Совместная советско-английская операция по уничтожению линкора «Тирпиц» как блестящий пример военного сотрудничества
В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.
1943 год. Командование британских королевских ВМС по-прежнему опасается ударов кригсмарине на севере – там, где проходят маршруты знаменитых арктических конвоев, доставляющих в СССР вооружение, военную технику, боеприпасы, продовольствие и многое другое. В конце августа в Лондоне узнают о подготовке немцами масштабной операции с участием линкоров, включая крупнейший из них – «Тирпиц».
Поврежден, но все еще опасен
Этот линейный корабль с полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) имел восемь 380-мм и дюжину 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. «Король океанов» нес на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196», экипаж – 2340 человек.
«Тирпиц» почти не покидал базы оккупированной вермахтом Норвегии, поскольку Гитлер опасался за судьбу линкора после гибели однотипного с ним «Бисмарка». И тем не менее он представлял немалую потенциальную угрозу союзным арктическим конвоям, сковывал значительные силы британских ВМС.
Англичане старались не спускать глаз с «Тирпица». По договоренности с советским руководством на аэродром Ваенга-1, расположенный неподалеку от Мурманска – в 275 километрах за Полярным кругом, перелетело 543-е авиаразведывательное звено королевских ВВС – три «фотоспитфайера», которые пилотировали майор Робинсон, лейтенанты Диксон и Кенрайт. Летчики подчинялись непосредственно британской военной миссии в Полярном. Через нее они получали задания и на разведку в интересах Северного флота. С сентября по ноябрь 1943-го самолеты звена совершили 50 полетов над основными военно-морскими базами немцев в северной Норвегии.
Кстати, бдительные «компетентные органы» не раз докладывали командующему Северным флотом адмиралу Арсению Головко, что англичане ведут фотосъемку и советской территории. Но штаб СФ не шел на обострение отношений с союзниками.
Чтобы вывести «Тирпиц» из строя, британцы спланировали атаку сверхмалых подводных лодок. Операция прошла успешно. 22 сентября 1943 года корабль получил серьезные повреждения в результате применения мини-субмаринами подрывных зарядов. Бронированный гигант поставили на ремонт, завершившийся лишь к весне 1944-го.
В ноябре 1943 года самолеты британского авиазвена передали 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. Английские пилоты возвратились на родину. Однако лейтенанту Диксону спустя четыре месяца предстояло вновь прилететь в Ваенгу...
Упреждающие налеты
1944 год. Масштабное наступление Красной армии на Восточном фронте требовало новых поставок. Между тем высадка западных союзников в Нормандии предполагала использование огромного числа плавсредств, занятых перевозкой грузов в СССР. Решить эти задачи удалось бы только поэтапно: сначала перебросить в Мурманск и Архангельск максимальное количество всего необходимого советским войскам, а затем задействовать суда в десантной операции в Европе. При принятии этого решения учитывалось и увеличение летом на севере светлого времени суток.
Итак, с января по май 1944-го по северному маршруту отправляются крупнейшие за всю войну караваны (следующий конвой взял курс на Россию лишь в середине августа). Но британское адмиралтейство не без оснований опасалось, как бы они не оказались добычей кригсмарине, ведь ремонт «Тирпица» близился к концу. В Лондоне на сей раз решили попытаться уничтожить линкор ударом с воздуха.
В марте 1944-го для активизации наблюдения за «Тирпицем» в Ваенгу-1 опять перебросили звено разведывательных «Спитфайеров». Майор Фурнис, лейтенант Сирг и уже знакомый нам лейтенант Диксон регулярно снабжали английскую миссию и штаб Северного флота добытой информацией. А вскоре в ходе авианалета главный корабль германских ВМС был выведен из строя на четыре месяца.
На исходе мая британских летчиков отозвали домой, а их машины, как и в предыдущем случае, получил наш 118-й авиаполк.
В июле и августе 1944 года необычайно живучего бронированного монстра Третьего рейха атаковали английские самолеты с «плавающих аэродромов». Безуспешно. С учетом этих неудач в сентябре в Лондоне разработали новую, обстоятельно продуманную операцию с целью потопления «Тирпица». Она получила название «Параван» (Paravane).
Курс на Архангельск
План предусматривал следующее: британские тяжелые бомбардировщики «Ланкастер» перелетают на советские авиабазы, стартуют оттуда, направляются в Норвегию и сбрасывают на немецкий линкор сверхмощные бомбы «Толлбой» (Tallboy) конструкции британского инженера Барнса Уоллиса весом более пяти тонн. Удар с данного направления по замыслу англичан явился бы полной неожиданностью для противника.
Для участия в операции были отобраны лучшие подразделения королевских ВВС: 9-я эскадрилья подполковника Бэйзина, совершившая первые налеты на Берлин, и 617-я эскадрилья, летчиков которой за подрыв гидротехнических сооружений на Рейне назвали разрушителями дамб. Ими командовал подполковник Тейт, трижды удостоенный ордена «За боевые заслуги» – одной из высших наград Великобритании. Возглавлял авиасоединение полковник Макмаллен.
В экипажах не было ни одного пилота, летавшего над Германией менее 60 раз. Все летчики имели награды или особые поощрения. В Лондоне не сомневались: атака обречена на успех.
11 сентября 1944 года ровно в 21.00 с аэродрома Лузимаут поднялся в небо 41 самолет, взяв курс на Архангельск. Через десять часов представитель британской миссии на севере капитан Уокер уведомил командование Беломорской флотилии о перелете соединения «Ланкастеров».
Для расселения англичан к аэродрому Ягодник близ Архангельска подогнали старенький пароход «Иван Каляев». (Замечу в скобках: судно носило имя эсера-террориста, убившего в 1905 году великого князя Сергея Александровича – дядю императора Николая II. И… родственника британского королевского дома. Но о подобной «мелочи» в Москве не подумали. В Лондоне же на нее, похоже, решили не обращать внимания.) На берегу оборудовали две большие землянки на 50 человек. Но когда выяснилось, что вместо ожидаемых тридцати самолетов прибудут свыше сорока да еще и с пассажирами (всего 334 человека), в течение суток вырыли и обустроили еще пару землянок. В каждой установили радио, провели телефон. В распоряжение гостей с Туманного Альбиона выделили два катера для связи с городом и два одномоторных самолета.
12 сентября в 6.00 над Ягодником показался первый «Ланкастер» капитана Прайера. Не отвечая на приветствия после приземления, летчик бросился к радиостанции. Из-за плохой погоды, но главное – из-за несоответствия частот позывных советского радиомаяка и английских радиоприемников «Ланкастеры» шли на посадку вслепую, без корректировки. Вот почему из 41 самолета на Ягодник сел лишь 31 бомбардировщик, а 10 машин очутились в других местах. К счастью, никто из летчиков серьезно не пострадал, но все эти самолеты требовали мелкого ремонта.
Больше всех не повезло экипажу лейтенанта Кили, угодившему в болото возле деревни Талаги. Сюда пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел пилотов к реке, откуда их эвакуировал гидроплан. Четыре «Ланкастера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. На шести машинах повреждения устраняли на месте посадки.
Операция «Параван»
Советские авиаторы получили возможность познакомиться с лучшими летчиками и бомбардировщиками Соединенного Королевства. «Ланкастеры» заслужили высокую оценку. Каждый, кто осматривал самолеты, составил для штаба авиации флота подробный отчет. Особое внимание обращалось на прицел и модернизированный астрограф, который автоматически вычислял координаты нахождения машины, отмечая их на самодвижущейся пленке и карте штурмана.
Не ускользнули от глаз наших специалистов и два локатора, а также лючок с правой стороны носовой кабины. Удалось выяснить, что он предназначен для выбрасывания фольги, нейтрализующей луч вражеского локатора. Одним словом, отечественные пилоты и инженеры открыли для себя много интересного.
Готовясь к операции, командиры британских эскадрилий совместно с советскими штабными офицерами занимались уточнением маршрута. Экипажи отдыхали.
15 сентября 1944 года в 4.37 утра самолет «Москито» капитана Уотсона вылетел на разведку погоды в районе цели. Над Каа-фиордом небо было чистым. Как только об этом узнали на Ягоднике, в воздух поднялись 28 «Ланкастеров». Среди пилотов царило приподнятое настроение.
В 10.00 самолеты легли на курс. На борту – 21 сверхмощный «Толлбой» и 72 двухсоткилограммовые бомбы. В 13.57 вышли на цель. Вражеские зенитки молчали. Неожиданно одна из машин, летевшая слева от флагманского «Ланкастера», выпала из строя и устремилась на «Тирпица». Общий порядок оказался нарушенным. Ведущий – подполковник Тейт вынужден был повести бомбардировщики на второй круг. Нанести удар внезапно не получилось. Противнику хватило двух минут, чтобы поставить дымовые завесы. На втором заходе бомбы сбрасывали как придется.
В 14.04 самолеты направились на аэродром Ягодник, где и приземлились через три часа. В Англию последовала только одна машина, на которой находились военные корреспонденты, следившие за ходом налета.
Позднее стало известно: в результате взрыва одной из бомб в обшивке линкора образовалась пробоина размером 10 на 14 метров, в которую хлынула вода. На основании агентурной информации, поступившей из Норвегии, а также фотографий авиаразведки специалисты определили: на восстановление «Тирпица» уйдет не менее девяти месяцев.
Таким образом, операция «Параван» успешно завершилась. «Короля океанов» вывели из строя. За высокую организацию обеспечения британских эскадрилий командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Юрий Пантелеев и еще два советских офицера были награждены английскими орденами.
Последний удар
Самолеты союзников покидали Архангельск группами. Пилоты королевских ВВС прощались с Россией с чувством исполненного долга. Остававшиеся экипажи коротали время на экскурсиях по городу, а вечерами – на танцах в аэродромном клубе и за просмотром советских фильмов. Кое-кто пытался ухаживать за русскими девушками, о чем незамедлительно узнавали особисты.
27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с англичанами, улетавшими последними. Шесть аварийных «Ланкастеров» безвозмездно передавались советской стороне. Два отремонтированных самолета послужили в ВВС Северного флота. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены. Позднее эти данные пригодились при создании стратегической авиации СССР.
Ну а какова же дальнейшая судьба «Тирпица»?
12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» все тех же 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.
В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.