Русское Движение

Сто лет пропаганды: хорошей, плохой, злой

Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Пропаганда больше всего известна нам в форме военных плакатов. Но по своей сути пропаганда – это способ общения с целью повлиять на отношение сообщества к какой-то причине или положению, что, само по себе, не должно быть плохо. Хотя пропаганда часто используется для манипулирования человеческими эмоциями, показывая факты выборочно, она также может быть очень эффективна при передаче сообщений и, следовательно, может быть использована в веб-дизайне.

В этой статье мы рассмотрим различные виды пропаганды и людей, стоящих за ней, людей, которых редко можно увидеть рядом с их работой. Вы также увидите, как  стремление пропагандировать то или другое сформировало многие современные течения в искусстве.

Уильям Орпен (William Orpen), Англия, 1917

 

Орпен учился в школе Слейда в Лондоне. Он создал некоторые из его лучших работ во время учебы в школе и стал известен своими портретами. Один  из друзей Орпена тогда организовал для него рисование картин высокопоставленных военных чиновников, таких, как лорд Дерби и Черчилль. В 1917 году он был завербован главой отдела военной пропаганды на Западный фронт, чтобы нарисовать картины разоренной войной Франции. Именно там Орпен написал свою самую известную работу, "Мертвые немцы в окопе".

Дмитрий Моор (Dimitri Moor), Россия 1917-1921

Дмитрий Моор (или Дмитрий Стахиевич Орлов) изменил лицо графического дизайна в Советской России еще в 1918 году. Его работы доминировали и в большевистскую эпоху (1917-1921) и во времена Новой Экономической Политики (1921-1927). Главная тема работ Моора  – разительный контраст между деспотическим злом и героическими союзниками. Чтобы русские рабочие поднялись против империализма, на них было оказано сильное давление.

Многие работы Моора выполнены  в чёрно-красноых цветах. Черный, как правило, использовался для основной части плаката и для обозначения капиталистов. Красный – для  социалистических элементов, таких как флаги и одежда рабочих.

Это менее известный плакат художника, призывающий помочь страдающим от голода в России в 1920 г. На плакате всего одно слово и изображение старика, на котором только кожа да кости. На заднем плане едва видны последние стебли ячменя.

Лазарь Лисицкий, Россия, 1920

Вся деятельность Лисицкого как художника пронизана верой, что художник может быть посланником перемен и добра, и его работы во многих отношениях демонстрируют это. Он сам был величайшей действующей силой перемен в художественных течениях того времени. Он был одним из отцов супрематизма, наряду с Казимиром Малевичем; и вместе со многими из своих коллег он изменил вид типографии, выставочный дизайн, фотомонтаж и дизайн обложек книг. Большая часть современных художественных приемов сегодня, и те, которые показывают в кино, и те, что мы видим в графической типографии, – результат творчества Лисицкого.

Одна из его наиболее известных работ действительно воплощает творчество Лисицкого. Она настолько авангардистская, что даже непрофессионал может узнать этот стиль. Бросаются в глаза абстрактные геометрические фигуры и выразительная цветовая гамма модернистского  искусства. И все же плакат несет реальную информацию: он изображает революцию в России 1917 года.  Белый круг представляет сторонников старого режима, а красный треугольник – атакующих, изменяющих сознание коммунистов.  Картину охарактеризовали как стилизованный план сражения за  победу коммунизма.

В 1921 Лазарь Лисицкий занял должность посла по культуре в Германии. Его последний плакат (показан ниже), ставший возвращением к пропаганде призывал русский народ помочь России построить больше танков, чтобы выиграть войну против нацистской Германии.

Адольф Страхов (Браславский), Россия, 1926

Страхов был известен своими плакатами, которые способствовали эмансипации женщин. В то время в России развивалась идея равенства полов. Эмансипированные женщины рассматривались как сторонники коммунистических идей,  и поэтому они должны были быть освобождены от своих так называемых обязанностей жен и матерей.

Эмансипация женщин и социалистическое движение в значительной степени шли рука об руку. На плакате ниже мы видим почти слияние полов. Женщина изображена несколько гермафродитной, одета в мужскую одежду, скрывающую ее женскую фигуру, холодный тяжелый пристальный  взгляд скрывает ее эмоции. На заднем плане место её работы, что говорит о том, что женщины могут выполнять тяжелую работу наравне с мужчинами, в руках  красный флаг коммунистического движения.

 

Любопытно, что изображение показывает не столько эмансипацию женщин как таковую, сколько способ превратить женщин в мужчин, одевая их в мужскую одежду, показывая их, как рабочих на фабриках, скрывая их женственность. Похоже, реальной причиной эмансипации женщин было просто увеличение рабочей силы и тем самым укрепление коммунистического движения.

Ганс Швайцер (Hans Schweitzer), Германия, 1930-е

В 1930-х годах в Германии пропаганда была в полном разгаре, и использовалась  советниками Гитлера, чтобы призвать немецкий народ к оружию и для распространения лжи о евреях. Одним из самых известных художников, поддерживающих нацистскую пропаганду, был Ганс Швайцер, известный как "Мьёльнир" (в германо-скандинавской мифологии молот бога Тора — универсальное оружие, которым и убивали и оживляли). Этот плакат Ханса Швайцера отображает типичную пронацистскую тему военной мощи Германии, изображая коричневорубашечника из штурмового отряда плечом к плечу с солдатом. Текст гласит: "Гарантия германской военные мощи!".

Следующий плакат Мьёльнира, под названием "Наша последняя надежда – Гитлер", использовался на президентских  выборах 1932 года, когда Германия переживала великую депрессию. Нацистские пропагандисты выбрали своей целью немецкий народ, который был безработным и жил в нужде, и предложили ему Гитлера  в качестве выхода из создавшегося  положения, как их спасителя.

Пропаганда в то время использовала евреев как "козлов отпущения", обвиняя их во всех проблемах Германии и в войне. Многие плакаты назывались "Он виновен в войне". Это было ключевым посланием Гитлера, чтобы начать кампанию террора и последующих этнических чисток. Почти вся кампания от начала до конца проводилась художником Мьёльниром. Подобно тому, как сегодня средства массовой информации формируют общественное сознание, Мьёльнир формировал сознание немцев посредством своих работ. Нет сомнения в безнравственности и эмоциональном обмане этих работ. Но все же, о них стоит упомянуть, так как  в свое  время они были чрезвычайно мощны и эффективны.

Валентина Кулагина, Россия, 1930-е

Кулагина была одной из немногих женщин-художников плакатного жанра  20-го столетия. Ее искусство находилось под сильным влиянием супрематизма и можно без труда увидеть сходство между её работами и работами Лисицкого. Плакат "На оборону СССР" был создан Кулагиной в 1930 году. Он выполнен в стиле кубизма,  в его многомерной  форме и показывает Красную Армию огромными, роботоподобными фигурами, марширующими с заводов на войну. Они окружены крошечными  белыми самолетами приверженцев старого режима, которые не производят на них никакого эффекта, и создается впечатление, что самолеты пролетают  сквозь фигуры.

Филлип Зек (Phillip Zec), Англия, 1930-е

Филипп Зек, вероятно,  был более всего известен своими работами, изображающими нацистов как змеев и стервятников. В то время нацистов обычно изображали неуклюжими клоунами или шутами. Но Зек в своих рисунках отобразил более зловещую сторону германского режима. Известно, что Гитлер ненавидел Зека так сильно, что внес его в свой черный список и приказал арестовать его сразу же после вторжения в Британию. Он обвинял еврейское происхождение Зека за его приверженность крайним идеям.

Этот плакат Зека призывал женщин присоединиться к военным усилиям страны работая на военных заводах.

Эта уродливая жаба – бывший премьер-министр Франции Пьер Лаваль, который во время Второй мировой войны решил  тесно сотрудничать с Немецко-фашистским командованием.

Эта иллюстрация о французском Сопротивлении, которое дает понять Гитлеру, что оно продолжает жить.

Джино Боккасиле (Gino Boccasile), Италия, 1930-е

 

Джино Боккасиле был сторонником  Бенито Муссолини и создал для него много пропагандистских плакатов. Его плакаты становились всё более и более расистскими и антисемитскими вместе с его растущей  поддержкой марионеточного государства Германии. После войны за сотрудничество  с фашистским режимом  Боккасиле был отправлен в тюрьму. После освобождения из тюрьмы, единственная работа, которую он смог найти, была работа порнографического художника и работа по рекламе косметики Paglieri и обуви Zenith.

Он стал известным благодаря своей работе в рекламе и порнографии.

Норман Роквелл (Norman Rockwell), США, 1939

Норман Роквелл возможно один из самых известных художников- пропагандистов. Он признавался, что для Saturday Evening Post был всего лишь пропагандистской марионеткой. На протяжении 50 лет журнал платил многим  художникам и иллюстраторам, чтобы придать американским новостям патриотический дух и пропаганду.

Его работы часто отклоняли как идеалистические и сентиментальные. Его отображение американской жизни нашло  воплощение в убегающих мальчишках  в работе "Купаться запрещено", олицетворяющих беспечных граждан США, занимающихся своими делами и не осознающих, что мир вокруг них рушится.

Ниже показан знаменитый плакат Роквелла "Роузи-Клепальщица" (Rosie the Riveter), представляющий американских женщин, которые во время Второй Мировой войны работали на фабриках и заводах, выпускающих боеприпасы и другую военную продукцию. Это был призыв к женщинам Америки стать сильными и поддержать военную экономику.

Плакат Дж. Ховарда Миллера  (J. Howard Miller) "Мы можем сделать это!", часто ошибочно принимаемый за изображение Роузи-Клепальщицы, доносил ту же идею.

Сюй Лин (Xu Ling), Китай, 1950

Трудно найти подробную информацию о китайских художниках-пропагандистах, но мы сосредоточимся о том, что они пытались донести в своих работах. Этот плакат – карикатура на а генерала Макартура (MacArthur), в то время американского командующего в Корее. США представляет на нём вызывающее отвращение зло: Макартур показан наносящим корейской матери с ребенком удары ножом; на заднем плане на города Кореи сбрасываются помеченные буквами US (США) бомбы во время вторжения США в Корею.

Е Шанлу (Ye Shanlu), Китай, 1952

Опять же, мало что известно об этом художнике, но мы знаем, что этот плакат призывал людей делать прививки против эпидемий, чтобы сражаться в бактериологической войне. Китайцы были убеждены, что США планируют использовать против них бактериологическое оружие, поэтому для защиты китайского народа они занялись организацией массовых прививок.

Нин Хао (Ning Hao), Китай, 1954

По аналогии с Роузи-Клепальщицей, работа Нин Хао изображает женщин, призванных работать на фабриках наравне с мужчинами, частично чтобы поддержать их эмансипацию, но в основном для увеличения рабочей силы в Китае.

Джим Фицпатрик (Jim Fitzpatrick), Ирландия, 1968

Джим Фицпатрик был известным ирландским художником своего времени, но более всего известен благодаря своему плакату Че Гевары 1968 года.  Говорят, что Фицпатрик принял близко к сердцу смерть революционера. Он однажды встречал его в пабе отеля "Марин" в Килки, когда Че Гевара прилетал в 1963 году в Ирландию. Фицпатрик в то время был подростком и подрабатывал летом. Плакат стал мировым символом во время протестов против войны во Вьетнаме, а сейчас является символом FARC в Колумбии, марксистско-ленинской революционной организации партизан, участвующей в происходящем в настоящее время вооружённом конфликте в Колумбии. Этот символ также использует Армия Национального Освобождения имени генерала Сапаты – революционная группировка, базирующаяся  в Чиапасе, самом южном штате Мексики.

Изображение также использовалось во время ожесточенных студенческих волнений в Париже в 1968 году. В остальной части Запада изображение марксиста Че Гевары злоупотребляется любым подростком, страдающим от подростковой тоски.

Хуин Вань Туань (Huynh Van Thuan ), Вьетнам, 1972

Не было найдено никакой информации о Хуин Вань Туань, но был найден этот плакат, напоминающий кино-постеры 1960-х годов о войне во Вьетнаме,  и поэтому было решено включить его.

Мика Иан Райт (Micah Ian Wright), США, 2003

После получения диплома об образовании Мика Райт некоторое время работал на телеканале Nickelodeon и писал для мультфильма "Крутые Бобры". Затем, в 2003, незадолго до вторжения США в Ирак Мика опубликовал свою антивоенную книгу-протест. Книга содержала сатирические работы, выполненные на основе старых военных пропагандистских плакатов, которые Мика перепечатал и наполнил современными посланиями, направленными против войны.

Брайан Лейн Уинфилд Мур (Brian Lane Winfield Moore), США, 2009

Брайан Мур – современный художник-пропагандист, который выставляет свои работы в своем блоге.  Он живет в Бруклине и, вероятно, больше всего известен своим содействием поддержанию нейтралитета интернета и работой, выражающей протест во время выборов в Иране 2009 года. Его плакаты основаны на старых пропагандистских плакатах Второй  мировой войны, но с обновленными посланиями, в соответствии с современными технологиями веб-культуры.

Этот плакат – комментарий к протестам против итогов выборов в Иране в 2009 году. Он позаимствовал старый рефрен "loose lips" (зд.: чрезмерная  болтовня) и поменял  его на "loose tweets" (с тем же значением).

Следующий плакат о предлагаемом регулировании Интернета, которое якобы пресечет незаконную деятельность в сети и поможет в "войне против террора".

smashingmagazine.com