Русское Движение

Малоизвестные войны русского государства: Русско-литовская ("Стародубская") война 1534-1537 гг.

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

После завершения Русско-литовской войны 1512—1522 гг. наступил довольно продолжительный промежуток мирного времени между Москвой и Вильно. Часть историков, к примеру, Зимин и Хорошкевич, считают, что отношения между двумя государствами были достаточно стабильными и нарушались только «мелкими пограничными спорами». Особенно это стало очевидно после продления в ноябре 1526 года ещё на 6 лет Московского перемирия 1522 года. Однако перемирие не смогло решить коренные противоречия, которые существовали между Великим княжеством Литовским и Московским государством. Поэтому некоторые исследователи придерживаются иной точки зрения на проблему. Так, Кром убеждён, что в конце 1520-х годов Василий III готовил так и не состоявшийся поход на Литву, в 1531-1532 гг. родился замысел нападения на Киев, который так же не был реализован.
      
Малоизвестные войны русского государства: Русско-литовская ("Стародубская") война 1534-1537 гг.


Взаимные территориальные претензии сторон продолжали осложнять отношения между Москвой и Литвой. Исторические источники сообщают о частых нападениях войск с той и другой стороны на пограничные волости. Особенно крупный набег произошёл в 1529 году, когда русские отряды, перешедшие границу на северском её участке, увели с собой многих местных жителей. Весной 1531 года русские отряды вторглись в Кричевскую волость. Несмотря на напряжённую ситуацию на границе, стороны не были готовы к эскалации военных действий и проявляли заинтересованность в продлении перемирия (Московское государство подвергалось постоянным татарским нападениям) при постоянном обсуждении территориальных претензий друг к другу. В то же время обе державы не могли уладить споры, решение которых привело бы к полномасштабному урегулированию межгосударственных отношений. Москва не собиралась уступать захваченные ранее города, а Литва - отказываться от них. Компромисс был невозможен; противоречия можно было решить только военным путём при полной победе одной из сторон. Перемирие базировалось на обязательном отказе одной из сторон от прав на спорные «волости, земли и воды». При первом же удобном случае обе державы готовы были возобновить борьбу за них.

25 декабря 1532 года истекал срок 6-летнего перемирия, заключённого в ноябре 1526 г. в Можайске. В марте 1532 года в Москву прибыло литовское посольство во главе с Матвеем Яновичем и Василием Чижом. Литовцы предложили заключить «вечный мир» с условием возврата Смоленска. Русская сторона предложения литовцев отвергла. После долгих посольских переговоров и споров было решено продолжить перемирие, но только на год, до 25 декабря 1533 г. После истечения срока действия этого временного соглашения, оно, скорее всего было бы продлено. Однако неожиданное обстоятельство внесло свои коррективы в планы сторон: в ночь с 3 на 4 декабря 1533 года умер великий князь московский и владимирский Василий III. Престол перешёл старшему сыну покойного государя Ивана Васильевичу, которому к этому времени едва исполнилось 3 года.

Понятно, что в сложившейся ситуации московские власти не могла не волновать судьба истекающего менее чем через месяц (25 декабря) перемирия с Великим княжеством Литовским. Урегулировать возникшую проблему, поручено было князю Тимофею Васильевичу Бражникову-Заболоцкому, который 27 декабря отправился в Литву. Князь должен был известить Сигизмунда I о вступлении на престол нового великого князя, и предложить ему возобновить мирные отношения. Однако расчёты московского правительства не оправдались. Польский король узнал о начавшейся в Москве ожесточённой борьбе за власть между различными боярско-княжескими кланами, которая усугублялась стремлением части высшей знати вернуть себе бывшие уделы и привилегии. Сигизмунд I и его окружение решили использовать благоприятный момент и силой вернуть Смоленскую и Северскую земли. Спешно созванный в феврале 1534 года сейм утвердил решение начать военные действия против Московского государства. Бражникову-Заболоцкому были вручены грамоты ультимативного характера. Литовцы требовали вернуться к границам 1508 года. Москва проигнорировала требования Вильно и мирные отношения были прерваны.

Война

В Литве шла спешная подготовка к войне. Сейм, приняв решение о начале военных действий, одновременно ввел на три года специальный налог – «серебщину», на сбор которой собирались нанять жолнёров. На 23 мая 1534 года в Минске был назначен сбор шляхетского ополчения, в дальнейшем его неоднократно переносили. Это обстоятельство задержало выступление литовского войска в поход. Русские войска также не выдвигались на литовскую границу. 8 мая крымские татары совершили нападение на Рязанскую землю, но его успешно отбили. Однако московское правительство, опасаясь нового большого вторжения крымской орды, держало свои основные силы на южной «украйне». Западная граница была прикрыта очень слабо, только небольшими гарнизонами крепостей и городов.

Медлительность литовцев сыграла на руку Москве. 22 июля 1534 года стоявшее у Боровска примерно 40-тысячное войско Андрея Ивановича Старицкого было переброшено к Вязьме. Отдельные отряды из этой армии стали в Дорогобуже и Смоленске. Вскоре литовские власти получили подробные сведения о дислокации русских войск. В начале августа два московских воеводы Иван Ляцкий и Семён Бельский, командовавшие полками, расположенными в Серпухове, бежали из Руси в Литву с 400 всадниками. Причина бегства неизвестна. Но вскоре после этого события временная опала постигла Михаила Глинского, Михаила Захарьина (двоюродный брат Ивана Ляцкого), Дмитрия и Фёдора Бельских (родственники Семёна Бельского), Ивана Воротынского и др. Скорее всего, эти события связаны.

Литовская армия, воодушевлённая переходом на свою сторону известных своими победами военачальников, готовилась к вторжению. Местом сосредоточения войск стало село Дулебы Любошанской области. Литовская армия под командованием гетмана Радзивилла насчитывала 40 тыс. бойцов. Однако её ударная мощь была ослаблена делением войска на три группировки. Первая группа под командованием киевского воеводы Андрея Немировича и Анатолия Чижа должна была атаковать Северскую землю (она выступила в поход 19 августа). Второй группе под командованием князей Ивана Вишневецкого и Андрея Коверского была поставлена задача взять Смоленск. Третья группа под командованием гетмана Ю. Радзивилла оставалась на литовской территории в Могилёве в качестве стратегического резерва.

В начале сентября нападению подвергся Стародуб. Русский гарнизон под командованием воеводы Фёдора Овчины Телепнева разбила литовский отряд. В плен взяли 50 наёмников (жолнёров) и их гетмана Суходольского. Более успешным был рейд литовцев к Радогощу. Литовский отряд Немировича разбил рать новгород-северского наместника князя Ивана Барбашина. Затем литовцы смогли взять штурмом Радогощ; его позднее сожгли. Это был единственный успех группировки Немировича и Чижа. Нападения, совершённые на Чернигов и Почеп были отбиты. После этого литовская группировка, действовавшая в Северской земле ушла к Смоленску на соединение с ратью Вишневецкого.

13 сентября войско Вишневецкого и Коверского вступило в русские пределы. Литовцы, подойдя к Смоленску, собрались сжечь посады и, в этот момент, их атаковал гарнизон под командованием смоленского наместника князя Никиты Хромого Оболенского. Русские войска смогли отбить литовцев от города. Вскоре получив известие о приближении «великого князя воевод» литовцы ушли в свои земли. Судя по всему, польский король преувеличил успехи своих войск и трудности Русского государства. Он не ожидал ответного удара русских войск. 1 октября 1534 года Сигизмунд I распустил своё войско, оставив только 3 тыс. человек для охраны пограничных крепостей.

Отступлением и роспуском литовского шляхетского ополчения немедленно воспользовались русские воеводы. На северо-западном направлении русская рать под командованием псковского и луцкого наместников Дмитрия Воронцова и Дмитрия Череды Палецкого перешла в наступление и продвинулась на 300 вёрст вглубь Литвы до Долгиново и Витебска, значительно опустошив вражескую территорию и взяв богатый полон. Этот рейд стал только прелюдией более мощного вторжения. Для похода русское командование собрало почти все наличные силы, пользуясь зимней передышкой на южных и юго-восточных рубежах Руси. По данным современников в походе участвовало до 150 тыс. человек. Операция была хорошо спланирована и получила одобрение на состоявшемся в ноябре 1534 г. Заседании Боярской думы. 28 ноября главные силы армии под командованием воевод Михаила Горбатого Кислого и Никиты Хромого Оболенского вышла из Москвы в направлении Можайска. Другие силы сосредотачивались в районе Опочки. В декабре там была собрана рать новгородского наместника Бориса Горбатого и Василия Шереметева. Наступая с двух направлений, русские войска должны были соединиться на литовской территории и наступать одной ратью. Воеводам Северской земли, которые собирали полки в Стародубе под руководством Фёдора Овчины Телепнева и Ивана Глухого Тростенского, предстояло действовать самостоятельно.

3 февраля 1535 г. русские войска начали наступление одновременно от Смоленска и Опочки. 5 февраля выступила рать из Стародуба. Синхронность действий русских войск говорит о высоком уровне проработке деталей плана наступательной операции, высокой мобилизационной способности Московского государства, способности выполнять боевые задачи даже в самое суровое время года. Литовцы не ничем не могли помешать вторжению русских войск. Они засели за стенами городов и замков, ограничившись пассивной обороной. Московские воеводы не тратили время и силы на осаду крепостей, они занимались опустошением литовских территорий. 14 февраля армия М. Горбатого Кислого шедшая от Смоленска через Дубровну, Оршу, Друцк и Борисов, соединилась у Молодечно с полками Б. Горбатого, которые разорили полоцкие, витебские и брянские земли. От Молодечно русская армия повернула на север и пошла к своей границе разоряя по пути Литву. 1 марта, взяв богатую добычу и большой полон, воеводы великого князя вышли в Псковскую землю. Стародубская рать также действовал успешно и дошла до Новгорода Литовского. Она вернулась в свои пределы 23 февраля.

Ущерб, нанесённый литовской экономике, был огромен. Продолжать войну без помощи Польши Великое княжество Литовское больше не могло. Польский сейм с пониманием отнёсся к призывам о помощи со стороны союзного государства. На помощь Литве был направлен 7-тыс. отряд под командованием лучшего польского полководца Яна Тарновского.

Приготовления Литвы и Польши не остались незамеченными в Москве. Русские воеводы приняли ряд мер, но не смогли предугадать где будет нанесен основной удар вражеских сил. Вторжение противника ожидали на смоленском направлении. Русская армия под командованием князя Василия Шуйского, Даниила Пронского, Ивана Овчины Телепнева и Фёдора Кубского выдвинулась из Можайска через Смоленск к Мстиславлю. Осада крепости завершилась безрезультатно. Отходя от Мстиславля русские полки «повоевали» окрестности Кричева, Могилёва, Шклова, Оршы, Дубровны и др. городов. Одновременно псковско-новгородская рать провела важную операцию на северо-западном направлении. Полк Ивана Бутурлина, который прикрывали другие войска под командованием Бориса Горбатого, Михаила Воронцова, Михаила Кубенского, вышел к озеру Себеж и за три недели «поставил» крепость. Её назвали Ивангородом (Себеж) в честь юного великого князя.

Польский король, получив известия об активности русских сил на северо-западном и западном направлениях, нанёс удар на юго-западе в направлении крепостей Гомель и Стародуб. Польско-литовские силы добились довольно значительного успеха. 16 июля 1535 г. на третий день осады войска короля взяли Гомель (в город не успели прибыть подкрепления). Город подвергся сильному артиллерийскому обстрелу, и горожане потребовали от наместника Дмитрия Щепина-Оболенского сдать крепость. Позднее князя признали изменником и посадили в Свиблову башню. 30 июля армия противника осадила Стародуб. Город был хорошо укреплён и защищался сильным гарнизоном под командованием опытного воеводы Фёдора Овчины Оболенского. Осада города затянулась почти на месяц, гарнизон упорно дрался, отбивая атаки врага. Москва двинула на помощь городу войска с южной «украйны». Однако 18 августа в Рязанскую землю вторглись значительные силы Крымского ханства, и верховному командованию пришлось вернуть войска на рубежи реки Оки. Гарнизон был вынужден отбиваться своими силами. Чтобы разрушить городские стены, противник впервые за всю историю русско-литовских войн применил минное оружие. С помощью мины литовцы взорвал участок стены-«городни» (срубы засыпанные землёй и камнями). Гарнизон смог дважды выбить атакующего противника из города. А затем Ф. Оболенский попытался прорваться через кольцо блокады. У литовского обоза отряд князя был окружён и уничтожен, сам Оболенский попал в плен. Город сожгли, всех пленных казнили.

Это поражение вынудило русское командование очистить близлежащий Почеп. Гарнизон и жителей вывели к Брянску, где собиралась армия. Город сожгли. Польско-литовские силы по инерции продолжила наступление и заняла пепелище, а затем вернулись на свою территорию.

Литовское правительство, опасаясь неизбежного нового вторжения русских сил, уже в сентябре 1535 года обратилось к Москве с предложением начать мирные переговоры. Боевые действия на время переговоров приостановили; этим попытались воспользоваться литовские войска. Литовское командование решило ликвидировать опасное изменение границы на северо-западном рубеже, где русские построили крепость Себеж (Ивангород). 27 февраля 1536 г. 20-тыс. войско киевского воеводы Андрея Немировича и полоцкого воеводы Яна Глебовича осадило Себеж. Все попытки овладеть крепостью штурмом закончились неудачей. Наконец, гарнизон Ивангорода (Себежа) сделал вылазку, часть литовского войска была обращена в бегство. Когда литовцы бежали по Себежскому озеру, лёд под ними проломился, практически весь литовский отряд погиб. После этого поражения литовское войско сняло осаду и отступило.

Несмотря на значительный успех под Себежом, московское командование, озабоченное угрозой со стороны Крымского и Казанского ханств, не смогло организовать новую наступательную операцию. Значительная часть русской армии уже зимой 1535-1536 гг. была сосредоточена в Нижнем Новгороде, чтобы действовать против отрядов казанских татар. Тем не менее, определённая активность русских сил наблюдалась и на западных границах. В январе 1536 года в Ржевском уезде построена крепость Заволочье. Весной стали восстанавливать разрушенный и сожженный Стародуб. В апреле в Торопецком уезде построили крепость Велиж. Из отстроенного Стародуба русские полки ходили походом на Любеч, другие отряды разорили окрестности Витебска.

Малоизвестные войны русского государства: Русско-литовская ("Стародубская") война 1534-1537 гг.


Завершение войны

Расчёт литовского правительства на быструю победоносную войну не оправдался. Война становилась затяжной и приносила большие потери. Королевская казна была пуста, экономика Литвы понесла большой ущерб от русских рейдов, дворянское ополчение собиралось плохо. Польский король Сигизмунд принял решение завершить войну. В июле 1536 года в Москву прибыл кревский наместник Никодим Тихоновский. В качестве ответного шага Москва отправила в Вильно Тимофея Хлуденева. В январе 1537 года в Москву прибыло литовское посольство во главе с полоцким воеводой Яном Глебовичем, витебским воеводой Матвеем Яновичем. Литва потребовала передать ей Псков, Новгород и вернуться к положениям «вечного мира» 1449 года - мирного договора, подписанного великим князем московским, новгородским, ростовским, пермским «и иных» земель Василием II и королём польским, и великим князем литовским, русским, жомойтским Казимиром IV. Согласно нему сохранялась зависимость Тверской земли от Литвы, Смоленск, Любутск, Мценск были частью Великого княжества Литовского и т. д. Русская сторона выдвинула контрпретензии, требуя возвращения не только захваченного литовцами в ходе этой войны Гомеля, но и Полоцка, Киева и Витебска. Уступать в решении принципиальных вопросов стороны не захотели, поэтому снова было заключено перемирие. 18 февраля 1537 в Москве оно было подписано и вступало в силу 25 марта этого же года. Срок перемирия – 5 лет.

Согласно статьям Московского перемирия 1537 года, Гомель и гомельские области отошли Великому княжеству Литовскому. Москве отошёл Себеж (Ивангород), Заволочье и Долысская волость. По истечению срока перемирия в Москве начались новые переговоры. 25 марта 1542 года было подписано перемирие ещё на 7 лет. Вновь его продлили 13 февраля 1549 года.
 ВО, Самсонов Александр