То, что турки – наши близкие соседи (от сочинских пляжей до их Черноморского побережья – рукой подать) – это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и соотечественники россиян (в далеком прошлом в какой-то мере…), многих, пожалуй, удивит. Между тем это так.
От Урала до Хуанхэ
По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру – к тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах Центральной Азии в III–I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая и Прибайкалья началась в последние века до н.э. – первые века н.э. Сначала – в разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. – в Среднюю Азию. В V–VI веках известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских хрониках.
С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с могущественным Тюркским каганатом – государством, которое контролировало бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р. Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).
Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую принесли арабы – ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата, создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен – огузов – хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена, взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.
В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские племена – кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление на этнополитической карте региона нового народа – туркмен.
Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки, аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. – «восток», «восход») – в Малую Азию.
Анатолия, она же – Туркмения
Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками – по названию клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана, Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии. В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки стали хозяевами большей части Малой Азии.
Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском султанате («Рум» – арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя – ни много ни мало – как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.
Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.
Любовь и умение обращаться с лошадьми у турок культивируются испокон веков. Фото Reuters |
Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот регион в XI веке, составляла 0,5–0,7 млн. человек; в XII–XIII веках их было уже более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков – и в их культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.
Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой, через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь – кто ненадолго, кто на столетия – и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре, языках, в антропологических типах населения Малой Азии.
Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до н.э. – клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.
В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне, общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546–333 годы до н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.
В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты, которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей стал город Анкира (в переводе – «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы анатолийскими греками.
В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских языках, хайаса – предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее – армяне, курды, с V века – различные тюркские группы (булгары, сувары, авары, хазары и др.).
Больной человек Европы
На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской империей, Византией – по названию древнего города Византия на европейском берегу Босфора, на месте которого в 324–330 годах был основан Константинополь.
Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие народы – опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах – искусные рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане. Все они – а также мужчины и женщины из многих других народов – албанцы, венгры, молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа – участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.
На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299 году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В 20–30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по имени основателя династии стали называть Османским султанатом. 29 мая 1453 года османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь. Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление европейское и русское его наименование – Стамбул), объявленный столицей Османской державы. История Византии закончилась.
Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.
Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного человека Европы», как называли в XIX – начале ХХ века Османское государство, завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на стороне австро-германского альянса.
Победители в этой войне – страны Антанты – не только покончили с империей, прибрав к своим рукам многие из подвластных ей стран, но и попытались лишить турок независимости, расчленить их территорию. Эти планы были сорваны национально-освободительной борьбой турецкого народа (1918–1923), которую возглавил молодой генерал Мустафа Кемаль (впоследствии принявший фамилию Ататюрк).
В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября 1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных народов новой нации – турецкой, народа по имени турки.
Как вас теперь называть?
До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания. Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии – очень постепенно – этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным самоназванием.
В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть населения – представители феодального сословия, отдельные группы горожан. Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).
Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей, прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле «человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом плебея, мужика.
Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание «турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).
Албанцы, венгры, молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа участвовали в этногенетических процессах, в ходе которых формировался к середине XVI века турецкий этнос. Фото Reuters |
И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский («османлыджа») – официальный и литературный язык с письменностью, основанной на арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов. Был турецкий (тюркский) – разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И был арабский – язык религии, язык исламского образования и учености.
Лишь во второй половине XIX – начале ХХ века турецкие националисты («новые османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920–1930-х годах, после кемалистской революции.
В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита (который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего народа – и государственным, и литературным.
В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из интернациональной лексики.
Южные европеоиды
Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась, естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россиян знакомо имя Назыма Хикмета (1902–1963), известного турецкого поэта и общественного деятеля. В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты, смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.
Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.
Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически – преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились турками.
Максимально обобщенно – основу антропологического типа турок составляет переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных европеоидов.
Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип коренных жителей.
Этногенез турок – сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное скотоводство), к новому, оседлому образу жизни. Своей родиной, от поколения к поколению все больше, они осознавали эту страну – Anadolu, как по-тюркски звучит название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ турецкого государства – полумесяц со звездой – заимствован османами у византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.
Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали в жены девушек, женщин из любого народа – гречанок, черкешенок, армянок, славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких браков были уже вполне турками – и по языку, и по культуре. Султаны и знать имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.
Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса, сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово «янычары». Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан (1489–1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу (Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год. Подобные примеры можно умножить.