Русское Движение

Русские не сдаются!

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Русские солдаты прославили себя своей стойкостью, готовностью стоять до конца и пожертвовать собой, ради выполнения поставленной задачи. Менялись времена, правители, государственное устройство страны, но простой русский солдат не изменял своим принципам, оставаясь верен долгу и присяге. История России знает немало примеров, когда ее сыны не жалели своих жизней на полях сражений, погибали, но не сдавались, проявляя недюжинную отвагу.

На протяжении многих лет Россия вела войны на Кавказе. В июне 1803 года восставшие лезгины напали на селение Карели и отбили скот у местных жителей. Узнав об этом, капитан Секерин, командовавший стоявшей там ротой егерей, отправился в погоню. Роте Секерина предстояло действовать в лесистой местности, где лезгины достаточно легко могли устроить засаду. Несмотря на это капитан смело повел роту из 44 человек в дремучий бор, который начинался в 7-и верстах за селением, и в результате действительно был окружен большим количеством восставших.

Молодой капитан Секерин трижды опрокидывал неприятеля, но после этого принял не самое удачное решение. Он решил растянуть свою цепь, для того чтобы показаться врагам многочисленнее, однако лезгины достаточно быстро поняли его маневр и всею массою ринулись в атаку, разорвав цепь. Сам капитан был одним из первых тяжело ранен в ногу. Отойдя немного в сторону, он попытался платком перевязывать рану, как вдруг толпы лезгин набросились на него.

Русские не сдаются!


Егеря, которые имели приблизительно по 20 лезгин против себя, не могли придти своему командиру на помощь, и он был изрублен на глазах своей роты. Умирая, Секерин успел крикнуть остававшемуся старшим поручику Рогульскому: «Помни, русские не сдаются!» Поручику Рогульскому удается отбросить неприятеля, но увлеченный подобно своему погибшему командиру атакой, он, устремляясь на неприятеля, падает мертвым, успев перед этим крикнуть своему младшему брату: «Помни слова Секерина: русские не сдаются».

Младший Рогульский обращается к оставшимся в живых солдатам с воодушевляющими словами, но и его поражает вражеская пуля и последний офицер в роте гибнет. Видя гибель командиров, лезгины кричали егерям, предлагая им сдаться, но солдаты роты бросились в штыковую атаку, окружили себя мертвыми телами и все погибли. Подоспевшее им на помощь подкрепление смогло обнаружить лишь 4-х тяжело израненных егерей, которых не заметили лезгины, они то и передали своим товарищам подробности столь горестного и вместе с тем славного боя.

Оборона Осовца 1914-1915 год

В 1915 году во время Первой мировой войны весь мир с восхищением наблюдал за обороной небольшой русской крепости Осовец, расположенной в 23,5 км. от границы тогдашней Восточной Пруссии. Данная крепость прикрывала Белосток – крупный транспортный узел, взяв который, немцы открывали себе дорогу на Вильно (Вильнюс), Гродно, Брест, Минск. Для наступающих немцев это был кратчайший путь в Россию. Обойти крепость с какой-либо стороны было практически невозможно: она располагалась на берегах реки Бобры, осуществляя контроль над всей округой, в окрестностях крепости находились сплошные болота.

Первый свой натиск немцы предприняли в сентябре 1914-го года, перебросив из-под Кенигсберга орудия большого калибра, они методично обстреливали крепость в течение 6 дней. Осада же непосредственно крепости, начавшаяся в январе 1915 года продолжалась 190 дней. Для борьбы с крепостными укреплениями немцы использовали все свои новейшие разработки, бомбили крепость с аэропланов. Для бомбардировки крепости были доставлены знаменитые «Большие Берты» - осадные орудия калибра 420-мм, их 800-кг снаряды могли проломить двухметровые бетонные и стальные перекрытия, воронка от их взрыва доходила до 5 метров в глубину и 15 в диаметре.
Русские не сдаются!
"Большая Берта"

Немцы подсчитали, что для принуждения к сдаче гарнизона крепости будет достаточно двух «Больших Берт» и 24 часов методичной бомбардировки: 360 снарядов, залпами каждые 4 минуты. Под Осовец были перевезены 4-е «Большие Берты» и 64 других мощных осадных артсистем, всего 17 батарей. Самый жуткий артобстрел крепости начался 25 февраля 1915 года, 26-27 февраля бомбардировка была доведена до ураганной. По подсчетам специалистов, только за 1 неделю по крепости было выпущено 200-250 000 снарядов. Командование полагая, что пережить обстрел практически нереально, просило защитников продержаться хотя бы в течение 48 часов, но крепость держалась еще около полугода, а наши артиллеристы даже смогли подбить 2-е «Больших Берты», которые были недостаточно хорошо замаскированы противником, попутно уничтожив склад боеприпасов.

Однако по-настоящему черным днем для защитников крепости стало 6 августа 1915 года. В этот день в 4 часа утра, немцы пустили в дело отравляющий газ (соединения хрома и брома). Газовая волна, которая имела при выпуске около 3 км по фронту, быстро растеклась в стороны и, пройдя 10 км. имела уже около 8 км ширины. Высота газовой волны доходила до 10-15 метров. Все живое, что было расположено на плацдарме крепости, было отравлено, огромные потери понесла и крепостная артиллерия. Положение усугублялось тем, что русские солдаты не имели противогазов. Солдаты, которые не участвовали в бою, спасались в жилых домах, убежищах, казармах, плотно закрыв окна и двери, обильно поливая их водой. Вся зелень вокруг крепости на пути движения газов была уничтожена. Листва на деревьях пожелтела и опала, трава стала черной и легла на землю. Все медные предметы на территории крепости покрывались толстым слоем окиси хлора, имеющим зеленый цвет.

После газовой атаки немцы начали артподготовку и бросили в атаку 14 батальонов своей пехоты (около 7 000 человек). Отравляющие газы нанесли огромные потери защитником предкрепостных укреплений, многие роты Земянского полка, который был расквартирован в крепости, погибли полностью (9, 10, 11-я роты). От 1-й роты Землянского полка и ополченцев осталось 60 человек и 2 пулемета, от 12-й роты только 40 человек при одном пулемете. Однако немецкий блицкриг не состоялся, увязнув в героизме русских солдат, которые вписали свой подвиг в историю.

Крепостная артиллерия молчала, и немцы были полностью уверены в том, что победа близка. Однако произошло невероятное, в тот момент, когда немецкая пехота приблизилась к окопам оборонявшихся, из облаков ядовитого хлора на них в штыки ударила русская пехота. Остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка в составе чуть более 60 человек контратаковала немцев, отправившись в свой последний бой.
Русские не сдаются!

Зрелище было ужасающим: русские шли в штыковую атаку с лицами, которые были обмотаны тряпками, сотрясаясь от сильнейшего кашля, буквально выплевывая куски своих легких на окровавленные гимнастерки, и крича УРА! Увиденное повергло немцев в ужас и немцы дрогнули, их батальоны в панике бросились бежать. 60 русских солдат обратили в бегство несколько тысяч немцев. Позднее в западной прессе данную атаку емко назвали «атакой мертвецов». После этого немцы не предпринимали больше атак на крепость. 24 августа 1915 года русская армия сама оставила крепость и только после этого в нее смогли войти немцы.

Героизм гарнизонов ДОТов – 1941 год

Многим известен подвиг защитников Брестской крепости, которые одними из первых встретили утром 22 июня удар врага, все они шагнули в бессмертие. Именно под стенами Бреста вермахт первый раз встретил такой сильный отпор, который заставил его остановиться и заняться планомерной осадой крепости. Только к концу июня наступающим частям 45-й немецкой дивизии удалось подавить основные очаги обороны советских войск. Но отдельные бойцы и командиры Красной Армии, продолжали вооруженную борьбу с захватчиками даже в июле 1941 года. По словам очевидцев из числа жителей Бреста, стрельба из крепости изредка слышалась даже в августе 1941 года. Навеки вписали свои имен в историю и советские пограничники. Почти во всех случаях погранзаставы до конца оказывали агрессору сопротивление, невзирая на свою малочисленность. Многие заставы в неравном бою с фашистами погибали в полном составе. Однако за этими примерами забываются имена безымянных героев, чьи подвиги до нас просто не дошли. Так произошло со многими гарнизонами ДОТов, расположенных в укрепрайонах, на линии Молотова.

Одним из первых пунктов ожесточенной обороны наших войск стал район возле местечка Сопоцкино под Гродно. В этом районе оборону занимали части 68 Гродненского укрепрайона – 9 и 10 Отдельные пулеметные батальоны. Батальоны были подняты ночью 22 июня по боевой тревоге и за 2 часа до наступления немцев сумели занять огневые точки и загрузить в них боеприпасы. Утром 22 июня ДОТы Гродненеского УРа вступили в бой с врагом.

Вплоть до 26 июня гарнизоны ДОТов возле Сопоцкино вели ожесточенные бои с наступающими немцами, это были полные трагизма и необычайно героические дни. Советские солдаты сражались в полном отрыве от своих основных сил, за линией фронта, но даже не думали сдаваться. Они отбивали многочисленные атаки противника в лоб, с флангов и тыла. Отражали атаки штурмовых групп немцев, вооруженных штурмовыми орудиями, пулеметами, скорострельными пушками, огнеметами, дымовыми зарядами и взрывчаткой. Некоторые ДОТы не были до конца достроены и сражались мелкими группами или в одиночку, часто, не прикрывая и не имея огневой связи друг с другом. Поэтому красноармейцам, вооруженным винтовками и пулеметами, нередко приходилось вести бой из окопов, которые были вырыты на подступах к укреплениям. Используя численную слабость советских укреплений и непростреливаемые из ДОТов участки, гитлеровцы блокировали их один за одним и подрывали.
Русские не сдаются!
Немецкие солдаты осматривают уничтоженный ДОТ

Немцы очень высоко оценивали обороняющиеся против них в ДОТах советские части. Судя по донесениям действующей здесь 28-й пехотной дивизии вермахта, немцы считали, что в укреплениях сражаются офицерские части или войска специального назначения. В действительности в ДОТах находились обыкновенные рядовые подразделения и части УРов. Воины отдельных пулеметных батальонов сумели доставить гитлеровцам массу хлопот. По немецким донесениям они прикрывали подступы к ДОТам до последней возможности, находясь как во внешнем охранении, так и внутри них. По сообщениям командира 28-й дивизии, защитники долговременных оборонительных сооружений сражались ожесточенно и упорно. В большинстве случаев они боролись до последнего человека.

Противник вынужден был признать несокрушимую стойкость советских воинов. С такой самоотверженностью и самопожертвованием немцы столкнулись впервые. В одном из немецких документов, описывающих те бои, содержится следующая запись: «В одном из укреплений продолжал бороться последний оставшийся в живых человек, он вел огонь из ДОТа, даже когда тот был взорван. Защитник сумел убить 2-х немецких унтер-офицеров, которые пытались проникнуть в ДОТ после взрыва. В итоге раненный офицер, после того как он не мог уже больше стрелять, взорвал себя, положив себе на грудь гранату и достав чеку».

И таких примеров героизма защитников достаточно много. Немцы сталкивались с упорным сопротивлением гарнизонов ДОТов во всех случаях, когда те были заблаговременно заняты советскими войсками. Многие ДОТы вели бои в полном окружении в течение нескольких суток или даже полутора-двух недель.

Использованы источники:
www.vn-parabellum.com/fort/krupennikov.html
www.idel-ural.ru/nashe-proshloe/russkie-ne-sdaiutsya-ataka-mertvetsov.html
www.pravoslav-voin.info/voin/1757-russkie-soldaty-pobezhdayut-ili-umirayut-no-ne.html
 ВО, Юферев Сергей