Русское Движение

Малоизвестные войны русского государства: борьба Московского государства с Казанью и Крымом в первой трети XVI в.

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

После свержения хана Абдул-Латифа (казанский хан в 1497—1502 гг.) и ссылки его в Белоозеро, на казанский трон был вновь посажен его старший брат Мухаммед-Амин (правил в 1484 — 1485, 1487 — 1496 и 1502 — 1518 гг.). Он, несмотря на регулярную помощь Москвы, которую ему оказывали для захвата казанского трона, в последний год жизни Ивана Великого вышел из-под контроля, а в 1506 году разбил под Казанью карательное войско, посланное новым великим князем Василием III. В марте между Москвой и Казанью был подписан договор, который подтвердил полную независимость ханства. В 1510 - 1511 гг. при посредничестве ханши Нур-Султан и её пасынка Сахиба Гирея (будущего крымского хана) Мухаммед-Амин заключил новый договор с Василием III, в котором признал верховенство московского государя. Мухаммед-Амин умер 18 декабря 1518 г, не оставив после себя сыновей. С его смертью пресеклась династия Улу-Мухаммеда (основатель Казанского ханства в 1438 г.)
       
Малоизвестные войны русского государства: борьба Московского государства с Казанью и Крымом в первой трети XVI в.


29 декабря к великому князю Василию III прибыло посольство Кул-Дербыша, сообщившее о смерти хана и просившее пожаловать Казань новым государём. Ближайшими родственниками Мухаммед-Амина были его сводные братья. Однако один из них - Худай-Кул принял православное крещение и потерял права на казанский престол. Других сводных братьев покойного из династии крымских Гиреев видеть в Казани не желало московское правительство, которое боялось воплощения в жизнь мечты крымского хана Мухаммед-Гирея (Мехмед I Герай) об объединении всех татарских ханств и степных владений под властью Бахчисарая. После разгрома его отцом Большой Орды вполне реальной выглядела задача объединения под властью Крымской орды осколков окончательно распавшейся к тому времени Золотой Орды. Поэтому, Москва сделала выбор в пользу 13-летнего касимовского царевича Шах-Али, внука Бахтиара, родного брата хана Большой Орды Ахмета. Он в 1516 г. после смерти отца получил касимовский престол. В апреле 1519 года при церемонии постановки на казанский престол присутствовали русский посол Фёдор Карпов и воевода Василий Юрьевич Поджогин, который прибыл в Казань с военным отрядом. В результате отношения с Бахчисараем, который настаивал на кандидатуре своего брата Сагиб-Гирея, были окончательно испорчены. Назревала большая война. Началась она в 1521 году.

Обстановка на южных русских «украинах»

Ситуация на южных рубежах была и так накалённой. Крымские татары в 1507 году, в разгар очередной русско-литовской войны, совершили набег на эти территории, однако, были разгромлены и бежали. Это вынудило Крымское ханство отказаться от дальнейших нападений до 1512 года. В конце 1511 – начале 1512 г. стал формироваться очень опасный для Москвы союз Крымского ханства с Литвой и Польшей. В мае 1512 г. сыновья Менгли-Гирея Ахмед-Гирей и Бурнаш-Гирей предприняли попытку прорвать оборону южных рубежей и вторгнуться в глубь русской территории. Василий III направил в Северскую землю на помощь стародубскому наместнику Василию Шемячичу войска под командованием Михаила Щенятева. Однако войска пришлось повернуть к Угре, т. к. крымские отряды, миновав стародубские земли, пришли в белевские и одоевские места. Москва направляет ещё одно войско под командованием Даниила Щени. Пытаясь остановить дальнейшее продвижение татар, русские полки выдвинулись не только на Угру, но и к Кашире и Серпухову. Отряды противника постоянно меняли дислокацию, уходя из-под ударов великокняжеских войск. Отдельные татарские отряды пошли на Коломну, достигли окрестностей Алексина и Воротынска. Из Москвы к Тарусе были направлены новые полки во главе с удельным князем Андреем Старицким, окольничим Константином Заболоцким. Войска князя Юрия Дмитровского усилили оборону Серпухова, Ивана Шуйского направили в Рязань. Все эти меры оказались тщетными. Татарские отряды благополучно ушли в степь, уведя огромный полон.

Этот урок не прошёл даром. Василий III приказал уплотнить оборону южной «украины», для чего на Угре были сосредоточены войска под командованием Михаила Голицы Булгакова и Ивана Челяднина. Концентрация войск на реке Угре и некоторых других «украинных» местах оказалось своевременным: в 1512 году крымские татары ещё трижды вторгались в русские пределы. В июне отряды Ахмед-Гирея пытались совершить нападение на окрестности брянских городов Брянска, Путивля и Стародуба, но потерпели тяжёлое поражение. В июле 1512 г. к границам Рязанской земли подошли войска под командованием Мухаммед-Гирея. Однако узнав, что на реке Осетр строит с полками князь Александр Ростовский, татары поспешили отступить. Ещё одно нападение крымские татары совершили осенью, когда русские воеводы его уже не ожидали. 6 октября войско крымского «царевича» Бурнаш-Гирея внезапно вышло к Переяславлю-Рязанскому (Рязани) и разгромило рязанский посад. Татары осадили крепость, но взять не смогли. Через несколько дней крымские отряды с полоном ушли в степь.

Позднее выяснилось, что все три набега были совершены по просьбам литовского правительства. Это привело к началу новой русско-литовской войны 1512-1522 гг. Вести тяжёлую десятилетнюю войну Москве пришлось с постоянной оглядкой на южную границу. Возможно, что и первый поход на Смоленск состоялся зимой 1512-1513 г. именно по этой причине. Планы Москвы на быструю победу и взятие Смоленска не оправдались, русские рати отступили. В середине марта 1513 г. было принято решение о новом походе на Смоленск, одновременно значительные силы направили на юг. В Туле встали полки князя Александра Ростовского, Михаила Захарьина и Ивана Воротынского, на Угре – Михаила Голицы Булгакова и Ивана Овчины Телепнева. Кроме того, значительный отряд под командованием Ивана Ушатого и Семёна Серебрянского направили для защиты Северской земли. Но, несмотря на принятые меры, татарам всё же удалось пройти по путивльским, брянским и стародубским местам. Это задержало великого князя в Боровске до 11 сентября 1513 года, когда он получил известие об уходе крымских татар в степь. Только после этого московский государь пошёл под Смоленск, взять который он опять не смог. Захватить город смогли только во время третьего похода 29 июля 1514 г. Однако и во время него пришлось отправить большие силы на южную границу. Войсками командовал князь Дмитрий Углицкий, его полки стояли в Туле и на Угре. Северские земли прикрывали отряды Василия Шемячича и Василия Стародубского. Осенью 1514 года они отразили нападение татарского «царевича» Мухаммед-Гирея, в войске которого были и отряды польского короля.

В марте 1515 г. крымские и литовские повторили нападение на Северскую «украину». Вместе с крымскими отрядами Мухаммед-Гирея действовали войска киевского воеводы Андрея Немировича и Евстафия Дашкевича. Крымско-литовские войска осадили Чернигов, Стародуб и Новгород-Северский, но взять не смогли и отступили, захватив большой полон. В обстановке продолжающейся войны с Литвой московское правительство решило урегулировать конфликт с Бахчисараем дипломатическим путём. Однако смерть хана Менгли-Гирея (Менгли I Герай) 13 апреля 1515 года, ещё более осложнила русско-крымские отношения. На крымский престол взошёл Мухеммед-Гирей известный своим враждебным отношением к Русскому государству. Василий III встревоженный полученным известием выехал со своими главными воеводами в Боровск. Там его и нашёл крымский посол Янчура Дуван. 1 сентября 1515 года он вручил московскому государю ультиматум, в котором обещание «дружбы и братства» сопровождалось требованием передать крымскому «царю» северские земли и города: Брянск, Стародуб, Новгород-Северский, Путивль, Почеп, Рыльск, Карачев и Радогощ. Кроме того, Москва было должна отпустить в Крым казанского «царевича» Абдул-Латифа и возвратить Великому княжеству Литовскому Смоленск. Ясно, что эти условия не были приемлемыми, поэтому Василий Иванович тянул с ответом. Только 14 ноября в Крым отправился Иван Мамонов. Московский посол передал согласие Москвы только на пожалование Абдул-Латифа одним из московских городов в кормление и предложение совместных действий против Литвы. Несмотря на достаточно твёрдый отказ подчиниться требованиям Бахчисарая, немедленного начала войны с Москвой не последовало. Новый крымский хан попытался заручиться поддержкой Москвы в борьбе с Ногайской ордой. Василий Иванович сумел уклониться от выполнения и этого ханского требования.

Отношения двух государств шли к большой войне. Умножилось число татарских набегов. На приграничные волости нападали небольшие татарские отряды, которые обходили крепости и города, спешили захватить «полон» и уйти в степь. Отсрочить крупное вторжение могла лишь постоянная демонстрация мощи и ратного умения русских сил, сосредоточенных на границе «Дикого поля». С этой задачей до поры до времени русские воеводы справлялись: мелкие отряды преследовали и уничтожали, более крупные - отгоняли. В середине сентября 1515 г. азовский отряд напал на мордовские места, охотясь за «полоном». Набег в эти же земли был повторён в конце осени – начале зимы. В июне на рязанские и мещерские земли напал сын крымского хана Богатырь-салтан. Более масштабным стал поход 1517 года, он был оплачен золотом Литвы. Кроме того, Бахчисарай хотел надавить на Москву в связи разногласиями в вопросе наследования казанского престола – в Казани умирал хан Мухаммед-Амин, наследовать ему должен был, по мнению Крыма, Абдул-Латиф. Выпускать «царевича» Абдул-Латифа, которого под почетной стражей держали в Москве, в Казань или Крым московские власти не соглашались. 19 ноября 1517 г. «царевич» скончался (есть мнение, что его отравили), его тело позволили вывезти в Казань и там захоронить.

О готовящемся вторжении татар в Москве знали, поэтому успели подготовиться к встрече крымского войска. Крымскую 20-тыс орду вёл Токузак-мурза. Русские полки под командованием Василия Одоевского, Михаила Захарьина, Ивана Воротынского и Ивана Телепнева стояли за Окой, под Алексином. В августе 1517 года крымское войско перешло русскую границу и стало «воевать земли» около Тулы и Беспуты. Воеводы Одоевский и Воротынский направили против татар отряд Ивана Тутыхина и князей Волконских. Татарские мурзы не приняли боя и стали отходить в степь. С помощью «пеших людей украйных» противнику был нанесён значительный урон. Понеся тяжёлые потери (из 20-тыс войска в Крым вернулось около 5 тыс. человек), крымцы вырвались в степь. В этом сражении русские воеводы смогли отбить весь алексинский полон. В ноябре крымские отряды попытались напасть на Северскую землю, но были настигнуты и разбиты войсками В. Шемячича.

Поражение войска Токузак-мурзы вынудило крымского хана временно отказаться от планов подготовки крупного вторжения против Русского государства. Кроме того, начать большую войну помешали начавшиеся в ханстве усобицы. Против Мухаммед-Гирея выступил Ахмат-Гирей, которого поддержал бейлик одного из самых знатных татарских княжеских родов – Ширин. Положение в Крымском ханстве стабилизировалось только в 1519 году, когда мятежник потерпел поражение и погиб.

Повод к войне и её начало

Причиной очередного кризиса в отношениях между Москвой и Бахчисараем вновь стала ситуация в Казанском ханстве. После смерти Мухаммед-Амина русскому правительству удалось посадить на престол касимовского царевича Шах-Али. Новый хан правил казанской землёй под контролем русского посла. Восстановление полного русского протектората вызвало резкое неприятие у казанской знати, которая стремилась к союзу с Крымским ханством. Бахчисарай считал, что законный наследник казанского престола – это Сагиб-Гирей, сводный брат умерших Мухаммед-Амина и Абдул-Латифа. На руку крымской партии сыграла крайняя непопулярность хана Шах-Али среди населения. Его приверженность Москве, недоверие к местной знати, безобразный внешний вид (слабое телосложение, большой живот, почти женское лицо) показывали, что не пригоден к войне. В результате в Казани возник заговор, во главе которого был оглан Сиди. Заговорщики отправили в Бахчисарай приглашению царевичу Сагиб-Гирею занять казанский престол. В апреле 1521 года Сагиб-Гирей с небольшим отрядом в 300 всадников подошёл к Казани. В городе началось восстание. Русский отряд был перебит, московский посол и купцы пленены, Шах-Али смог сбежать.

Сагиб-Гирей был полной противоположностью Шах-Али, являясь мужественным воином, непоколебимым врагом «неверных». Заняв казанский престол, он объявил войну Москве и договорился о совместных действиях с братом крымским ханом Мухаммед-Гиреем, который поднял войска в большой поход.

Продолжение следует…
 ВО, Самсонов Александр