Русское Движение

История Севастополя в период с 1856 по 1917 гг.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В 1870 г. Россия в одностороннем порядке отказалась выполнять унизительные статьи Парижского договора и стала восстанавливать Черноморский флот. В 1890 г. Севастополь был официально занесен в разряд морских крепостей третьего класса. В середине 80-х годов XIX в. с завершением строительства Лозово-Севастопольской железной дороги началось возрождение коммерческого порта.

Царское правительство уделяло большое внимание возрождению Черноморского флота. Была принята программа, рассчитанная на 20 лет, по которой намечалось построить для него восемь эскадренных броненосцев, два крейсера и 19 миноносцев. В 1890 г. из Николаева в Севастополь переведено все управление Черноморского флота. За непродолжительное время с ноября 1890 г. по февраль 1892 г. количество кораблей увеличилось с 33 до 56. Накануне 1 Мировой войны Черноморский флот имел уже до 400 боевых, вспомогательных и транспортных судов.

Одновременно с военным возрождался и коммерческий порт. После открытия железнодорожного движения в Севастополе были сооружены огромные склады для зерна, соли и других грузов. Были периоды, когда в порту работало до 4 тыс. грузчиков. Если в 1875 г. из Севастополя отправлено за границу 575 тыс. пудов различных грузов, то в 1888 г. - 32 млн. пудов.

Одним из крупнейших предприятий города, как и всего Крыма, оставалось адмиралтейство. В 1898 г. здесь трудилось около тысячи человек, в то время как на остальных предприятиях города - всего 265.

Спустя шесть лет после Крымской войны население города составляло 5 тыс. человек, через 19 лет - 11 тыс., через 30 лет - 25 тыс. и только в 1895 г. достигло довоенного уровня.

С 1870 г. в городе начали избирать думу, в состав которой входили представители дворянства и торгово-промышленных кругов (купцы). В 1873 г. создается подчиненное непосредственно таврическому губернатору Севастопольское градоначальство. Градоначальник являлся одновременно командиром порта и комендантом города.

Экономический подъем в стране, вызванный отменой крепостного права и развитием капитализма, оказал заметное влияние на Севастополь. Ускорились темпы возрождения флота, а с ним и города.

В ноябре 1905 г. в Севастополе вспыхнуло вооруженное восстание, в котором приняли участие экипажи 14 боевых кораблей, рабочие порта, солдаты гарнизона. 14 ноября 1905 г. красный флаг взвился на крейсере "Очаков" и в командование соединением кораблей революционного флота вступил лейтенант П.П.Шмидт. Он стал депутатом от рабочих в первом Совете рабочих, солдатских и матросских депутатов, созданном в ноябрьские дни.

Известный русский писатель А.И.Куприн, находившийся в эти дни в Севастополе, стал свидетелем кровавой расправы с революционным крейсером "Очаков". В петербургской газете "Наша жизнь" он опубликовал очерк "События в Севастополе", в котором писал: "Крейсер беззвучно горел, бросая кровавые пятна на черную воду. Больше криков уже не было, хотя мы еще видели людей на носу и на башне. Тут в толпе многое узналось. О том, что в начале пожара предлагали "Очакову" шлюпки, а что матросы отказались. О том, что по катеру с ранеными, отвалившему от "Очакова", стреляли картечью. Что бросавшихся вплавь расстреливали пулеметами. 7 февраля 1906 г. в городе Очакове открылся суд над первой группой (14 человек), в состав которой входили руководители восстания П.Шмидт, А.Антоненко, С.Частник, А.Гладков, все они были приговорены к смертной казни и 19 марта расстреляны на острове Березань.

Вместе с тем в городе накануне 1 Мировой войны наблюдался рост промышленности, который был связан с подготовкой царского правительства к войне. В 1913 г. в Севастопольском градоначальстве насчитывалось 43 небольших фабрики и завода с 4640 рабочими, в том числе в Севастополе 29 предприятия, на которых работало 4456 человек. Население города в 1913г. составляло 61349 человек, а во всем градоначальстве проживало 72710.