неизвестно сколько еще моторизованных дивизий имели в составе танковые батальоны. Можно лишь предположить, что танками располагали в основном моторизованные дивизии, действовавшие не в составе танковых групп, а на отдельных направлениях. Танки имели на вооружении также 5 дивизий войск СС, в их составе было по танковому батальону и разведывательному полку. Всего к июню 1941 года в вермахте и войсках СС находилось 214 полностью укомплектованных дивизий. Всего промышленности Германии удалось мобилизовать и полностью вооружить и оснастить 7,2 млн. армию.

Кроме того, в ходе боевых действий в период 1939 - 1941 г.г. немецкими войсками были захвачены вооружение, боевая техника и материальная часть 30 чехословацких, 6 норвежских, 92 французских, 12 английских, 22 бельгийских и 10 голландских дивизий. Для обеспечения вооружений указанных дивизий боеприпасами, комплектующими и запасными частями, на территориях захваченных стран функционировали военные предприятия. Этим вооружением можно было дополнительно укомплектовать еще до 170 дивизий. Это еще около 5 тыс. танков и САУ производства 30-х годов и до 3,7 тыс. устаревших танков ФТ-17 и ФТ-18 и их модификаций, захваченных немецкими войсками и участвовавших в боевых действиях в составе вермахта, полицейских войск, охранных отрядов, войсках СС и армий сателлитов Германии.

К подвижным соединениям и частям, непосредственно осуществляющих прорыв на главных направлениях необходимо отнести 11 и 900 мотобригады, боевую группу СС, а также отдельные подвижные части: мотополк «Великая Германия» и полк лейбштандарт СС «Адольф Гитлер», в которых было по 1 танковому батальону и 1 дивизиону штурмовых орудий. Кроме того, в войсках было 6 отдельных танковых батальонов и 4 отдельных батальона огнеметных танков (из них на востоке - 3, на западе - 1). Соединениям и частям, предназначенных для прорыва укрепленных рубежей на направлениях главных ударов, придавались дивизионы штурмовых орудий. На востоке находилось 11 отдельных дивизионов и 6 отдельных батарей штурмовых орудий, на вооружении которых было более 240 боевых машин на базе танка Т-3. В дивизионе по штату находилось минимум по 21 единице (по 7 ед. в батарее), но в отдельных случаях боевых машин в них могло быть значительно больше. В пехотных дивизиях так же использовались тяжелые пехотные орудия (САУ) на базе танков Т-1 (370 единиц 150 мм САУ СИГ-33, плюс по 1 транспортеру боеприпасов на каждое САУ), более 400 единиц 47 мм противотанковых САУ СДК-101, около 250 ед. 75 мм САУ и 250 огнеметных танков на базе танков Т-2. Кроме них в войсках имелось неизвестное количество САУ на базе танка Т-2 и произведенных с использованием шасси французского тягача «Лоррэн» и танка «Рено» Р-35 (47 мм ПТП) (ориентировочно их было не менее 200 ед.). Кроме гусеничных САУ в вермахте имелось порядка 270 бронемашин СДК-233 с 75 мм орудием и около 1 тыс. бронетранспортеров СДК-250/10 с 37 мм противотанковой пушкой.

Только четыре танковые группы вермахта, без учета войск СС, были укомплектованы 3397 танками, из которых примерно 3200 составляли средние (Т-3 и Т-4). В качестве разведывательных использовались немецкие танки Т-2 и боевые машины 38-Т чешского производства. Наличие в составе соединений чешских танков послужило основанием для характеристики таких дивизий как «использующих чешскую матчасть».

В пехотных дивизиях 3-го эшелона, находилось по одной танковой роте трофейных танков в каждой, в которых насчитывалось по 30 боевых машин. В девяти полицейских охранных дивизиях 3-го эшелона и 2 специальных дивизиях войск СС (айнзац команды без войск СД), находилось по одному танковому взводу до 5 танков в каждом. В пехотных и моторизованных дивизиях второй линии находилось около 370 командирских танков, которые не учитывались как боевые единицы. Командирские танки предназначались для управления войсками и не могли входить в общую статистику. Созданные на базах основных танков специальные машины боевого обеспечения (бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), танковые мостоукладчики, инженерные машины разграждения (ИМР) и др.), не могли учитываться как боевые машины. Они находились на вооружении в инженерных и разведподразделениях вермахта. В некоторых пехотных дивизиях первой линии имелись танковые подразделения численностью до батальона, известно, что таковой была 17 пехотная дивизия. Всего по штату в немецком танковом батальоне могло находиться от 70 до 90 танков, но в отдельных случаях количество их могло доходить до 150 и даже до 300 единиц и более.

Кроме того, в официальной статистике не учитывалось более 1000 ед. средних танков Т-3 и Т-4 без экипажей, которые находились в резерве. Также не были учтены трофейные боевые машины, захваченные при оккупации Чехословакии (около 1 тыс. ед.), разгроме Франции (более 3,5 тыс. французских и более 500 английских боевых машин), Польши, Бельгии, Голландии, Дании выведенные в резерв, и использовавшиеся на восточном фронте в пехотных дивизиях третьей линии. Известны случаи массового использования немцами в боях первых дней войны трофейной французской и польской боевой техники. В пехотные дивизии первой линии вермахта было направлено более 500 французских танков «Рено С-35», то есть по 1 танковому взводу на дивизию. После оккупации Франции немецкими войсками, французская промышленность продолжала выпуск боевых машин и поставляла их союзникам Германии и в вермахт. Еще около 2500 танков находилось на промышленных предприятиях Германии в условно-готовом виде, то есть в различной степени готовности. Следует отметить, что на предприятиях Советского Союза не оставалось резерва боевых машин в условно-готовом виде, так как плановая экономика, требовала жесткого исполнения плана по валовому поступлению в войска боевой техники. Предприятия СССР не могли создавать резервы комплектующих запчастей для сборки и ремонта боевой техники, все изделия отправлялись в действующую армию, в том числе машины, имевшие технические дефекты.

В дополнение к штатным боевым единицам, в немецкой армии имелся фронтовой танковый резерв, составлявший прядка 306 машин без экипажей. Из них только 60 ед. танков чешского производства (38-Т), остальные средние танки Т-3 и Т-4 немецкой постройки. Среди боевых единиц не числились танки резервной армии, количество которых было ориентировочно 1 тыс. боевых машин.

К слову сказать, в официальной прессе часто путали и путают между собой различные резервные формирования, которых в немецкой армии было предостаточно. Это такие как фронтовой резерв вермахта, резерв ОКХ, резерв ОКВ, ландвер, резерв войск СС, войска, расквартированные на территории Германии и во Франции и резервную армию, все это были разные резервные формирования. Например, в резервах групп армий было по 320 танков в каждой, которые располагались на базах снабжения групп армий, им же придавались танковые полки оперативного резерва, достоверная численность которых не известна, и так далее.

Как уже было отмечено выше, в танковых дивизиях вермахта всегда учитывались только исправные, укомплектованные и боеготовые танки с экипажами. Остальные сверхштатные боевые машины выводились в резерв и соответственно учитывались не как боевые единицы. Кроме танков и штурмовых орудий (САУ) танковые дивизии комплектовались бронетранспортерами. Например, мотопехотные подразделения танковых дивизий первого эшелона укомплектовывались бронетранспортерами в количестве 400-420 единиц, в зависимости от оргштатного состава мотопехоты. В танковой дивизии могло быть 2 мотопехотных полка 2-х батальонного состава или 1 мотопехотный полк 3-х батальонного состава. Кроме того, они комплектовались 600-ми автомобилями (транспортерами), 27 бронеавтомобилями, 560 легковыми автомашинами и 1300 мотоциклами, однако мотоциклетный батальон, был не во всех дивизиях. Кроме танковых дивизий, к подвижным соединениям относились легкие дивизии, которые по своей организации приближались к танковым и отличались от них лишь отсутствием тяжелого вооружения.

Для организации должного материально-технического обеспечения на каждую дивизию подвижных войск, в среднем приходилось по 3000 грузовых автомобилей, из них 1400-1700 входило в штат. То есть, в среднем на 1 танк приходилось не менее 10 автомашин обеспечения. В состав танковых дивизий входили также 1 подвижный противотанковый дивизион САУ и зенитный дивизион ЗСУ.

Для оснащения и комплектации подвижных соединений и частей вермахта к июню 1941 года промышленностью Германии было выпущено более 600 ед. бронетранспортеров СДК-4/1, более 750 ед. бронетранспортеров «СВ», более 250 ед. бронетранспортеров СДК-265, более 1700 бронетранспортеров СДК-250, более 1300 бронетранспортеров СДК-251, также производились бронетранспортеры СДК-252 и 253. Кроме этого для перевозки пехоты использовались полугусеничные транспортеры на базе тягачей Д-6, Д-7 (более 7,5 тыс. ед.) и полугусеничные транспортеры СДК-2, СДК-11, СДК-7 и СДК-9. Часть бронетранспортеров вооружалась 37 мм противотанковой пушкой или 75 мм пушкой. На вооружение вермахта поступали также производимые во Франции полугусеничные бронетранспортеры «СОМУА МСиГ/МСиЛ» (около 1 тыс. ед.), бронеавтомобили Р204 «Панар» (200 ед.), полугусеничные транспортеры Р107 (более 2 тыс. ед.) и С-303Ф, С-307Ф (около 1 тыс. ед.), «Уник» У-304Ф, У-305Ф (более 1 тыс. ед.). Кроме того, для перевозки пехоты моторизованных дивизий использовались бронированные трехосные автомашины на специальном шасси (в количестве более 6 тыс. ед.).

Для оснащения подразделений разведки вермахта и войск СС в Германии производились бронемашины СДК-13, 14 (более 1,5 тыс. ед. на июнь 1941 г.), «Заурер-7 и 9» (около 140 ед.), СДК-221 (более 1 тыс. ед., вооружение 20 мм пушка), СДК-231 (около 800 ед., вооружение 20 мм пушка), СДК-231/8 (более 300 ед., вооружение 20 мм пушка), СДК-232 (более 300 ед., вооружение 20 мм пушка), СДК-222, 223 (более 1,1 тыс. ед. на 1941 год, вооружение 20 мм пушка), СДК-254 (около 320 ед.), СДК-247 (40 ед.), СДК-260 (200 ед.), СДК-263 (100 ед., пулемет). Для этих же целей в других странах Европы производились бронеавтомобили, поступавшие на вооружение вермахта: из Австрии поступали «АДГЗ» (52 ед., 20 мм пушка), из Швеции Л-40, Л-60, Л-100 (более 200 ед., 37 мм пушка), Л-181 (более 500 ед., 20 мм пушка), из Франции «Панар» Р-204Ф (около 200 ед., вооружение 25 мм пушка), «Шенилет» и «Рено» (более 1 тыс. ед., пулеметы), из Бельгии «ДАФ» (более 300 ед., вооружение 40 мм пушка) и «Мармон-Хемингтон» (более 200 ед., пулеметы) и т.д.

Кроме того, собственное производство боевой бронетехники техники имелось в Италии, Финляндии, Венгрии, Румынии, Словакии, Испании, странах союзниках Германии, войска которых принимали участие в боевых действиях на территории СССР. Также на вооружение вермахта поступали танкетки польского производства ТК (более 100 ед.) и ТКС (около 200 ед.) и французского производства УЕ-630 (более 2 тыс. ед.), которые использовались в основном в качестве тягачей для противотанковой артиллерии. Танкетки подобного типа производились также в Италии и Румынии.

С целью оперативного управления боевыми действиями и всеми видами обеспечения войск на марше и в бою, немцами была создана эффективная система управления войсками, основой которой стали войска связи. Части и подразделения войск связи оснащались специальными бронированными машинами управления СДК-233 (120 ед.) и СДК-265 (370 ед.). Они предназначались для управления войсками во время их следования в маршевых колоннах и на передовой. Командование танковых групп или групп армий работало на подвижных командных пунктах (КП), оснащенных машинами управления на базе транспортеров СДК-11. Артиллерийские и авиационные наводчики, следовавшие в составе передовых подразделений, передвигались на средних танках Т-3, оснащенных дополнительными средствами связи и наблюдения, которые не входили в общую статистику количества бронетехники.

В вермахте была чётко отработана система распределения радиочастот. Большое количество радиостанций, предназначенных для управления войсками, позволяло устанавливать отдельные радиостанции на выделенные каналы связи, что обеспечивало лучшее качество передачи информации и создавать резерв средств связи. С 1937 года все боевые машины сухопутных сил, ВВС и ВМС Германии оснащались средствами радиосвязи, что значительно сокращало время необходимое для управления войсками.

Вопреки расхожему мнению последних лет относительно слабости немецкой противотанковой артиллерии, можно сказать, что предприятиями Германии и оккупированных ею стран Европы для вооружения войск производился целый ряд противотанковых средств, отвечавших самым высоким требованиям того времени: 7,92 мм ПТР «ПзБ-39» (бронепробиваемость 20 мм на дистанции 300 м), 20 мм ПТР «Солотурн С-18» (бронепробиваемость 31 мм с 200 м), 28 мм ПТР «ПзБ-41» (бронепробиваемость 40 мм с 400 м), 37 мм ПТП «Пак-36» (бронепробиваемость 35 мм с 500 м), 47 мм ПТП чешской фирмы «Шкода» «Пак-37» (бронепробиваемость 60 мм с 1200 м), 50 мм ПТП «Пак-38» (бронепробиваемость 50 мм с 500 м, подкалиберным снарядом 67 мм, которая являлась основной ПТП немецких войск), 75 мм ПТП «Пак-40» (бронепробиваемость 72 мм с 500 м, подкалиберным 101 мм), 88 мм ПТП «Пак-41» (бронепробиваемость 130 мм с 500 м, подкалиберным 237 мм).

Для сравнения можно привести характеристики специализированных противотанковых средств советского производства предвоенного периода, это была 45 мм ПТП 53-К (бронепробиваемость составляла 30 мм на дистанции 500 м). Также в противотанковой обороне советских войск часто использовались: 76,2 мм дивизионная пушка Ф-22 (бронепробиваемость 80 мм с 500 м) и 76,2 мм дивизионная пушка УСВ (бронепробиваемость 80 мм с 500 м), другие специализированные противотанковые средства были разработаны, освоены и произведены советской промышленностью уже в ходе войны (!).

Из приведенных сведений видно, что почти все немецкие противотанковые средства способны были поражать почти все советские танки, в том числе и Т-34, с дистанции 500 м и более (кроме ПТР и 37 мм ПТП «Пак-36»). Немногочисленные советские танки КВ-1 имели броню 75 мм и могли надежно поражаться только 88 мм ПТП, которых в немецких войсках было относительно мало. Стремление к надежному поражению советских танков на максимальной дистанции исходила из необходимости надежной противотанковой обороны и поддержания высокого морального духа немецких войск. Высокий спрос на 88 мм ПТП «Пак-41» в немецкой армии создавал определенный ажиотаж и компенсировался только ударами штурмовой авиации при относительно благоприятной обстановке для действий с воздуха. Подпускать танки на ближние дистанции (менее 1000 м) немецкие противотанковые подразделения опасались. В результате этого в немецких войсках возникла танкобоязнь, происходившая из-за слабой морально-психологической готовности немецких расчетов к противотанковой борьбе на близких дистанциях. В силу таких обстоятельств немцы стали применять в качестве основного противотанкового средства 88 мм зенитные орудия «Флак-18», бронепробиваемость которых составляла 92 мм на дистанции 500 м, к тому же эти орудия имели качественные системы наведения и вычислитель (!), способствовавшие ведению более точной стрельбы по движущимся целям. Благодаря приведённым качествам это орудие успешно применялась немцами в качестве противотанкового средства на всех фронтах до конца войны. Часть этих орудий еще в польскую компанию установили на тягачах СДК-9 для непосредственного сопровождения механизированных колонн и их ПТ и ПВ обороны, остальные буксировались тягачами СДК-7. Кроме того, для противотанковой борьбы немцы эпизодически использовали дивизионную и корпусную артиллерию (полевую артиллерию и приданные силы из артиллерии РГК), имевшую в своем арсенале бронебойные снаряды: 105 мм дивизионные (полевые) пушки ИеФХ-18 и ИеФХ-18(М) (бронепробиваемость составляла 90 мм на дистанции 500 м), 150 мм пушки ИеФХ-39, 150 мм гаубицы сФХ-18, 170 мм пушки обр.1918 г. и даже 211 мм пушки обр.1939 г. и 211 мм гаубицы (длинные мортиры) Мрс-18. Для сравнения корпусная артиллерия РККА, имевшая на вооружении 152 мм гаубицы М-10 и гаубицы-пушки МЛ-20, бронебойных снарядов такого калибра не имела, они просто не были разработаны. Следует также отметить, что в обход версальского договора немецкая сторона осуществляла производство 6-ти ствольных реактивных минометов «Небельвеффер-40 и 41» (химических), в официальной версии для осуществления постановок дымовых завес, на деле они предназначались для обстрелов противника боеприпасами, начиненными ОВ и осколочно-фугасными реактивными минами. Практически вся артиллерия немецких войск имела механическую тягу, обеспечивавшая ее высокую подвижность.

Организация противовоздушной обороны немецких войск вполне отвечала требованиям того времени, она включала в себя ротные, батальонные, полковые, дивизионные, корпусные, объектовые средства ПВО (в том числе подвижные). Для обеспечения ПВО рот и батальонов использовались универсальные станки-треноги, входившие в комплект пулеметов МГ-34, и ЗПУ «МГ-Ваген 36», состоящая из 2-х спаренных МГ-34 на специализированном станке кругового обстрела. ЗПУ «МГ-Ваген 36» могла монтироваться на автомашинах (например, легкий типовой зенитный автомобиль ПВО Кфз.4), вагонах, легких прицепах, речных и морских катерах, судах, кораблях и т.д. Удачное решение использовать единые пулеметы для зенитной стрельбы значительно усиливало противовоздушную оборону немецких войск от ударов авиации с предельно малых, малых и частично средних высот. В тоже самое время в РККА средства ПВО в ротах и батальонах отсутствовали вовсе, они входили в состав войск, начиная с полков, затем шли подразделения ПВО дивизий, корпусов, и т.д. (ЗПУ обр. 1931 г. на базе автомашин ГАЗ-АА (счетверенные пулеметы «Максим»), 37 мм АЗП 61-К, 76 мм ЗП 29-К, 85 мм ЗП 52-К). Советская промышленность перед войной в спешном порядке разработала и изготовила 25 мм АЗП 72-К, разработанные специально для ПВО полков, но к началу боевых действий, выпустить их в достаточном количестве не успела. Для компенсации этого недостатка в советских войсках на станках кустарного производства устанавливали авиационные пушки и пулеметы, использовали трофейные и ленд-лизовские «Эрликоны» и «Бофорсы». Решение задач противовоздушной обороны рот и батальонов в РККА возлагалась на индивидуальную подготовку бойцов и командиров при стрельбе по воздушным целям и на тщательную, качественную маскировку личного состава, техники и позиций. Немецкая армия в полковом звене в полной мере оснащалась 20 мм АЗП «КАБ» швейцарской фирмы «Эрликон», 20 мм зенитными орудиями фирмы «Рейнметалл» «Флак-30» и 20 мм ЗСУ (одноствольная и двуствольная АЗП фирмы «Маузер» «Флак-38») на базе тягачей Д-6 и СДК-251/17, и счетверенными 20 мм ЗСУ на базе тягача СДК-7/1, в дивизионном - 37 мм ЗСУ (37 мм АЗП «Флак-37» с прицелом, оснащенным вычислителем, устанавливаемый практически на всех новых изделиях с 1937 г.) на базе тягачей СДК-7/2 и «СВС», спаренная 37 мм АЗП «Флак-43», 50 мм АЗП «Флак-41», 88 мм ЗП «Флак-18», 88 мм АЗП «Флак-41», 105 мм АЗП «Флак-38», 128 мм АЗП «Флак-40» и др. средствами ПВО (в том числе изготавливаемыми предприятиями других стран Европы). Только 20 мм АЗП в немецких войсках было более 14 тыс. ед. Радиотехнические средства разведки и управления зенитной стрельбой немецкой армии отвечали современным требованиям, обеспечивали РЛ и звуковую разведку воздушного противника, и автоматическое наведение зенитных орудий (!).

Простые расчеты показывают, что только в танковых дивизиях по штату было не менее 8 тыс. бронетранспортеров и 540 бронеавтомобилей. Все подвижные соединения вермахта и войск СС поддерживались огнем штурмовых орудий (САУ) и самодвижущихся пушек (как штатных, так и приданных), число последних по состоянию на июнь 1941 года не известно.

Пехотные дивизии 2-го и 3-го эшелона, совершавшие марши в пешем порядке, обеспечивались необходимым количеством автомобильной техники для перевозки имущества личного состава подразделений, с целью облегчения нагрузки на солдат и ускорения совершения пеших переходов. На каждую дивизию приходилось не менее 500 грузовых и 400 легковых автомашин.

Всего на восточном фронте для обеспечения нужд войск использовалось более 500 тыс. автомашин, не считая автомобильной техники входящей в штаты боевых подразделений и подразделений боевого обеспечения в качестве не транспортных, а боевых единиц. Перевозка грузов с территории Германии на фронтовые базы осуществлялась железнодорожным транспортом и более чем 300 тыс. автомашинами специального добровольного военизированного формирования, находящегося под руководством СС (транспортные бригады национал-социалистического моторизованного корпуса), численность которого не входила в общую статистику автотранспорта на восточном фронте. Кроме указанной военизированной транспортной организации СС, для нужд фронта эксплуатировалось также большое количество автомашин таких организации как имперская трудовая повинность, Организация Тодта (военно-инженерная), бригады министерства вооружений (впоследствии известные как «бригады Шпеера») и другие. Кроме того, исключительно для обеспечения нужд восточного фронта только в Бельгии германское командование реквизировало более 400 тыс. автомашин.

Вопреки расхожему мнению последних лет о повсеместном российском бездорожье, препятствовавшем продвижению немецких войск на восток, следует отметить, что большинство автомобилей задействованных немцами на восточном фронте обладали повышенной проходимостью, а трудности с продвижением возникали в результате запредельной загруженности дорог различной моторизованной техникой. Немецкое руководство в надежде на высокую моторизацию и фронтовой опыт войск проигнорировало сведения о низкой пропускной способности дорог Советского Союза, которые не могли выдержать нагрузки большого количества различной техники даже в благоприятных погодных условиях. Осуществлять снабжение войск в условиях бездорожья, для поддержания воспроизводства поражающего фактора, пешем порядком (без соответствующей техники) и с использованием тяжелого физического труда, личный состав немецких войск готов не был. Для сравнения можно отметить, что советский автопром автомашин повышенной проходимости серийно не выпускал.

Наличие большого количества автомобилей, использовавшихся в немецких войсках и для нужд их снабжения, влияло не только на маневренные возможности вермахта и СС, но главное обеспечивало непрерывную связь подразделений действующей армии с базами, арсеналами и промышленными предприятиями, что позволяло создавать непрерывный процесс производства и воспроизводства преобладающего поражающего фактора на восточном фронте.

Таким образом, 12-12,5 тыс. танков и САУ далеко не окончательное количество бронетехники задействованных всеми немецкими войсками и другими вооруженными формированиями Германии (не считая военных сил союзников рейха), участвовавших в восточном походе против Советского Союза в первый период войны. Сколько танков и другой бронированной боевой техники состояло на вооружении вермахта, войск СС и союзников Германии на 22 июня 1941 года, и сколько ее было сверхштата, это предмет подробного исследования в будущем. Ясно одно, что до сих пор этому вопросу не уделялось должного внимания, что в свою очередь, приводило и приводит к разным кривотолкам и спекуляциям вокруг оценок хода боевых действий второй мировой войны. В значительной степени упущен вопрос о влиянии экономической мощи государств Европы, объединенных под началом Германии, на ведение наступательных операций вермахта и войск СС на восточном театре военных действий (!).

То есть, количество боевой и другой техники, двигавшейся после вторжения по дорогам западной части СССР для советских людей выглядело ужасающим. Жители Советского Союза не привыкли видеть такого количества машин, тем более танков. Движение в сторону фронта и обратно было столь интенсивным, что нашу авиаразведку буквально повергало в шок, танки, САУ, штурмовые орудия, бронетранспортеры, транспортеры, тягачи, автомашины и т.д. во время вторжения запрудили всю западную часть СССР.

Технология ведения боевых действий соединениями и частями, управление войсками и организацией материально-технического обеспечения вермахта и войск СС практически отрабатывались не только в процессе боевой учебы в предвоенный период, но и в ходе военных компаний 1939-40 гг. против Польши, Норвегии и Франции. Немецкое военное руководство понимало, что для правильного и эффективного функционирования всего организма вооруженных сил и военной промышленности в условиях войны необходимо ведение реальных боевых действий против относительно слабого противника, где задача войскам ограничивается по времени. Разработка и совершенствование механизма взаимодействия вермахта и других вооруженных формирований Германии с предприятиями-производителями военной продукции свидетельствовало о влиянии на военное мышление командного состава вермахта процессов, происходивших в немецкой экономике в период подготовке к войне, что способствовало организации качественного всестороннего обеспечения войск средствами ведения войны.

Интенсивное накопление, в течение 20 лет, овеществленного воинского труда, в виде средств ведения войны, и потенциального живого воинского труда, в виде опыта, приобретенного личным составом войск, в ходе освоения воинских специальностей, создание и совершенствование механизма взаимодействия армии и предприятий-производителей военной продукции, создало оптимальные условия для функционирования технологического процесса производства и воспроизводства поражающего фактора. Это в целом создало необходимые условия для достижения вермахтом первоначальных целей молниеносной войны на восточном фронте.

Таким образом, немецкие вооруженные силы в ходе боевых действий формировали превосходящий поражающий фактор вооруженной борьбы, что в совокупности с оперативным искусством позволило вести успешные наступательные боевые действия против СССР летом-осенью 1941 года.

Однако просчеты в стратегическом планировании и ошибки в оценках военного потенциала, созданного в Советском Союзе в последние предвоенные годы, непоколебимая воля к сопротивлению советского народа, не позволили Германии оккупировать территорию СССР, согласно положениям плана «Барбаросса».

Андрон Дронов, lafet.net