Русское Движение

Англосаксы и германский нацизм

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В эти дни, когда человечество отмечает очередную годовщину победы над фашистской Германией, невольно встаёт вопрос о нацизме. Откуда исходят истоки этой идеологии Третьего рейха, поставившей своей главной задачей создание «расово чистого государства» и завоевание «жизненного пространства», на чём она базировалась? По мнению многих экспертов, одной из основ германского нацизма был имперский национализм англосаксов.
   
Англосаксы и германский нацизм


Тезис об «избранности»

Такая постановка вопроса весьма чувствительна для британского истеблишмента, либо напрочь отрицающего эту связь, либо пытающегося «отгородиться» от неё, прикрываясь тезисом о якобы «общих тенденциях» в становлении «идеологии исключительности» той или иной нации, превалирующей на мировой арене в различные исторические периоды. Тем не менее зарубежные исследователи феномена фашизма в целом и германского нацизма первой половины ХХ века в частности считают, что именно англосаксонский национализм или расизм, выпестованный британским империализмом, явился той базой, на которой и произошло становление нацизма в Германии.

Как отмечает известный западный специалист в области генезиса германского нацизма Мануэль Саркисянц, идеологов Третьего рейха всегда восхищала британская мотивировка избранности английского народа, основанная на «духе расы» и «узах крови, которые связывают предков и потомков». Британские служители церкви, причём даже такие авторитеты в христианском мире, как Чарльз Кингсли (1819–1871 гг.), никогда не смущались, когда им приходилось оправдывать экспансионистскую политику Лондона по завоеванию новых территорий для короны и жёстокое подавление сопротивления населяющих их народов. Причём всегда это делалось под предлогом «права избранности англосаксов». Именно этот тезис взял на вооружение Адольф Гитлер, когда заявил следующее: «Не может быть двух избранных народов. Мы - народ Бога. Разве этим не всё сказано?»

На Альбионе отождествление себя с «богоизбранным народом» утверждалось в сознании людей ещё со Cредних веков. А уж в XVII столетии лидер английской буржуазной революции и ныне весьма популярный в Британии Оливер Кромвель, без всякого сомнения, считал не весь христианский мир, а лишь англичан «народом Бога», а Британию - «Новым Израилем». В 1653 году, произнеся свою первую речь в парламенте, Кромвель заявил, что Англия была призвана Богом, как когда-то иудеи, чтобы править вместе с Богом и исполнять его волю.

«Англия смогла захватить власть над заморскими территориями благодаря «особому благоволению Господа», а платой за его милость стала пролитая английская кровь», - вполне убедительно доказывал популярный британский писатель Редъярд Киплинг. Примечательно, что в период расцвета нацизма в Германии в 1930-е годы его апологеты признавали избранность англичан как народа, занявшего ведущее положение внутри белой расы благодаря своему безусловному доминированию на всех материках за пределами Европы.

Раса господ
Сама атмосфера в британских колониальных поселениях способствовала рождению и процветанию расистских, а затем и чисто нацистских идей. Принадлежность к англосаксонской расе в британских колониях по всему миру как раз и давала такую власть, о которой у себя на родине колонисты и мечтать не могли. В результате колонии оказались раем для сторонников самых жестоких методов правления.

Упоминавшийся исследователь Саркисянц приводит примеры вопиющего беззакония британских колонистов в «цивилизуемой» ими Австралии, где за короткий промежуток времени было полностью истреблено население острова Тасмания, а численность аборигенов материка благодаря «искусному управлению» колониальной администрации сокращена в десятки раз. Следует, однако, признать, что колонисты не получали прямых указаний из Лондона об уничтожении туземцев, но британское руководство из столицы метрополии и не ограничивало «активность» колонистов какими-либо законодательными актами в осуществлении «цивилизирующей политики». Не случайно высокопоставленный германский нацист Генрих Гиммлер открыто восхищался британскими методами «управления» Австралией.

Примечательно, что в германской нацистской элите наиболее крайних расистских взглядов придерживались те, кто так или иначе был связан именно с колониями: Альфред Розенберг был родом из прибалтийской немецкой колонии Лифляндии, Рудольф Гесс родился в оккупированном британцами Египте, Герман Геринг был сыном одного из наместников Германской Юго-Западной Африки - личного друга известного британского государственного деятеля, не скрывавшего своих расистских взглядов, Сесиля Родса.

Цель – территориальные завоевания

Адольф Гитлер в открытую признавал, что пространство на Востоке (Европы) должно стать для Германии тем же, «чем была для Британии Индия». С восточными народами германские нацисты намеревались поступить точно так же, как англосаксы поступили с североамериканскими индейцами и австралийскими туземцами. Индийцам в этом плане «крупно повезло»: им удалось в определённой степени избежать геноцида благодаря непригодности тропиков для массового заселения европейцами - британцами, о чём последние говорили совершенно открыто. На восточнославянские земли, включая Польшу и европейский Советский Союз, гитлеровское руководство смотрело как на «свою Индию», но предназначенную для массового заселения немцами. «Лишнее» население этих территорий предполагалось ликвидировать так же, как туземцев в Северной Америке или Австралии.

Будущий рейхcминистр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг сравнивал восточных славян с индийцами и называл их «массой рабов, вопиющих о господине». В свою очередь, Гитлер, призывая своих соотечественников к активной колонизации восточных пространств, заявлял: «Посмотрите на англичан, которые при помощи 250 тысяч человек, из которых вооружённые силы составляют около 50 тысяч, управляют 400 миллионами индийцев...» Германские нацисты планировали не только изгнать оставшихся русских из «немецкой Индии» и переместить за Урал, но и «перевоспитать» их таким образом, чтобы у них укоренилось отношение к немецким колонизаторам как к господам-повелителям, в чём якобы преуспели британцы в своих заморских колониях.

Вся система воспитания в британском обществе, издревле иерархически структурированная, предполагала формирование гражданина как жёсткого, чрезвычайно самолюбивого, гипертрофированно преисполненного собственного достоинства, презирающего всё иностранное «джентльмена». Именно такими качествами в британцах восхищались лидеры Третьего рейха и хотели бы видеть такими своих сограждан-немцев. Гиммлер подчёркивал: «Для этого у нации должна быть счастливая история нации господ длиной лет в триста-четыреста, как у англичан».

Фундаментальное воспитание подрастающего поколения в Великобритании осуществлялось через разветвлённую сеть начальных и средних учебных заведений. В данной системе особое место отводилось так называемым паблик-скулз - частным («независимым») общеобразовательным школам, в которых проходил ограниченный набор учащихся, в основном из привилегированных классов общества, аристократии - «джентри».

Главная задача данных школ, подчёркивал один из идеологов этой системы образования, заключалась в воспитании будущих вождей нации, которые обязаны быть прежде всего «сверхдисциплинированными». Ведь в конечном счёте именно этому качеству Англия обязана «приобретением, сохранением и дальнейшим развитием империи». Известный британский учёный-историк Эдвард Мэк, изучавший систему обучения и воспитания в паблик-скулз, выделил другую, по его мнению, главную характерную черту этих заведений - «воспитание жестокости».

Когда германские нацистские вожди пришли к выводу о необходимости формирования национальной элиты, которая со временем должна возглавить «вечный Третий рейх», они обратились не к немецкому национальному опыту образования и воспитания, причём весьма успешному, посредством, например, «пропуска» молодёжи через прусские кадетские корпуса, а именно к британским паблик-скулз. Уже в 1933 году, после прихода нацистов к власти в Германии, была сформирована аналогичная британской система средних учебных заведений - «наполас», но с одной особенностью: в них принимались выходцы из самых широких слоёв германского общества, с тем чтобы «повязать дисциплиной и арийским духом» всю немецкую нацию и подготовить плеяду будущих нацистских вождей-фюреров. Немецкой молодёжи внушали, что они должны брать пример с англичан.

Британские педагоги весьма щедро делились своим опытом с немецкими коллегами, проводили совместные семинары, ознакомительные поездки и т.п. При этом германских воспитателей «вождей нации» всегда умиляла направленность образовательно-воспитательного процесса паблик-скулз - акцент на совершенствование физических кондиций учащихся и укрепление их духа в ущерб интеллектуальному развитию.

Философские основы

Весьма существенное фундаментальное воздействие на развитие идеологии германского нацизма оказала т.н. британская философская школа имперского расизма, основателем которой не без основания считается писатель, историк и философ с шотландскими корнями Томас Карлейль (1795–1881 гг.). В основе его учения лежит «культ героев», которые своими делами якобы исполняют божественное предназначение и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей.

«Критическое отношение Карлейля к демократии... можно назвать фашистским - и иногда это и в самом деле фашизм», - писал британский учёный Уолтер Хотон. Учение Карлейля весьма высоко ценили германские нацисты. Он сам, как и его почитатель Гитлер, был последовательным антисемитом, убеждённым в божественной миссии нордической расы, и проявлял открытую ненависть к демократии, к многопартийной системе, ко всем «популярным заблуждениям 1789 года» (то есть идеалам Великой французской буржуазной революции). В последующем в интеллектуальных кругах как Британии, так и Германии, принимая во внимание его вклад в развитие философии нацизма и теории диктатуры, сложилось твёрдое убеждение в том, что именно Карлейль был первым нацистом.

В начале ХХ века идеи этого британского философа были развиты другим «духовным отцом нацизма» с берегов Альбиона - Хьюстоном Стюартом Чемберленом (1855–1927 гг.). Предполагая, что германский рейх сможет более последовательно реализовать идею «расы господ», чем британская политика с её «прогнившим» парламентаризмом, Чемберлен переехал в Германию. Именно там вышел в свет его главный труд «Основы девятнадцатого века», сделавший расовое учение приемлемым для широких слоёв германского общества.

С точки зрения германских нацистов, Чемберлен стал «провидцем Третьего рейха». По словам Рудольфа Гесса, заместителя фюрера по партии, со смертью Хьюстона Стюарта Чемберлена в 1927 году Германия «похоронила одного из величайших своих мыслителей, борца за германское дело, как и написано на венке, возложенном от имени Движения».

Следует отметить, что идеи расизма, воплощённые в его крайнюю форму - нацизм, с таким рвением разрабатывавшиеся британскими теоретиками, не могли не найти отклика и в самом Альбионе. Британская аристократия, традиционно придерживавшаяся консервативных взглядов, практически не скрывала симпатий к Гитлеру и его команде.

Из этой же среды происходил и безусловный лидер британских нацистов сэр Освальд Мосли (1896–1980 гг.), создавший в 1932 году и лично возглавивший Британский союз фашистов (БСФ). Мосли и его окружение полностью разделяли взгляды германцев на будущее мироустройство и с такой же ненавистью относились ко всем народам, не соответствовавшим лекалам «германской расы», в которую они включали и англосаксов. Мосли совершенно открыто провозглашал лозунг своих единомышленников: «Англия превыше всего!» Он особенно ценил восхищение Гитлера английским народом и стремление фюрера к партнёрству между взаимно дополнявшими друг друга государствами - немецкой сухопутной и британской морской державами. Лишь с приходом к власти в Великобритании Уинстона Черчилля, последовательного противника гитлеризма, был положен конец деятельности БСФ, а сам Мосли и его ближайшие соратники интернированы.

Практическое воплощение

Такое мощное идеологическое влияние крайних течений национализма, помноженных на имперские амбиции, которым оказались подвержены не столько люмпенизированные слои британского общества, сколько военно-политический истеблишмент Соединённого Королевства, не могли не сказаться на проводимом официальным Лондоном внешнеполитическом курсе.

Британское руководство в период начавшегося резкого обострения обстановки в Европе сочло «рациональным» отвергнуть принятый в 1934 году в Лиге Наций принцип коллективной безопасности под тем циничным предлогом, что «Великобритания не может быть вовлечена в войну лишь из-за противоборства маленькой нации своему могущественному соседу». Кто знает, как сложилась бы дальнейшая обстановка в Европе, если бы могущественное на тот период и влиятельное Соединённое Королевство пошло навстречу просьбам и требованиям связанным с ней договорами и обязательствами европейским государствам и поначалу хотя бы предотвратило «мирный» захват германцами Чехословакии, индустриальная мощь которой в значительной степени усилила военный потенциал Третьего рейха.

Теперь уже ни для кого не секрет, что Великобритания при Н. Чемберлене, а затем и находившееся под её влиянием французское руководство были одержимы идеей направить захватническую мощь Третьего рейха на Восток - на Советский Союз. Один немецкий дипломат в тот период откровенно подчёркивал, что британцы стремятся сохранить Германию «в качестве пособника западных держав в действиях против России». Гитлер чётко понимал, что чемберленовская Британия - вопреки самым элементарным военным соображениям - даже в случае перевеса сил над нацистами на западном фронте не санкционирует наступления. Именно Великобритания в 1938 году разрушила систему союзов и то, что ещё оставалось от системы коллективной безопасности под патронатом Лиги Наций. Таким образом, Великобритания не предприняла военных действий, которые, даже по оценкам немецких стратегов, могли бы уже в сентябре 1939 года решить исход войны, стоившей человечеству массовых жертв, истребившей миллионы человеческих жизней.
  Сергей Печуров, redstar.ru