Русское Движение

Вооружение и снаряжение скифских воинов VI – IV вв. до н.э.

Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

 

  ...фрагмент  статьи «Под пение стрел», посвященной памяти выдающегося ученого скифолога  Евгения Васильевича Черненко. Полностью статья опубликована в журнале «Парабеллум» №28 (2007). Представленный фрагмент является, по сути, аннотациями к четырем авторским иллюстрациям.

 

 

 
 


1. Скифо-персидская война, 515 – 512 гг. до н.э.


Илл.1. Автор Куркин А.В.

    Сюжет для настоящей реконструкции почерпнут у Ктесия, который писал о своеобразном «военно-техническом поединке», состоявшемся между персами и скифами: «Они послали друг другу луки; скифский лук оказался крепче. Поэтому Дарий обратился к бегству.» (Ctes. 16)

    Основой для реконструкции вооружения изображенного  скифского военного вождя послужило каменное изваяние Vв. до н.э. из собрания Краснодарского музея. Торс воина прикрыт панцирем в виде толстой кожаной куртки без рукавов с продольным разрезом на левом (как у греческих тораксов) или на правом  боку и удлиненной спинной частью. Фронтальная часть панциря украшена металлической (золотой?) фигурной накладкой, изображающей оленя «в летящем галопе» и усилена бронзовыми четырехугольными пластинками-чешуйками, внахлест нашитыми на кожаную основу. Подобным образом усилены борта и подол спинной части. Обращают на себя внимание кожаные наплечники, спереди и сзади украшенные металлическими накладками, изображающими орлиного грифона, а также рукава с набранными по ламинарному принципу продольными бронзовыми пластинками. М.В. Горелик привел реконструкцию двух видов наручей, которые, по его мнению, могли подразумеваться автором изваяния.1 Предложенный  вариант «крагообразных» наручей, впрочем, не вызвал с его стороны никаких нареканий.

    Наголовье воина представлено бронзовым шлемом, аналогичным шлему позднекубанского типа, обнаруженному у станицы Даховской на Кубани. «Шлем состоит из двух частей, - отмечал Е.В. Черненко, - и оформлен в виде несколько стилизованной бараньей головы. В передней его части высоким рельефом намечены глаза, а по бокам – витые рога.»2

    К боевому портупейному поясу вождя подвешен парадный меч в роскошных, отделанных золотыми накладными пластинами, ножнах – аналог одной из жемчужин скифской коллекции Государственного Эрмитажа – , парадного меча, обнаруженного в ходе раскопок Литого кургана близ с. Кучеровка в 1763 г. Сегодня этот меч больше известен как Мельгуновский, по имени инициатора раскопок А.П.Мельгунова. Именно с раскопок Литого кургана началась скифская археология.

    Воин протягивает персидскому военачальнику лук – главное оружие скифов, прославившее их на века. Лук т.н. скифского типа в большинстве случаев, видимо, изготавливался из нескольких парод дерева (т.е. был композитным), имел форму сигмы с ассиметричными плечами, а в месте хвата мог усиливаться костяными накладками. Характерной особенностью скифского лука являлись загнутые наружу окончания плечей, часто усиленные костяными или роговыми накладками, к которым крепилась тетива из конского волоса или жил. Общая длина лука колебалась в пределах 60–70 см, что подтверждается крайне редкими находками этого вида оружия в скифских погребениях. Так, длина лука, обнаруженного при раскопках курганного комплекса «Три брата» под Керчью, составила 64,6 см, а ширина древка в месте хвата – 2 см.3

    Скиф обменивается оружием с персидским военачальников из корпуса т.н. «бессмертных». Характерное наголовье воина, его прическа, одежда, лук и колчан с веретенообразной застежкой взяты  из изображений на сузских изразцах и персепольских рельефах... было большой смелостью посадить на коня воина, облаченного, скорее, для парада, нежели для похода. Оправданием может послужить допущение, что внешний эффект был рассчитан прежде всего на брутальных варваров, коими в глазах персов несомненно выступали скифы.


Илл.1а

    Воин на переднем плане – мидиец. Обращает на себя внимание форма футляра для лука – горита – с характерными дисковидными накладками крепления к поясу. Изображения аналогичных горитов хорошо просматриваются на рельефах из Персеполя. Оборонительное вооружение воина состоит из бронзового сфероконического шлема (его аналог, скорее всего, стал трофеем Марафонской битвы и в качестве подношения был помещен в один из храмов Олимпии), льняного панциря (скрыт под одеждой) и т.н. дипилонского щита с умбоном, подобным археологической находке на острове Самос. Наступательное вооружение дополняется копьем с железным наконечником лавролистной формы.

 

2. Вторжение во Фракию, начало V в. до н.э.


Илл. 2 Автор Куркин А.В.

    Настоящая реконструкция призвана показать, как могла выглядеть финальная атака тяжелой скифской конницы. В центре изображен военный вождь: в бронзовом «импортном» греческом шлеме VI – V вв. до н.э. иллирийского типа (подобный шлем, ставший жертвой переделки скифских оружейников, был обнаружен в некрополе Нимфея), наборном ассиметричном панцире с разрезом на левой стороне, с характерным четырехугольным щитом, украшенным бронзовой бляхой в виде рыбы. Основой для данной реконструкции послужили материалы раскопок кургана № 12 возле шахты № 22 города Орджоникидзе Никопольского района Днепропетровской области, проведенных в 1964 – 1965гг. группой сотрудников Института археологии Украины, в т.ч. Е.В. Черненко.4

    На высокое положение воина указывают парадный меч, аналогичный оружию VI – V вв., найденному близ хутора Шумейко, горит, украшенный золотыми пластинками, выполненными в скифском «зверином» стиле (аналогичный горит с колчанным набором из 150 наконечников стрел с 13 золотыми бляшками был обнаружен в ходе раскопок кургана № 5  у села Архангельская Слобода Херсонской области), золотое ожерелье с наконечниками в виде львиных голов (Архангельская Слобода), золотой спиралевидный браслет и церемониальный топорик, выполняющий роль жезла. Подобный бронзовый топорик был раскопан в Кургане № 18 близ Львово Херсонской области. Он выполнял не боевую, а, скорее, сакральную функцию. Так, Геродот упоминал топор наряду с еще тремя священными для скифов предметами: плугом, ярмом и чашей (Herod. IV. 5). Скрепляя договор, скифы, по словам Геродота, погружали в чашу с вином и кровью меч, стрелы, копье и топор (Herod. IV. 70). Топорик, дополнительно украшенный скальпом побежденного врага, мог служить неким сакральным залогом победы и поднимать боевой дух воинов. (В настоящем изображении меня, уже не как художника, а как историка, смущала только одна деталь: правильно ли я насадил топор на топорище? Но Евгений Васильевич велел оставить все как есть.). Обращает на себя внимание конский набор, реконструированный по материалам раскопок Завадской Могилы в Днепропетровской области. Голова коня защищена бронзовым налобником до 43 см в длину и листовидными нащечниками. Набор датируется Vв. до н.э.


Илл. 2а

Илл. 2б

     Скифский воин, помещенный  на переднем плане, обрел свой внешний вид благодаря реконструкции А. Минжулина, проведенной по материалам скифского захоронения Vв. до н.э. у села Гладковщина на Черкащине.5 Безусловный интерес вызывают наборной шлем с затыльником и нащечниками, а также наборной гибкий щит, заброшенный за спину наподобие ранца и зафиксированный на предплечьях ремнями. Воин, изображенный на втором плане, имеет схожую паноплию (обращают на себя внимание чешуйчатые поножи-краги и переделанный греческий шлем халкидского или аттического типа). Во время атаки воины используют копья со втульчатыми лавролистными наконечниками, известными по материалам раскопок Ряпяховатой Могилы.

    Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует точная информация относительно использования скифами наборных конских нагрудников. Поэтому для их реконструкции следует прибегать к широким аналогиям, базирующимся на памятниках изобразительного искусства Ассирии, тактическом наставлении Ксенофонта «О коннице» (XII. 8.9) и  его же описании битвы  при Кунаксе (Xen. Anab. I.VIII.7):  «Так как в случае опасности для коня опасность грозить и всаднику, то нужно вооружать и коня налобником, нагрудником и набедренниками, которые служат и для всадника. Но более всего нужно прикрывать бока лошади, как самое опасное и самое слабое место. Их можно прикрыть чепраком, который должен быть так сшит, чтобы не только мог прочно сидеть всадник, но и чтобы не жал спины лошади. Все прочее вооружение коня одинаково защищает коня и всадника».

    

3. Скифы на афинской службе. V – IV вв. до н.э.


Илл. 3 Автор Куркин А.В.

    Предлагаемая реконструкция демонстрирует отряд скифских наемников, пополнивших ряды гарнизона одной из пограничных афинских крепостей.

    На переднем плане изображен скифский военный вождь – в парадной пурпурной одежде в виде распашной куртки, нарядных «скифских» штанах и наборном панцире греческого покроя. Остатки подобных панцирей найдены в многочисленных скифских захоронениях V – IV вв. до н.э., они просматриваются на памятниках античной торевтики, а также на скульптурной композиции, венчающей знаменитый золотой гребень из кургана Солоха. Центральная фигура солохского гребня изображает знатного скифского всадника, вооруженного копьем и луком со стрелами. Защитное снаряжение воина представлено греческим шлемом коринфского типа, наборным панцирем греческого покроя, греческими поножами-кнемидами и наспинным щитом, аналогичным экземпляру из Гладковщины. Из вооружения двух других изображенных на гребне воинов обращают на себя внимание щиты бобовидной и месяцевидной (т.н. пелта или пельта) формы, а также панцирь греческого покроя с сегментарным подолом-птеригами.


Илл. 3а

    Изображенный  вождь использует шлем коринфского типа (наголовье центральной фигуры солохского гребня подтверждено археологической находкой XIX в. у села Ромейковка), для удобства снятый на походе. Прическа реконструирована по рельефным изображениям на золотой обивке горита из Солохи. Комплекс наступательного вооружения представлен парадным мечом и луком. Колчанное отделение горита украшено золотыми пластинами, аналогичными находке в Ильичевском кургане под Керчью. Конский набор воссоздан по материалам раскопок Хоминой Могилы в Днепропетровской области. Б.М. Мозалевский, руководивший археологической экспедицией, указал, что уздечные украшения были «изготовлены из миллиметрового листового серебра и снаружи покрыты тонким золотым листом, прочно соединенным с основой.»6

    Одежда остальных скифских наемников реконструирована по многочисленным памятникам античной вазописи и торевтики. Из последней можно упомянуть рельефы на посуде из Гаймановой Могилы и Куль-Обы, на т.н. Воронежском сосуде и уже упоминавшемся горите из Солохи. Мужская скифская одежда могла иметь как длинный, так и короткий подол и покроем напоминала японское кимоно. Материалом для изготовления одежды служили выделанные козьи шкуры, лен, конопля, войлок, а в отдельных случаях, возможно, и человеческая кожа (Herod.IV.64). Куртки кроились из нескольких кусков. Швы, особенно на парадных одеяниях, тщательно украшались аппликацией, вышивкой, мехом или бахромой. Вероятно, скифы подобным образом отгоняли злых духов, которые могли через швы проникнуть под одежду и поразить ее хозяина. Скифская знать, судя по всему, импортировала цветные ткани из причерноморских греческих городов, в частности Ольвии, дополняя традиционный узор греческим спиралевидным орнаментом. Помимо этого, парадная одежда могла украшаться металлическими (у знати – золотыми) бляшками, наподобие тех, что были найдены в ряде захоронений под Николаевом и Бердянском. В качестве головных уборов скифы использовали башлычные шапки из кожи или войлока, а также их укороченные варианты с характерным «фригийским» навершием.7


Илл. 3б Золотая обивка горита из Чертомлыкского кургана.

    За прохождением пестрой «варварской» колонны наблюдают греческие воины из кавалерийского подразделения гарнизона крепости. Один из них, судя по всему младший офицер, вооружен мечом-махайрой и кавалерийским копьем-ксистоном. Оборонительное вооружение всадника состоит из бронзового шлема в виде широкополого фессалийского головного убора-петаса, а также антропоморфной колоколовидной кавалерийской кирасы. Второй кавалерист имеет на вооружении два легких копья для метания и бронзовый шлем беотийского типа. Оба воина одеты в льняные туники, плащи-хламиды и кавалерийские сапоги.

  

4. Бой между скифами и македонянами IV вв. до н.э.


Илл. 4 Автор Куркин А.В.

    В предлагаемой реконструкции я склонен видеть один из эпизодов похода Зопириона на Ольвию (331г. до н.э.). Легкая кавалерия скифов, действуя в русле своей традиционной тактики, отсекла от основных сил кавалерийское подразделение македонян и без особых помех его ликвидирует. Судя по всему, сам Зопирион погиб в одной из подобных локальных стычек, когда, не сумев овладеть Ольвией, отступал со своим потрепанным войском на Родину.

   Скифский воин на переднем плане, вероятно командир разъезда, помимо лука вооружен достаточно длинным однолезвийным мечом и дротиком . В качестве защитного вооружения выступает панцирь из толстой кожи с чешуйчатым усилением грудной части и оплечий, а также наборной портупейный пояс. Следует отметить, что к IV в. до н.э. ширина подобных поясов в сравнении с более ранними аналогами значительно уменьшилась. Обращает на себя внимание уздечный набор из серебряных, покрытых штампованным орнаментом, пластин (аналог уздечного набора № 2 из Хоминой Могилы), подперсный и подпружный ремни, а также чепрак с геометрическими приращениями. Похожие изображения чепраков можно увидеть на золотой обивке ножен из Чертомлыка, на чаше из кургана Солоха и на костяной пластине из Куль-Обы. Последний из указанных артефактов демонстрирует седло, изображенное, впрочем, очень схематично. Остальные скифы, помещенные мной на задний план, ведут с противником «огневой бой» на ближних дистанциях. Е.В. Черненко разделял мнение Е.С. Морза, согласно которому  в IVв. до н.э. скифы перешли от «первобытного» способа натяжения тетивы к т.н. «монгольскому», при котором стрела помещается с правой стороны лука, а тетива натягивается большим пальцем к плечу опорной руки.8

    Сегодня сложно однозначно судить о скорострельности и дальнобойности скифских лучников. Прибегая к аналогиям, можно предположить, что дальность выстрела колебалась в пределах 200 – 300 метров, а скорострельность (при стрельбе «по площадям») составляла не менее 10 выстрелов за минуту.

    В моей коллекции имеются два бронзовых наконечника стрел скифского типа, датированные IV в. до н.э. Длина одного из них 37мм, второго – 26мм. Диаметр втулки у обоих составляет 5мм. Поражает заточка граней, сохранившая более чем за два тысячелетия остроту бритвы. Фукидид вовсе не преувеличивал, когда писал, что доспехи, предохранявшие от дротиков, были бессильны против стрел (Thuc.IV.34.3).


Илл. 4а

    Предложенную  реконструкцию облика македонского военачальника (передний план) Евгений Васильевич воспринял со свойственной ему добродушной иронией, сказав при этом что-то вроде: «Эх, как разметало-то беднягу». Действительно, бронзовый шлем фригийского типа (нащечники я реконструировал по ковачевицкому экземпляру) найден на Балканах, фрагмент нагрудной пластины антропоморфного панциря – поблизости от станицы Елизаветинская в Краснодарском крае, а поножи – в Керчи. Тем не менее, богатый декор доспехов, центральной деталью которого выступает изображение головы Медузы, а также стилистическая схожесть артефактов, показались мне достаточным основанием для их гипотетического объединения в единый гарнитур. Воин вооружен махайрой с характерной рукоятью в виде головы орлиного грифона. Аналогичное навершие рукояти было обнаружено в ходе раскопок Семибратних курганов на Кубани (все таки, действительно разметало).

    Основными источниками для реконструкции фасона одежды (длиннорукавный хитон, плащ-хламида) и ее расцветки послужили изображения на мозаичном панно «Битва Александра с Дарием» из дома Фавна в Помпеях, на «Саркофаге Александра» из Сидона и на фресках Вергинской гробницы. В этой связи стоит упомянуть планшеты А. Макбрайда, которыми он сопроводил брошюру Н. Секунды «Армия Александра Великого» и в основу коих были положены горельефы сидонского саркофага.9 Когда-то эти горельефы были ярко раскрашены, однако сегодня, выставленные в экспозиции Стамбульского музея, они во многом лишились живописного слоя. К счастью, в конце XIX в. в Париже, что называется «по горячим следам» был издан каталог сидонских раскопок с цветными репродукциями «Саркофага Александра», действительно, очень красочно расписанного. Указанные репродукции относительно недавно были воспроизведены в одном из номеров известного немецкого археологического журнала «Antike Welt», вследствие чего я смог сравнить роспись фигур с предлагаемыми А. Макбрайдом реконструкциями. 10

 

                                     Примечания

    1. Горелик М.В. Реконструкция скифского доспеха по каменным изваяниям. // Скифские древности. Киев, 1973. С. 267—268.
    2. Черненко Е.В. Скифский доспех. Киев, 1968. С. 95.
    3. Бессонова С.С. Погребение IV в. до н.э. из Трехбратнего кургана. // Скифские древности. С.247.
    4. Материалы опубликованы: Тереножкин А.И., Ильинская В.А., Черненко Е.В., Мозолевский Б.Н. Скифские курганы Никопольщины. // Скифские древности. На основании этих материалов М.В.Горелик создал ряд военно-исторических реконструкций. См. Горелик М.В. Реконструкция доспехов скифского воина из кургана у г. Орджоникидзе. // Скифы и сарматы. Киев, 1977. С. 146—150.
    5. Minzulin A.I. Skythische Rusting im Experiment. Die Kriegerbestatt und von Gladkovscina.// Gold der Steppe. Archaologie der Ukraine. Shleswig, 1991. S. 137—142.
    6. Мурзин В.Ю., Черненко Е.В. О средствах защиты боевого коня в скифское время. // Скифия и Кавказ. Киев, 1980. С. 155—167.
    7. Черненко Е.В. Скифские лучники. Киев, 1980. С. 135.
    8. Мозолевский Б.Н. Скифские погребения у с. Нагорное близ г. Орджоникидзе на Днепропетровщине. // Скифские древности.С.213.
    9. Sekunda N. The Army of Alexander the Great. MAA 148.
    10. Bol R. Alexander oder Abdalonymos? // Antike Welt. 2000, №6. В статье автор вполне убедительно доказывает, что в действительности «Саркофаг Александра» является гробницей сидонского правителя Абдалонима. В сцене битвы одна из конных фигур, трактовавшаяся как изображение Александра, на самом деле олицетворяет Абдалонима Сидонского. Причем, якобы «львиноголовый шлем», известный теперь по многочисленным батальным реконструкциям, при ближайшем рассмотрении оказался львиным скальпом.

  Куркин А.В.