Русское Движение

«Раса господ»: выбор главного врага

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Новации англосаксонизма в дальневосточном соперничестве Британии с Россией на рубеже XIX—XX вв.

 Русско-японская война была развязана оружием, вложенным в руки агрессора Британией. Первые удары по русскому флоту нанесли построенные в ней боевые корабли. В их числе — флагманский истребитель (эскадренный миноносец) «Сиракумо»1*, начавший атаку на русскую эскадру на рейде Порт-Артура, и крейсеры японской эскадры, которые блокировали «Варяг» и «Кореец» в порту Чемульпо и навязали им неравный бой. Этот нюанс носит знаковый характер, так как без военно-политического союза с Альбионом, масштабной британской и американской помощи и поддержки Япония не смогла бы достичь превосходства над военными силами России на Дальнем Востоке.

Роль Британии в Русско-японской войне стала очередным примером реализации многовековых принципов её внешней политики: «Со времен Тюдоров2* (конца XV в. — Прим. авт.)… Британия стремилась… разделять путём соперничества великие континентальные державы, — констатировал известный британский военный историк и теоретик Дж. Фуллер. — …Врагом становилось не самое плохое государство, а то, которое больше, чем остальные, угрожало Британии или её империи. Так как такое государство обычно было сильнейшим из континентальных держав, британские государственные деятели в мирное время были на стороне второго по силе государства или группы государств, …целью войны было… ослабление сильнейшего государства… Как только достигалось нужное ослабление, начинались переговоры о мире»3*.

Политика Лондона при подготовке и в ходе Русско-японской войны была связана с менталитетом британцев, основанным на постулатах англосаксонизма (англосаксонского национал-шовинизма), убеждённости в превосходстве «богоизбранной» англосаксонской «расы господ». «При этом важнее всего, что религиозное учение о предопределении (почерпнутое ими из Ветхого Завета) трансформировалось у них в выраженное расовое сознание, — восторгались близкими им расовыми принципами англосаксонского шовинизма пропагандисты германского фашизма4*. — Уже не как протестант, но как англосакс он [англичанин] считает себя избранным для власти над миром... Власть над миром стала для него важнейшей частью его земного призвания»5*.

Теория национально-расового доминирования стала идеологическим фундаментом захватнической политики Британии, превратившей её в крупнейшую колониальную империю. В последней четверти XIX века одним из важных направлений её экспансии был Китай. Борцы за англосаксонское господство считали Россию главным своим соперником в Азии и единственным в мире, чьи позиции позволяли игнорировать влияние Британии: «Со времени Трафальгарской битвы (21 октября 1805 г. — Прим. авт.)... Британия являлась арбитром во всех конфликтах, порождаемых заморской колониальной политикой других европейских держав. Только обладая сухопутной связью с Азией, была в состоянии пренебрегать британской гегемонией»6*.

К преимуществам России британцы относили её военную мощь, иммунитет от вторжений, обеспеченный обширными территориями с плохо оборудованными доступами с морей, и почти самодостаточную экономику. Они считали: если русские «возобновят движение», то быстро «переварят» захваченные территории и местное население, превратившись в гигантское образование, которое вступит в конфронтацию с рассеянными и слабыми по отдельности англосаксонскими анклавами. «Трудно выразить словами ужасающее впечатление, которое производил на британцев и американцев русский колосс, — писал известный на Западе специалист политической социологии С. Анерсон. — Они рассматривали экспансию Российской империи как почти космическое явление, несущее в себе гигантскую стихийную, непреодолимую силу, которая затрагивает всех и каждого, кто становится на её пути. Будь то государственные деятели или философы, все они сравнивали русскую экспансию с движением ледника, выползшего с Севера и ежегодно увеличивающегося в объеме и набирающего всё больший вес»7*.

В 1890 году военное руководство Британии пришло к заключению, что без надёжных союзников она не выдержит «натиск» России. В Лондоне считали: если она устремит свою мощь на контролируемые Альбионом пространства, то создаст угрозу его позициям в Средиземноморье, Персидском заливе, затем в Индии, Бирме, Малайе, Китае и поставит под вопрос само существование Британской империи. Этот вывод указывал, что «блестящая изоляция» — внешнеполитический курс второй половины XIX века, который выражался в отказе Британии от длительных международных союзов для сохранения свободы действий, не соответствовал новым реалиям. Для идеологического обоснования его замены новым были модернизированы постулаты «расового превосходства англосаксов». Британский аналитик С. Мюррей писал, что «отныне в системе международных отношений постепенно будет брать верх не соперничество между государствами-нациями, а борьба рас»8*.

В англосаксонизме, как отмечал С. Анерсон, неразрывно переплелись расизм, национализм и империализм9. В последние десятилетия XIX века эта идеология приобрела новые черты агрессивного имперского экспансионизма, отражённые философией, социологией, политэкономией, теологией, исторической, военной и другими науками, литературой и искусством англосаксонских стран, активно влияла на общественно-политическую атмосферу в них, выработку государственных решений и политического курса в целом.

Наиболее радикальные идеи создания всемирной империи англосаксонской «нордической расы господ» проповедовал вдохновитель и организатор британских захватов огромных территорий Африки, основатель алмазной империи «Де Бирс», сколотивший крупнейшее состояние колониальным грабежом, С. Родс. Они будоражили умы и влияли на политику.

На рубеже XIX—XX вв. англосаксонские социальные дарвинисты, вынужденно признав, что Британии не под силу единоличная гегемония, проанализировали черты «рас-соперниц» для их учёта в выработке стратегии борьбы за мировое лидерство и поиске союзников. Результаты этого анализа произвели глубокое впечатление в англосаксонском мире и за его пределами.

Один из влиятельнейших политиков, определявших курс Лондона, министр финансов А. Бальфур утверждал, что вскоре весь мир поделят между собой «великие расовые государства». Славянское — будет простираться от Венгрии и Балкан на Восток до северной части Тихого океана. Германское — поглотит Нидерланды, Данию, большую часть Швейцарии и станет доминировать в Центральной Европе. Его «уравновесит» Латинская федерация, объединив Испанию, Португалию, Францию, Италию, Бельгию, Грецию и оставшуюся часть Швейцарии. Ядро Азиатского расового государства сформируют Китай и Япония. Турецко-мухаммедианское (исламское) — сплотит вокруг Турции исламский мир. Южноамериканское охватит соответствующие страны. А ведущим на земле станет объединение Британской империи и — англосаксонское «расовое государство». . <…>

history.milportal.ru, ПЕЧУРОВ Сергей Леонидович — главный научный сотрудник научно-исследовательской организации Министерства обороны РФ, генерал-майор запаса, доктор военных наук, профессор, МАНЮКОВ Сергей Викторович — ведущий редактор «Военно-исторического журнала», полковник запаса 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 См.: Грибовский В.Ю. Российский флот Тихого океана, 1898—1905: История создания и гибели М.: Военная книга, 2004; http://keu-ocr.narod.ru; Японский военный флот во время русско-японской войны 1904—1905 гг.: http://www.samoupravlenie.ru.

2 Тюдоры (Tudor), королевская династия в Британии 1485—1603 гг. См.: Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978: http://slovari.yandex.ru (далее — БСЭ).

3 Фуллер Дж.Ф.Ч. Вторая мировая война 1939—1945 гг. Стратегический и тактический обзор / Пер. с англ. В.А. Герасимова, Н.Н. Яковлева. М.: Иностранная литература, 1956. С 39, 40; http://militera.lib.ru.

4 Raddatz V. Englandkunde im Wandel deutscher Erziehungsziele 1886—1945. Kronsberg/Ts. 1977. S. 143, 152, 157; zitiert: Harlander O. Französisch und Englisch im Dienste der rassenpolitischen Erziehung // Neue Sprachen. 1936. № 44. S. 50.

5 Drascher W. Die Vorherrschaft der weissen Rasse. Stuttgart und Berlin, 1936. S. 204; Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма: от британской к австробаварской «расе господ» / Пер. с нем. М. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003: http://lib.rus.ec.

6 Hudson G.F. The Far East in World Politics. London, 1937. P. 71; Political and Strategic Interests of the United Kingdom. London, 1939. P. 214; Аварин В.Я. Борьба за Тихий океан. М.: Госполитиздат, 1952: http://flot.com.

7 Anerson S. Race and Rapprochment. Anglo-Saxonism and Anglo-American Relations, 1895—1904. Rutherford, Madison, Teaneck, Fairleign Dickinson University Press, London and Toronto: Associated University Press, 1981. P. 68.

8 Stewart L.M. The Peace of Anglo-Saxon. London: Watts & Co, 1905. P. 94, 95.