Русское Движение

Танковый ленд-лиз

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 
Поставки бронетанковой техники в Советский Союз начались уже осенью 1941 года. 3 сентября Сталин направил письмо британскому премьер-министру Черчиллю, содержание которого последний довел и до президента США Рузвельта.

В послании говорилось о смертельной угрозе, нависшей над СССР, которую можно снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в нашу страну 30 тысяч тонн алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток. Под последними в советских документах тех лет часто фигурировали английские бронетранспортеры «Брен» и «Универсал».

Доставка и приемка

Первые 20 английских танков поступили в Архангельск на судах конвоя PQ-1 11 октября 1941-го. 28 октября эти машины доставили в Казань. Всего же до конца года в Советский Союз из Великобритании прибыло 466 танков и 330 бронетранспортеров. Что касается США, то в 1941 году они смогли направить в СССР только 182 танка, которые дошли до места назначения уже в 1942-м. Поступление значительного количества импортной техники потребовало создания службы военной приемки и системы обучения личного состава.

Первоначально приемка и освоение иностранных танков проходили в учебном центре в Горьком, куда боевые машины отправлялись сразу после разгрузки. Однако уже 20 января 1942 года отдел военной приемки иностранной техники был организован непосредственно в Архангельске, а 4 апреля – в Иране. При этом иранский отдел занимался только автомобилями.

К середине 1942-го Архангельский отдел приемки бронетанковой техники включал в себя группы в Бакарице, Молотовске и Экономии. Кроме него существовал отдел приемки танков в Мурманске, а приемки автомобилей и мотоциклов – в Горьком и Иране. В связи с ростом поставок по «Персидскому коридору» и через порты Дальнего Востока были организованы отделы военной приемки бронетанковой техники в Баку (март 1943-го) и Владивостоке (сентябрь 1943-го). Наконец, в феврале 1945 года за счет свертывания Бакинского подразделения открыли отдел военной приемки в Одессе.

Обучение личного состава

Что же касается подготовки экипажей для иностранных танков, то первоначально она проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октября 1941 года из учебных танковых полков в Казань было отправлено 420 экипажей для переподготовки на английские танки. Однако, по-видимому, возможности школьной базы оказались ограниченными. Поэтому в ноябре экипажи на «Матильды» начали готовить при 132 и 136-м отдельных танковых батальонах. При 10-м запасном танковом полку была организована подготовка еще 100 экипажей (по 50 на «Матильды» и «Валентайны»). При 2-м запасном автополку проходили обучение 200 водителей бронетранспортеров. Позаботились и о поддержании боеспособности импортных машин: ремонтно-восстановительная рота 146-й танковой бригады тогда же, в ноябре 1941-го прибыла на завод № 112 для прохождения подготовки к ремонту танков «Валентайн» и бронетранспортеров.Такая ситуация сохранялась вплоть до весны 1942 года, то есть до возобновления массовых поставок бронетехники по ленд-лизу. Уже в марте 1942-го на подготовку экипажей для иностранных танков были переведены 23 и 38-й учебные танковые полки, бронетранспортеров – 20-й танковый полк. Вскоре, однако, и этого оказалось мало. В июне 1942 года приказом наркома обороны сформированы 190 и 194-я учебные танковые бригады для подготовки экипажей американских и английских танков соответственно, а 16 и 21-й учебные танковые полки переведены с подготовки экипажей для Т-60 на обучение экипажей английских и американских танков. Штатная численность учебных полков и бригад позволяла ежемесячно готовить 645 экипажей для легких танков М3л, 245 – для средних М3с, 300 – для «Матильд» и 370 – для «Валентайнов».

Для перегонки танков, поступавших по иранскому маршруту, была сформирована 191-я танковая бригада. Подготовленные экипажи это соединение получало из 21-го учебного танкового полка, дислоцировавшегося в Ереване. В феврале 1943 года для подготовки экипажей непосредственно в Баку на базе 191-й танковой бригады сформировали 27-й учебный танковый полк, а 21-й полк пересадили на Т-34.

Зимой 1943-го 190-я учебная танковая бригада была преобразована в 5-ю, а 194-я – в 6-ю учебные танковые бригады, которые вместе с 16-м учебным танковым полком вошли в состав Учебного бронетанкового центра в Горьком. Впрочем, новые бригады в своем учебном качестве просуществовали недолго. Поставки бронетехники по ленд-лизу пошли на убыль и уже в октябре 1943-го 5-ю учебную танковую бригаду расформировали, а 6-ю в июне того же года переформировали в учебную бригаду офицерского состава.

К концу войны в Красной армии имелось три отдельных учебных танковых полка по подготовке экипажей для ленд-лизовской техники: 16-й в Горьком и 27-й в Баку готовили экипажи танков М4А2, а 20-й в Рязани – экипажи бронетранспортеров всех типов.

Личный состав для частей и подразделений, вооруженных различными типами самоходно-артиллерийских установок, готовился в Учебном центре самоходной артиллерии в городе Клязьме под Москвой.

Командный и технический состав в 1942 году обучали в Чкаловском (для танков «Матильда») и Казанском (для танков «Валентайн») танковых училищах. В конце войны Казанское танковое училище готовило командиров взводов танков «Шерман» и «Валентайн», 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров выпускало командный и технический состав для частей, имевших на вооружении бронетранспортеры М2, «Скаут» и «Универсал», а Киевское танкотехническое училище готовило техников для обслуживания «Шерманов».

Всего же за годы Великой Отечественной войны различными учебными частями подготовлено 16 322 экипажа для импортной бронетанковой техники.

В связи с поступлением в Красную армию большого количества иностранных танков был разработан специальный штат отдельного танкового батальона, что позволило использовать ленд-лизовские машины как в составе батальона, так и в составе бригады. При этом иностранная материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в различных комбинациях, поскольку только штатов отдельных танковых бригад в 1941–1942 годах имелось не менее семи. В 1943-м начали формироваться отдельные танковые полки армейского и фронтового подчинения, также имевшие на вооружении ленд-лизовскую технику. Кроме того, танками М4А2 и «Валентайн» начиная с 1943 года часто комплектовались танковые полки мехбригад в механизированных корпусах. При этом танковая бригада в составе мехкорпуса могла быть укомплектована как импортными, так и отечественными танками. В итоге в составе Красной армии имелись отдельные танковые и механизированные корпуса трех типов комплектации: полностью отечественными танками, полностью иностранными и имевшие смешанный состав. Что касается частей армейского подчинения, то помимо отдельных танковых полков в них могли включаться самоходно-артиллерийские бригады СУ-57, разведывательные и мотоциклетные батальоны и полки. На вооружении последних часто состояли импортные танки и бронетранспортеры. Так, в бронеавтомобильном разведывательном батальоне имелось до 20 бронетранспортеров «Скаут» и 12 бронемашин БА-64, а в мотоциклетном батальоне – до 10 танков Т-34 или «Валентайн» и 10 бронетранспортеров. Такое же количество танков находилось и в мотоциклетном полку, но бронетранспортеров в нем было больше.

Ремонт и обслуживание

Практически сразу после начала эксплуатации иностранной бронетанковой техники в Красной армии встал вопрос об организации ее ремонта. Уже в декабре 1941-го в Москве для этой цели сформировали ремонтную базу № 82. В 1942–1943 годах ремонтом иностранных танков занимались рембазы № 12 в Баку (затем в Саратове), № 66 в Куйбышеве (затем в Тбилиси) и № 97 в Горьком. Последняя была самой крупной. В течение января – марта 1943-го на ней прошли капитальный, средний и текущий ремонт 415 танков различных типов и 14 бронетранспортеров «Универсал». В основном же починкой бронетранспортеров занималась рембаза № 2 в Москве.

За время войны усилиями ремонтных баз прошли капитальный ремонт 2407 танков иностранного производства.

Необходимо отметить, что с конца 1943 года в Советский Союз начали поступать ремонтные мастерские американского и канадского производства на автомобильных шасси. Полный парк американских мастерских насчитывал до 10 единиц и фактически являлся полевым танкоремонтным заводом. В американский парк входили механические мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая мастерская М8А, кузнечно-сварочная мастерская М12, электроремонтная мастерская М18, мастерская по ремонту вооружения М7, инструментальная мастерская и складские машины М14. Все они базировались на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости «Студебекер» US6. В парк танкоремонтных мастерских входили еще и 10-тонные автомобильные краны М1 Ward LaFrance 1000 или (реже) Kenworth 570, а также бронированные ремонтно-эвакуационные машины М31 (Т2).

Парк канадских мастерских был меньше американского и состоял из механических мастерских А3 и D3, электромеханической мастерской (все на шасси американского грузовика GMC 353), подвижной зарядной станции OFP-3 и электросварочной мастерской KL-3 (на канадских шасси Ford F60L и Ford F15A соответственно). Непосредственно в ремонтные подразделения танковых частей поступала кузнечно-сварочная мастерская на шасси Chevrolet G7107 американского или Chevrolet (вероятнее всего 8441/С30) канадского производства. Всего за 1944–1945 годы в СССР из Канады было поставлено 1590 автомобильных ремонтных мастерских всех типов.

Американскими и канадскими парками комплектовались подвижные танкоремонтные заводы, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны и т. д. армейского и фронтового подчинения. Это позволяло производить не только средний, но и капитальный ремонт бронетанковой техники как импортного, так и отечественного производства. В то же время подвижные мастерские отечественного производства могли обеспечить лишь текущий ремонт.

Наступила очередь количественного аспекта поставок в Советский Союз бронированных машин из США и Великобритании. В связи с этим необходимо отметить, что, как и в случае с другими видами вооружения и военной техники, данные на сей счет, приводимые в различных источниках, отличаются друг от друга.

Итак, их было 10 395

В конце 80-х годов отечественным исследователям впервые стали доступны сведения из западных источников. Так, в книге «Soviet Armour of the Great Patriotic War 1941–1945» американский исследователь Стивен Залога приводит достаточно полные цифры о ленд-лизовских поставках в СССР. По его мнению, из США в Советский Союз поступило 7164 танка, а из Великобритании – 5187 танков всех типов. Имеется в труде и информация о технике, потерянной при транспортировке: 860 американских и 615 английских танков. Таким образом, всего СССР поставлен 12 351 танк, 1475 машин не попали в Красную армию. Правда, не совсем понятно, о чем идет речь: об отправленных или о прибывших танках. Если об отправленных, то с учетом потерь количество первых выглядит несколько иначе – 6304 американских, 4572 английских и канадских танка. А всего 10 876 машин.

Попробуем выяснить, насколько верны западные данные. Для этого используем цифры, приведенные в книге М. Супруна «Ленд-лиз и северные конвои».

Итак, мы убедились, что и в отечественном, и в зарубежном изданиях приводятся практически совпадающие сведения об отправленных в Советский Союз танках. Что касается потерь, то и это число вполне соотносится: по данным Супруна, до 1 ноября 1942 года при проводке конвоев потеряно 1346 танков. Если учесть, что это был период наибольшего противодействия союзным караванам со стороны немецких подводных лодок и германской авиации, повлекший за собой наибольшие утраты судов и перевозимых на них грузов, то «недостающие» 129 танков вполне могли не дойти до получателя позже. Если же вычесть из числа отправленных машин потерянные, то получим 11 615 танков, что даже несколько больше, чем по американским данным.

Однако чтобы понять, сколько же в действительности машин оказалось в СССР, надо привлечь дополнительные источники. Один из них, причем наиболее достоверный, – сведения приемных комиссий Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ). Согласно им в 1941–1945 годах из США в Советский Союз прибыло (именно прибыло!) 5872 американских и 4523 английских и канадских танка. Всего же 10 395 танков.

Это число, которое и следует принимать как наиболее верное, неплохо соотносится с цифрами Залоги. Однако разница составляет 481 машину, что, в общем-то, закономерно. В большинстве зарубежных источников данные превышают советские на 300–400 единиц. Это можно объяснить либо не полным учетом потерь при транспортировке, либо путаницей с заявками, поданными по отправке и приемке. Очень часто цифры из советских заявок выдаются за показатели по отправке.

Некорректное сравнение

Все вышесказанное справедливо и по отношению к поставкам других видов бронетанковой техники. Исследования здесь проводить уже не имеет смысла, будем оперировать данными военной приемки ГБТУ как наиболее достоверными с точки зрения подсчета прибывших боевых машин. С 1941 по 1945 год в СССР поступило 5160 бронетранспортеров всех типов. Но это только по линии ГБТУ. Кроме того, Главному артиллерийскому управлению Красной армии для использования в качестве артиллерийских тягачей передали еще 1082 бронетранспортера американского и британского производства. Помимо этого союзники доставили в СССР 1802 самоходно-артиллерийские установки разных типов и 127 бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ).

Если подытожить, то получится, что в СССР прибыло 10 395 танков, 6242 бронетранспортера, 1802 САУ и 127 БРЭМ. А всего 18 566 единиц бронетанковой техники.

Попробуем сравнить эти цифры с данными Залоги. Согласно им Советский Союз получил 10 876 танков, 6666 бронетранспортеров, 1802 САУ, 115 БРЭМ и 25 танковых мостоукладчиков. Всего 19 484 единицы бронетанковой техники. В целом эти сведения соотносятся с отчетами военной приемки СССР. При этом любопытно, что они частично превышают, частично совпадают, а частично даже меньше советских данных.

Во многих отечественных публикациях утверждается, что танки, поставленные союзниками, составили лишь 10 процентов от 103 тысяч выпущенных в СССР за годы Великой Отечественной войны танков. Подобное сравнение выглядит не только некорректным, но и безграмотным. В Советском Союзе начиная со второго полугодия 1941 (с 1 июля) и по 1 июня 1945 года было построено 97 678 танков и САУ (по другим данным – 95 252), а вот принято военной приемкой от заводов промышленности с 1 июля 1941 по 1 сентября 1945 года действительно 103 170 танков и САУ. Как видим, в обоих случаях речь идет о танках и САУ, а с ленд-лизовской стороны в расчет берутся только танки. Если учесть, что техника по ленд-лизу поступала в СССР и летом 1945 года, то в расчет нужно брать число 78 356. Именно столько танков приняла военная приемка от советских предприятий за указанный период. Количество принятых САУ – 24 814 машин. В результате можно утверждать, что ленд-лизовские танки составляли 13 процентов от советского производства, САУ – 7 процентов. Что касается бронетранспортеров, то в СССР они вообще не выпускались, а значит, поставки по ленд-лизу – 100 процентов. Если же проводить сравнение по критерию «легкие бронированные машины» и сопоставить с производством бронеавтомобилей в СССР (8944 единицы), то получится 70 процентов. Следует также отметить, что из 1800 ленд-лизовских САУ 1100 были зенитными, которые у нас тоже практически не изготавливались (75 ЗСУ-37, выпущенных в 1945–1946 годах, в боевых действиях участия не принимали). Если же говорить о бронетанковой технике в целом, то ленд-лизовские поставки составили около 16 процентов от советского производства.

Однако этот факт, а также то, что иностранные поступления бронетехники постоянно снижались, вовсе не свидетельствует о каком-то злом умысле западных союзников, как это часто отмечалось в советской литературе. Поставки корректировались советской стороной, о чем свидетельствует следующий документ ГБТУ Красной армии:

«О танках для бронетанковых войск РККА для летней кампании 1943 года:

А. По танкам производства Британии и Канады:

1. Заказ легкого пехотного танка Мк-3 «Валентайн» с усиленным вооружением продлить дополнительно на 2000 шт.

2. От крейсерского танка Мк-6 «Тетрарх» отказаться.

3. Средний пехотный танк Мк-2 «Матильда» дополучить до общего кол-ва 1000 шт. согласно текущему протоколу. Оставшиеся танки получать с вооружением 76-мм пушки. В дальнейшем заказ танка данного типа прекратить.

4. Получение тяжелого пехотного танка Мк-4 «Черчилль» для тяжелых танковых полков вести в количестве согласно текущему протоколу.

5. Бронированный транспортер пехоты и оружия «Универсал» получить в количестве не менее 500 шт. с 13,5-мм противотанковым ружьем «Бойс».

По танкам производства США:

1. Американские легкие танки М-3Л «Стюарт» дополучить до общего числа 1200 шт. текущего протокола. В дальнейшем заказ танков данного типа прекратить.

2. Американский легкий танк М-5Л. От заказа отказаться ввиду отсутствия преимуществ перед М-3Л.

3. Средние танки М-3С «Грант» получить из расчета 1000 шт. текущего протокола. В 1943 году рассмотреть вопрос замены их поставкой новых средних танков М-4С с дизельным двигателем и улучшенной броневой защитой в количестве не менее 1000 шт.

4. Включить в перечень поставок легкую противотанковую самоходную установку СУ-57 в количестве не менее 500 шт.».

Образцы для ознакомления

До сих пор речь шла о поставках крупных партий бронетанковой техники. Однако имели место и незначительные, так называемые ознакомительные поступления, когда советская сторона запрашивала у американцев и англичан те или иные образцы и союзники их предоставляли. Причем порой речь шла о самых современных, новейших боевых машинах.

Поставки танков в СССР

ОбязательстваОтправлено в СССР
Из США Из Британии и КанадыВсего
1-й протокол 4500 2254 2443 4697*
2-й протокол 10 000 954 2072 3026**
3-й протокол 1000 1901 1181 3082
4-й протокол 2229*** 2076 80 2156
Всего 17 729 7185 5776 12 961
*470 танков было потеряно по пути следования
**От 928 танков из Великобритании и почти 6 тысяч танков из США СССР отказался, попросив компенсировать их другими поставками в рамках 3-го протокола
***Скорректированная заявка

Так, в рамках ознакомительных поставок из Великобритании в СССР прибыли шесть крейсерских танков «Кромвель», три танка-тральщика «Шерман-Краб», пять огнеметных танков «Черчилль-Крокодил», по одному экземпляру бронеавтомобилей АЕС и «Даймлер», огнеметный бронетранспортер «Уосп» («Оса»), а также шесть канадских снегоходов «Бомбардир». В 1943–1945 годах для знакомства и испытаний из США в СССР были доставлены пять легких танков М5 «Стюарт», два легких М24 «Чаффи», новейший тяжелый танк Т26 «Генерал Першинг» и пять самоходных установок Т70 «Ведьма». Все эти боевые машины прошли широкий спектр испытаний и были тщательно изучены советскими специалистами.

Приведенный перечень, а также номенклатура массовых поставок бронетанковой техники в СССР по ленд-лизу не оставляют камня на камне от широко распространенного мнения о том, что якобы союзники специально присылали нам плохую боевую технику. Англичане и американцы поставляли нам те же машины, на которых воевали сами. Другой вопрос, что они не очень соответствовали нашим климатическим условиям и принципам эксплуатации. Ну а о характеристиках и надежности этих машин лучше всего судить не по досужим домыслам, а по конкретным фактам. Первыми в СССР прибыли английские «Матильды» и «Валентайны».