Русское Движение

Битва народов

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

 

После поражения в России и возвращения в Париж, Наполеон развил бурную деятельность по созданию новой армии. Надо сказать, что это была его особенность – во время кризисной ситуации в Наполеоне просыпалась огромная энергия и работоспособность. Наполеон «образца» 1813 года казался лучше и моложе императора 1811 года. В своих письмах, направленных к союзникам – монархам Рейнского союза, он сообщал, что не следует верить русским сообщениям; конечно Великая армия понесла потери, но остаётся могучей силой в 200 тыс. бойцов. Кроме того, империя имеет ещё 300 тыс. солдат в Испании. Всё же он попросил союзников принять меры к увеличению своих войск.

В реальности, в январе Наполеон уже знал, что Великой армии больше нет. Начальник штаба маршал Бертье сообщил ему коротко и ясно: «Армии больше не существует». Из полумиллиона человек, полгода назад маршем перешедших Неман, вернулись немногие. Однако Наполеон смог буквально за несколько недель сформировать новую армию: к началу 1813 года он собрал под свои знамена 500 тыс. бойцов. Правда, Франция обезлюдела, брали уже не только мужчин, но и юношей. 15 апреля французский император выехал в расположение войск. Весной 1813 года была ещё возможность заключить мир. Австрийский дипломат Меттерних настойчиво предлагал своё посредничество в достижении мира. И мир, в принципе, был возможен. Петербург, Вена и Берлин были готовы к переговорам. Однако Наполеон совершает ещё одну роковую ошибку – он не хочет идти на уступки. По-прежнему уверенный в своём таланте и мощи французской армии, император был убежден в победе. Наполеон надеялся на блистательный реванш уже на полях Центральной Европы. Он ещё не понял, что поражение в России – это конец его мечте об общеевропейской империи. Страшный удар, нанесённый в России, был услышан в Швеции, Германии, Австрии, Италии и Испании. Фактически наступил перелом в европейской политике – Наполеон был вынужден сражаться уже с большей частью Европы. Против него выступили армии шестой антифранцузской коалиции. Его поражение было предрешено.

Первоначально Наполеон ещё одерживал победы. Авторитет его имени и французской армии был настолько велик, что полководцы шестой коалиции проигрывали даже те сражения, которые можно было выиграть. 16 (28) апреля 1813 года смерть настигла великого русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Кутузова. Он фактически умер в боевом строю. Вся страна оплакивала его кончину. На пост главнокомандующего русской армией был назначен Пётр Христианович Витгенштейн. 2 мая 1813 состоялось сражение при Лютцене. Витгенштейн имея первоначально численное преимущество над корпусом Нея, действовал нерешительно. В результате он затянул сражение, и Наполеон смог быстро сконцентрировать силы и перейти в контрнаступление. Русско-прусские войска потерпели поражение и были вынуждены отступить. Силы Наполеона вновь заняли всю Саксонию. 20—21 мая 1813 года в сражение при Бауцене армия Витгенштейна вновь терпит поражение. Превосходство полководческого гения Наполеона над Витгенштейном было неоспоримым. В то же время его армия в обоих сражениях понесла большие потери, чем русские и прусские войска. Александр I заменил 25 мая главнокомандующего П. Витгенштейна на более опытного и старшего по выслуге лет в чине Михаила Барклая де Толли. Наполеон вступил в Бреславль. Союзники были вынуждены предложить перемирие. Армия Наполеона также нуждалась в отдыхе, снабжение французских войск было неудовлетворительным, и он охотно пошёл на прекращение огня. 4 июня перемирие было заключено.

Война возобновилась 11 августа, но уже со значительным перевесом в силах у союзников, к которым присоединилась Австрия и Швеция (ей обещали датскую Норвегию). Кроме того, в середине июня Лондон обязался поддержать Россию и Пруссию значительными субсидиями на продолжение войны. Главнокомандующим союзными армиями стал австрийский фельдмаршал Карл Шварценберг. 14-15 (26-27) августа 1813 года состоялось сражение при Дрездене. Богемская армия Шварценберга обладала численным преимуществом, у него были значительные резервы, но проявил нерешительность, позволил Наполеону перехватить инициативу. Двухдневная битва завершилась тяжёлым поражением союзных войск, которые потеряли 20—28 тысяч человек. Наибольшие потери понесла австрийская армия. Союзники были вынуждены отойти в Рудные горы. Правда, при отходе союзные войска уничтожили в сражении 29—30 августа под Кульмом французский корпус Вандама.

Надо отметить, что Витгенштейн и Шварценберг терпели поражения от Наполеона не только вследствие своих ошибок. Они часто не являлись полновластными командующими в армии, как Наполеон. В ставку главнокомандующего в ожидании славы от победы над французским владыкой зачастили важные особы – великий князь Константин, Фридрих Вильгельм III, Франц I. Все они были военными и считали, что без «умных» советов армии не обойтись. Вместе с ними в ставку прибывал целый двор их советников, генералов и т. д. Ставка была превращена чуть ли не в придворный салон.

Победы под Лютценом, Бауценом и Дрезденом только усилили веру Наполеона в свою звезду. Он уверовал в своё военное превосходство, недооценивал противостоящие ему силы, неверно оценивал боевые качества вражеских армий. Ясно, что Витгенштейн и Шварценберг как полководцы сильно уступали Наполеону, ещё меньше в военной стратегии и тактике понимали враждебные ему монархи. Однако Наполеон не заметил, что новые победы приводили к иным последствиям, скажем победы при Аустерлице и Иене. Битая армия союзников, после каждого поражения только усиливалась. Росло число его врагов, их силы и решимость воевать до победного конца. Раньше победа в решительном сражении сокрушала армию противника, дух политического руководства страны, предрешала исход кампании. Армии, воевавшие с войсками Наполеона стали иными. Фактически Наполеон в 1813 году перестал быть стратегом, продолжая успешно решать оперативные вопросы. Окончательно его роковая ошибка стал ясна после т. н. «Битвы народов».

Битва под Лейпцигом (16—19 октября 1813 года)

Сентябрь 1813 года прошёл без значительных сражений, за исключением очередного неудачного похода французской армии под началом маршала Нея на Берлин. Одновременно шло ухудшения положения французской армии: ряд незначительных поражений, изнурительные марши и плохое снабжение приводили к значительным потерям. По мнению немецкого историка Ф. Меринга, за август и сентябрь французский император потерял 180 тыс. солдат, главным образом от болезней и дезертирства.

В начале октября союзные силы, усиленные свежими подкреплениями, перешли в наступление на Наполеона, который держался на крепких позициях вокруг Дрездена. Вытеснить его войска оттуда собирались широким обходным манёвром сразу с двух сторон. Силезская русско-прусская армия фельдмаршала Блюхера (54-60 тыс. солдат, 315 орудий) обошла Дрезден с севера и перешла р. Эльбу севернее Лейпцига. К ней присоединилась и Северная прусско-русско-шведская армия кронпринца Бернадота (58-85 тыс. человек, 256 орудий). Богемская австро-русско-прусская армия фельдмаршала Шварценберга (133 тыс., 578 орудий) вышла из Богемии, обошла Дрезден с юга и тоже двинулась в сторону Лейпцига, заходя в тыл противнику. Театр военных действий переместился на левый берег Эльбы. Кроме того, уже в ходе сражения подтянулись Польская русская армия генерала Беннигсена (46 тыс. бойцов, 162 орудия) и 1-й австрийский корпус Коллоредо (8 тыс. человек, 24 пушки). Всего союзные войска имели от 200 тыс. (16 октября) до 310—350 тыс. человек (18 октября) при 1350—1460 орудиях. Главнокомандующим союзными армиями был австрийский фельдмаршал К. Шварценбер, он подчинялся совету трёх монархов. Русскими войсками руководил Барклай де Толли, хотя Александр регулярно вмешивался.

Французский император, оставив в Дрездене сильный гарнизон и выставив заслон против Богемской армии Шварценберга, двинул войска под Лейпциг, где хотел сначала разгромить армии Блюхера и Бернадота. Однако те уклонились от битвы, и Наполеону пришлось иметь дело со всеми союзными армиями одновременно. Под Лейпцигом у французского владыки было 9 пехотных корпусов (около 120 тыс. штыков и сабель), Императорская гвардия (3 пехотных корпуса, кавкорпус и артиллерийский резерв, всего до 42 тыс. человек), 5 кавкорпусов (до 24 тыс.) и гарнизон Лейпцига (около 4 тыс. солдат). Всего у Наполеона было примерно 160—210 тыс. штыков и сабель, при 630—700 орудиях.

Расположение сил. 15 октября французский император разместил свои силы вокруг Лейпцига. При этом большая часть его армии (около 110 тыс. человек) была расположена южнее города вдоль реки Пляйсе, от Конневитца до деревни Марклейберг, затем далее на восток через селения Вахау и Либертвольквитц до Хольцхаузена. 12-тыс. корпус генерала Бертрана у Линденау прикрывал дорогу на запад. На севере дислоцировались части маршалов Мармона и Нея (50 тыс. солдат).

Союзные армии к этому времени имели в наличии около 200 тыс. штыков и сабель. Польская армия Беннигсена, Северная армия Бернадота и австрийский корпус Коллоредо только подтягивались к месту сражения. Таким образом, к началу битвы союзники обладали незначительным численным превосходством. Согласно плану главнокомандующего Карла Шварценберга, основная часть союзных сил должна была преодолеть сопротивление французов возле Конневитца, пройти сквозь болотистую низину между реками Вайсе-Эльстер и Пляйсе, обойти правый фланг противника и перерезать кратчайшую западную дорогу на Лейпциг. Около 20 тыс. солдат под руководством австрийского маршала Гиулая должны были наступать на западный пригород Лейпцига, Линденау, а фельдмаршал Блюхер — ударить по городу с севера, со стороны Шкойдица.

После возражений русского императора, который указывал на сложность движения по такой территории (реки, болотистые низменности), план несколько изменили. Для реализации своего плана Шварценберг получил только 35 тыс. австрийцев. 4-й австрийский корпус Кленау, русские силы генерала Витгенштейна и прусский корпус фельдмаршала Клейста под общим руководством генерала Барклая де Толли должны были атаковать противника в лоб с юго-востока. В результате Богемская армия была разделена реками и болотами на 3 части: на западе — австрийцы Гиулая, вторая часть австрийской армии атаковала на юге между реками Вайсе-Эльстер и Пляйсе, и остальные войска под командованием русского генерала Барклая де Толли — на юго-востоке.

16 октября. Около 8 часов утра русско-прусские силы генерала Барклая де Толли открыли артиллерийский огонь по противнику. Затем авангардные части пошли в атаку. Русские и прусские силы под командованием фельдмаршала Клейста около 9.30 заняли деревню Марклейберг, которую обороняли маршалы Ожеро и Понятовский. Противник четырежды выбил русско-прусские войска из деревни и четырежды союзники вновь брали деревню штурмом.

Располагавшаяся восточнее деревня Вахау, где стояли части под командованием самого французского императора Наполеона, также была взята русско-прусскими под общим командованием герцога Евгения Вюртембергского. Правда, из-за потерь от обстрела вражеской артиллерии, к полудню деревню оставили.

Русско-прусские силы под общим командованием генерала Андрея Горчакова и 4-й австрийский корпус Кленау атаковали деревню Либертвольквитц, которую обороняли пехотные корпуса Лористона и Макдональда. После яростного боя за каждую улицу деревня была захвачена, однако обе стороны понесли значительные потери. После подхода к французам резервов, в союзники к 11 часам были вынуждены оставить селение. В результате наступление союзников не принесло успеха, и весь фронт антифранцузских сил был так ослаблен сражением, что был вынужден защищать исходные позиции. Наступление австрийских войск против Конневитца также не принесло успеха, и после полудня Карл Шварценберг направил австрийский корпус на помощь Барклаю де Толли.

Наполеон принимает решение перейти в контрнаступление. Примерно в 3 часов дня до 10 тыс. французских кавалеристов под началом маршала Мюрата сделали попытку прорвать центральные позиции союзников у деревни Вахау. Их наступление было подготовлено артударом 160 орудий. Кирасиры и драгуны Мюрата смяли русско-прусскую линию, опрокинули гвардейскую кавдивизию и прорвали центр союзников. Наполеон даже посчитал, что битва выиграна. Французские кавалеристы сумели прорваться к холму, на котором располагались союзные монархи и фельдмаршал Шварценберг, но были отброшены благодаря контратаке Лейб-гвардии казачьего полка под командованием полковника Ивана Ефремова. Русский император Александр, раньше других сообразив, что в сражении наступил критический момент, приказал бросить в бой батарею Сухозанета, дивизию Раевского и прусскую бригаду Клейста. Неудачей завершилось и наступление 5-го французского пехотного корпуса генерала Жака Лористона на Гюльденгоссу. Шварценберг перебросил к этой позиции резервные части под руководством великого князя Константина Павловича.

Наступление сил австрийского маршала Гиулая (Дьюлаи) на Лиденау также было отражено французским генералом Бертраном. Серьёзного успеха достигла Силезская армия Блюхера: не дожидаясь подхода Северной армии шведского кронпринца Бернадота (он медлили, стараясь сберечь силы для захвата Норвегии), прусский фельдмаршал отдал приказ начать наступление. Под селениями Видериц и Мёкерн его части столкнулись с ожесточённым сопротивлением противника. Так, оборонявший Видериц польский генерал Ян Домбровский целый день удерживал позиции, отбиваясь русских войск под началом генерала Ланжерона. 20-тыс. корпус прусского генерала Йорка после ряда атак захватил Мёкерн, который оборонял корпус Мармона. Пруссаки проявили в этой битве большое мужество. Армия Блюхера прорвала фронт французских войск севернее Лейпцига.

Первый день не выявил победителей. Однако бой был очень яростным и потери с обеих сторон были значительными. В ночь с 16 на 17 октября к Лейпцигу подошли свежие армии Бернадота и Беннигсена. Силы союзников имели почти двойное численное преимущество над силами французского императора.

Положение войск 16 октября 1813 года.

 

17 октября. 17 октября значительных сражений не было, обе стороны собирали раненых и хоронили убитых. Только на северном направлении армия фельдмаршала Блюхера, взяла деревни Ойтрицш и Голис, вплотную подойдя к городу. Наполеон стянул войска поближе к Лейпцигу, но не стал уходить. Он надеялся заключить перемирие, так же он рассчитывал на дипломатическую поддержку «родственника» - австрийского императора. Через попавшего в плен при Конневитце австрийского генерала Мерфельда поздно ночью 16 октября Наполеон передал врагам свои условия перемирия. Однако те даже не ответили.

18 октября. 7 часов утра главнокомандующий Карл Шварценберг отдал приказ о переходе в наступление. Французские войска дрались отчаянно, селения по нескольку раз переходили из рук в руки, дрались за каждую улицу, каждый дом, каждую пядь земли. Так, на левом фланге французов русские солдаты под началом Ланжерона с третьей атаки, после страшной рукопашной схватки, захватили деревню Шелфельд. Однако посланные маршалом Мармоном подкрепления выбили русских с занятой позиции. Особенно яростный бой кипел у деревни Пробстейд (Пробстхайд), в центре французских позиций. Корпуса генерала Клейста и генерала Горчакова к 15 часам смогли пробиться в селение и начали захватывать один дом за другим. Тогда в битву была брошена Старая Гвардия и гвардейскую артиллерию генерала Друо (около 150 пушек). Французские войска выбили союзников из деревни, и пошли на главные силы австрийцев. Под ударами наполеоновской гвардии союзные линии «затрещали». Наступление французов было остановлено огнём артиллерии. К тому же Наполеона предала саксонская дивизия, а затем вюртембергские и баденские части.

Жестокий бой продолжался до ночи, французские войска удержали все основные ключевые позиции, но на севере и востоке союзники вплотную подошли к городу. Французская артиллерия израсходовала практически весь боезапас. Наполеон дал приказ об отступлении. Войска под командованием Макдональда, Нея и Лористона оставались в городе для прикрытия отступления. В распоряжении отступающей французской армии оказалась только одна дорога на Вайсенфельс.

Положение войск 18 октября 1813 года.

 

19 октября. Союзники планировали продолжить бой, чтобы вынудить французов к капитуляции. Разумные предложения русского государя о форсировании реки Пляйсе и прусского фельдмаршала Блюхера о выделении 20 тыс. кавалерии для преследования противника были отклонены. На рассвете, поняв, что враг очистил поле сражения, союзники двинулись на Лейпциг. Город обороняли солдаты Понятовского и Макдональда. В стенах были пробиты бойницы, на улицах, среди деревьев, садов были рассыпаны стрелки и расставлены орудия. Солдаты Наполеона дрались отчаянно, бой был кровавым. Лишь к середине дня союзникам удалось овладеть предместьями, выбив оттуда французов штыковыми атаками. Во время сопутствующей спешному отступлению неразберихи, сапёры взорвали мост Эльстербрюкке, находившийся перед Рандштадскими воротами. В это время в городе ещё оставалось около 20-30 тыс. солдат Макдональда, Понятовского и генерала Лористона. Началась паника, маршал Юзеф Понятовский, попытался организовать контратаку и организованное отступление, был дважды ранен и утонул в реке. Генерал Лористон попал в плен, Макдональд едва избежал смерти, вплавь перебравшись через реку, тысячи французов попали в плен.

Битва у Гриммских ворот 19 октября 1813 года. Эрнст Вильгельм Штрасбергер.

 

Итоги битвы

- Победа союзников была полной и имела общеевропейское значение. Новая армия Наполеона была полностью разбита, вторая кампания кряду (1812 и 1813 гг.) кончилась поражением. Наполеон увел остатки армии во Францию. На сторону союзников перешла Саксония, Бавария, распался подвластный Парижу Рейнский союз германских государств. К концу года капитулировали почти все французские гарнизоны в Германии, так маршал Сен-Сир сдал Дрезден. Наполеон остался один почти против всей Европы.

- Французская армия потеряла под Лейпцигом примерно 70—80 тыс. человек, из них примерно 40 тыс. убитыми и ранеными, 15 тыс. пленными, ещё 15 тыс. было захвачено в госпиталях, сдалось до 5 тыс. саксонцев и др. немецких солдат.

- Потери союзных армий составили до 54 тыс. убитыми и ранеными, из них около 23 тыс. русских, 16 тыс. пруссаков, 15 тыс. австрийцев и только 180 шведов.

 

 Самсонов Александр, "Православный Воин"