Граждане России довольно много слышали о немецком нацизме, но в реальности знают о идеологии Третьего рейха немного. В головах у людей мешанина из образов советско-российских кинофильмов, карикатурных немцев из голливудских картин (часто похожих на мифических персонажей, чудовищ из ада). К сожалению, для части современной европейской и российской молодёжи гитлеровские нацисты стали образцами для подражания.
В этой статье мы остановимся на основополагающем камне идеологии Третьего рейха – идее «чистой крови». Надо отметить, что этот «блок» нацисткой мифологии был придуман не ими. Расистами были все европейские колонизаторы, особенно британские протестанты. Расизм и расовая сегрегация процветали в «оплоте демократии» - США, задолго до Третьего рейха и сохранились после его падения. В 19 столетии европейские мыслители создали «научный расизм», который делили расы на «высшие» и «низшие». Не зря в элите Третьего рейха процветали англофильские настроения – Британская империя казалась им идеальным государством.
В этой статье мы остановимся на основополагающем камне идеологии Третьего рейха – идее «чистой крови». Надо отметить, что этот «блок» нацисткой мифологии был придуман не ими. Расистами были все европейские колонизаторы, особенно британские протестанты. Расизм и расовая сегрегация процветали в «оплоте демократии» - США, задолго до Третьего рейха и сохранились после его падения. В 19 столетии европейские мыслители создали «научный расизм», который делили расы на «высшие» и «низшие». Не зря в элите Третьего рейха процветали англофильские настроения – Британская империя казалась им идеальным государством.
Само понятие «чистой крови» впервые появилось в Испанской инквизиции. На языке инквизиции принадлежать к чистой крови означало не происходить ни от евреев, ни от мавров, ни от еретиков. В 1496 году статут «чистоты крови» утвердил папа римский Александр VI. Он был введён в монастырях, университетах, затем и других областях испанского общества, запрещая получение образования и занятие какой-либо должности людям, которые имели среди предков арабов, мавров, евреев. Интересен тот факт, что борьбу за «чистоту крови» осуществлял великий инквизитор Испании Томас Торквемада, который сам происходил из испанского рода крещёных евреев (сразу вспоминаются сообщения о происхождении ряда высокопоставленных нацистов в Третьем Рейхе). Из Испании изгоняют евреев (1492 год), затем мавров (1502 год). Под репрессии попали мориски (мавры принявшие христианство и их потомки), мараны (евреи принявшие христианство и их потомки).
Обычно, когда вспоминают Третий рейх, сразу всплывает идеология антисемитизма. Мировые СМИ после Второй мировой войны провели большую работу по внедрению в сознание обывателей «первичности» страданий еврейского народа. Хотя в идеологии Рейха «еврейский вопрос» не был главным. Так, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в апреле 1943 года заявил: «Для нас… отправной точкой является вопрос крови. Мы были первыми, кто по-настоящему решил проблему крови на практике, и, в этой связи, под проблемой крови мы, конечно, не подразумеваем антисемитизм. Антисемитизм – точно то же самое, что и дезинфекция. Это – вопрос чистоты. Таким образом, антисемитизм для нас является не вопросом идеологии, но вопросом чистоты…». Об этом же можно прочитать и в «библии» немецкого нацизма – книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». Гитлер не раз обращается к тому, что «решающее значение имеет только одна из проблем: проблема расового сохранения народа. Одной только степенью чистоты крови определяется сила или слабость людей». По его мнению, «все остальные проблемы по сравнению с расовой играют до смешного малую роль». Все другие вопросы имеют временное значение, а проблема «чистоты крови будет существовать до тех пор, пока будет существовать и сам человек». В результате «мы знаем только одно священное право человека, являющееся в то же время и его священной обязанностью; человек должен неусыпно заботиться о том, чтобы его кровь оставалось чистой».
Страшнейшим преступлением, по мнению идеологов нацизма, было «смешение крови». Как писал в «Мифе 20 века» виднейший идеолог Рейха Альфред Розенберг, от этого «кровного позора» гибнут не только личности, но и целые цивилизации, расы. Одним из следствий этой идеологии стало выстраивание государственно-общественной иерархии в соответствии с принципом «чистоты крови». В идеале полноценное образование и высшие посты в империи могли получить только люди с «чистой кровью», граждане со «смешанной кровью» поражались в правах, а людей с «чужой кровью» могли изгнать или убить, превратить в рабов.
15 января 1935 года был издан указ «О наследственном учении и расовой теории в рамках школьных занятий». Рекомендовалось начинать занятия с детьми по расовым вопросам с 6 лет, печатались соответствующие учебные пособия, организованы курсы переподготовки учителей. В сентябре 1935 года на партийном съезде НСДАП в Нюрнберге были приняты два «расовых закона» (т. н. «нюрнбергские законы»). Это был «Закон о защите германской крови и германской чести» и «Закон о гражданстве Рейха». Первый закон запретил заключение браков и внебрачные связи между гражданами немецкой или родственной ей крови с евреями. Наказанием за «осквернение расы» - вступление в брак, были каторжные работы. За внебрачные связи наказывали тюремным заключением или каторгой. Второй закон устанавливал, что гражданином Третьего рейха мог стать только человек, имеющий германскую или родственную ей кровь. В ноябре закон дополнили: евреи теперь не могли быть гражданами Рейха и утратили право голоса по политическим вопросам, право занимать общественные должности.
Сводить расовое законодательство только к антисемитским законам неверно. «Расовые законы» только положили начало продуманной системе различных ограничений и запретов. В ноябре же закон о запрете браков германцев с евреями был расширен на негров и цыган (и их потомками). Хотя в принципе исключения могли быть, закон предусматривал особые разрешения на браки с носителями «чужой крови». После захвата в 1939 году славянских государств – Чехословакии и Польши, появились ограничения против смешения крови с их жителями. 23 ноября 1940 года вышло подписанное заместителем фюрера Мартином Борманом распоряжение, в котором запрещалось вступать в браки с польками и чешками крестьянам-членам НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Кроме того, членам НСДАП и других важных организаций (СС, Национал-социалистического моторизованного корпуса, Национал-социалистического союза учителей и пр.) требовалось разрешение местного гауляйтера для того, чтобы вступить в брак с представителями польского, чешского, венгерского народов. Вскоре это указание было расширено на все слои немецкого населения. К примеру, в Гитлерюгенде в 1939 году состояло 8,7 млн. человек (при численности немецкой молодёжи в начале 1939 года в 8,8 млн. человек), а в 1940 году членство в этой организации для молодых немцев стало обязательным. С апреля 1940 года все немецкие юноши в возрасте 10-18 лет были обязаны вступить в Гитлерюгенд.
Таким образом, в 1940 году славяне (да и частично венгры) были приравнены к евреям. Гиммлер в октябре 1943 года охарактеризовал славян (из его речи будущее славянских народов выглядело совсем печальным), как «смесь народов из низших рас с вкраплениями нордической крови, неспособная к поддержанию порядка и к самоуправлению». После оккупации Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, части Франции появляются законы затрудняющие браки с жителями этих территорий. Согласно секретной директиве начальника штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии от 26 января 1942 года, военнослужащие могли получить разрешение на брак с гражданами «нордических» стран Голландии, Норвегии, Дании, Швеции (к ним позже зачислили Бельгию и Финляндию) только с разрешения фюрера. На Восточном фронте браки с местными жителями были полностью запрещены. Запретили даже любые половые контакты - понятно, что это распоряжение не соблюдалось, зафиксированы как добровольные, так и насильственные половые связи с местным населением. Оккупанты действовали по принципу «война всё спишет». Запрет на половые контакты был смягчён только для эстонцев и латышей, учитывая массовую запись таковых в войска СС и полицейские формирования. Но запрет сохранялся в отношении литовцев. Гиммлер писал, что этот «народ плохо себя ведёт и обладает такой низкой расовой ценностью, что снятие запрета является необоснованным и неоправданным».
«Чистота крови» имела для идеологов нацизма и религиозное значение. Альфред Розенберг в «Мифе 20 века» говорил о «религии крови», новой вере в божественную сущность людей, которая сменит христианство.
Немцы в представлении нацистского руководства были т. н. «потоком крови», как и другие народы. В столкновении таких «потоков» никаких моральных критериев быть не могло. Людей «чужой крови» была необходимо вытеснять и уничтожать. Каждый немец был «каплей крови в кровопотоке» и не нёс личной ответственности. 4 октября 1943 года Гиммлер выступая в Познани перед высшим руководством СС, сообщил: «Наш народ был охвачен чуждыми народами и из-за них позабыл своё наследие. Чуждые потоки крови впадали в наш народ, но он, несмотря на страшные трудности и страшные удары судьбы, сохранил силу в самой основе крови, чтобы через это победить».
Поэтому, учитывая этот факт, немецкое руководство собиралось «освободить» Крым и все прилегающие районы от всех «чужаков» и заселить немцами, т. к. в во 2 веке н. э. там отметились готы. В 1942 году в Генеральном плане «Ост» упоминалось о создании Готенгау («Готской области») на нижнем Днепре и в Крыму.
Надо казать, что отрицание норм современной цивилизации – одна из особенностей нацистской идеологии. Идеологи Рейха противопоставляли современную им цивилизацию, «цивилизованных» людей, которым внушили, что они могут жить противореча законам природы, «героическую древность».
Конечно, идея «чистоты крови» была мифом, с помощью которого выстраивали будущее «Тысячелетнего рейха». Значительная часть немцев, особенно в Центральной, Восточной Германии и Австрии была потомками онемеченных западных славян – многочисленных союзов племён лютичей, ободричей и др. Пруссия – ядро будущей Германской империи к моменту смерти Фридриха II Великого, имела в своём народонаселении до трети колонистов и их потомков. Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (1620 — 1688) прозванный Великим курфюрстом, основатель бранденбургско-прусского государства, в своей внутренней политике был очень терпим к различным религиозным меньшинствам и всячески поощрял приезд колонистов. Страна была страшно разорена Тридцатилетней войной (1618-1648), только Бранденбургская марка потеряла 140 тыс. человек из 300 тыс. Целые районы были превращены в пустыни. Фридрих Вильгельм открыл в страну широкий доступ всем бездомным изгнанникам, бродячим солдатам и даже разбойникам, которые хотели снова обратиться в честных людей. Великий Курфюрст приютил тысячи французских гугенотов, евреев, представителей различных протестантских меньшинств и сект. Среди переселенцев были голландцы, поляки, чехи. В результате огромной работы прусского правительства нескольких поколений Пруссия превратилась в одну из ведущих держав Европы. Правда, надо учесть тот факт, что колонисты были представителями европейской культуры и легко интегрировались в Пруссии. Уже к концу 19 столетия потомки французов, голландцев, поляков, чехов искренне считали себя «настоящими немцами». Бурная индустриализация разрушила последние островки самобытной культуры в сельской местности и небольших городках. Подобную политику успешно проводили и в России, когда приглашали колонистов из Европы (тех же немцев) для освоения Новороссии и других территорий.
Обычно, когда вспоминают Третий рейх, сразу всплывает идеология антисемитизма. Мировые СМИ после Второй мировой войны провели большую работу по внедрению в сознание обывателей «первичности» страданий еврейского народа. Хотя в идеологии Рейха «еврейский вопрос» не был главным. Так, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в апреле 1943 года заявил: «Для нас… отправной точкой является вопрос крови. Мы были первыми, кто по-настоящему решил проблему крови на практике, и, в этой связи, под проблемой крови мы, конечно, не подразумеваем антисемитизм. Антисемитизм – точно то же самое, что и дезинфекция. Это – вопрос чистоты. Таким образом, антисемитизм для нас является не вопросом идеологии, но вопросом чистоты…». Об этом же можно прочитать и в «библии» немецкого нацизма – книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». Гитлер не раз обращается к тому, что «решающее значение имеет только одна из проблем: проблема расового сохранения народа. Одной только степенью чистоты крови определяется сила или слабость людей». По его мнению, «все остальные проблемы по сравнению с расовой играют до смешного малую роль». Все другие вопросы имеют временное значение, а проблема «чистоты крови будет существовать до тех пор, пока будет существовать и сам человек». В результате «мы знаем только одно священное право человека, являющееся в то же время и его священной обязанностью; человек должен неусыпно заботиться о том, чтобы его кровь оставалось чистой».
Страшнейшим преступлением, по мнению идеологов нацизма, было «смешение крови». Как писал в «Мифе 20 века» виднейший идеолог Рейха Альфред Розенберг, от этого «кровного позора» гибнут не только личности, но и целые цивилизации, расы. Одним из следствий этой идеологии стало выстраивание государственно-общественной иерархии в соответствии с принципом «чистоты крови». В идеале полноценное образование и высшие посты в империи могли получить только люди с «чистой кровью», граждане со «смешанной кровью» поражались в правах, а людей с «чужой кровью» могли изгнать или убить, превратить в рабов.
15 января 1935 года был издан указ «О наследственном учении и расовой теории в рамках школьных занятий». Рекомендовалось начинать занятия с детьми по расовым вопросам с 6 лет, печатались соответствующие учебные пособия, организованы курсы переподготовки учителей. В сентябре 1935 года на партийном съезде НСДАП в Нюрнберге были приняты два «расовых закона» (т. н. «нюрнбергские законы»). Это был «Закон о защите германской крови и германской чести» и «Закон о гражданстве Рейха». Первый закон запретил заключение браков и внебрачные связи между гражданами немецкой или родственной ей крови с евреями. Наказанием за «осквернение расы» - вступление в брак, были каторжные работы. За внебрачные связи наказывали тюремным заключением или каторгой. Второй закон устанавливал, что гражданином Третьего рейха мог стать только человек, имеющий германскую или родственную ей кровь. В ноябре закон дополнили: евреи теперь не могли быть гражданами Рейха и утратили право голоса по политическим вопросам, право занимать общественные должности.
Сводить расовое законодательство только к антисемитским законам неверно. «Расовые законы» только положили начало продуманной системе различных ограничений и запретов. В ноябре же закон о запрете браков германцев с евреями был расширен на негров и цыган (и их потомками). Хотя в принципе исключения могли быть, закон предусматривал особые разрешения на браки с носителями «чужой крови». После захвата в 1939 году славянских государств – Чехословакии и Польши, появились ограничения против смешения крови с их жителями. 23 ноября 1940 года вышло подписанное заместителем фюрера Мартином Борманом распоряжение, в котором запрещалось вступать в браки с польками и чешками крестьянам-членам НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Кроме того, членам НСДАП и других важных организаций (СС, Национал-социалистического моторизованного корпуса, Национал-социалистического союза учителей и пр.) требовалось разрешение местного гауляйтера для того, чтобы вступить в брак с представителями польского, чешского, венгерского народов. Вскоре это указание было расширено на все слои немецкого населения. К примеру, в Гитлерюгенде в 1939 году состояло 8,7 млн. человек (при численности немецкой молодёжи в начале 1939 года в 8,8 млн. человек), а в 1940 году членство в этой организации для молодых немцев стало обязательным. С апреля 1940 года все немецкие юноши в возрасте 10-18 лет были обязаны вступить в Гитлерюгенд.
Таким образом, в 1940 году славяне (да и частично венгры) были приравнены к евреям. Гиммлер в октябре 1943 года охарактеризовал славян (из его речи будущее славянских народов выглядело совсем печальным), как «смесь народов из низших рас с вкраплениями нордической крови, неспособная к поддержанию порядка и к самоуправлению». После оккупации Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, части Франции появляются законы затрудняющие браки с жителями этих территорий. Согласно секретной директиве начальника штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии от 26 января 1942 года, военнослужащие могли получить разрешение на брак с гражданами «нордических» стран Голландии, Норвегии, Дании, Швеции (к ним позже зачислили Бельгию и Финляндию) только с разрешения фюрера. На Восточном фронте браки с местными жителями были полностью запрещены. Запретили даже любые половые контакты - понятно, что это распоряжение не соблюдалось, зафиксированы как добровольные, так и насильственные половые связи с местным населением. Оккупанты действовали по принципу «война всё спишет». Запрет на половые контакты был смягчён только для эстонцев и латышей, учитывая массовую запись таковых в войска СС и полицейские формирования. Но запрет сохранялся в отношении литовцев. Гиммлер писал, что этот «народ плохо себя ведёт и обладает такой низкой расовой ценностью, что снятие запрета является необоснованным и неоправданным».
«Чистота крови» имела для идеологов нацизма и религиозное значение. Альфред Розенберг в «Мифе 20 века» говорил о «религии крови», новой вере в божественную сущность людей, которая сменит христианство.
Немцы в представлении нацистского руководства были т. н. «потоком крови», как и другие народы. В столкновении таких «потоков» никаких моральных критериев быть не могло. Людей «чужой крови» была необходимо вытеснять и уничтожать. Каждый немец был «каплей крови в кровопотоке» и не нёс личной ответственности. 4 октября 1943 года Гиммлер выступая в Познани перед высшим руководством СС, сообщил: «Наш народ был охвачен чуждыми народами и из-за них позабыл своё наследие. Чуждые потоки крови впадали в наш народ, но он, несмотря на страшные трудности и страшные удары судьбы, сохранил силу в самой основе крови, чтобы через это победить».
Поэтому, учитывая этот факт, немецкое руководство собиралось «освободить» Крым и все прилегающие районы от всех «чужаков» и заселить немцами, т. к. в во 2 веке н. э. там отметились готы. В 1942 году в Генеральном плане «Ост» упоминалось о создании Готенгау («Готской области») на нижнем Днепре и в Крыму.
Надо казать, что отрицание норм современной цивилизации – одна из особенностей нацистской идеологии. Идеологи Рейха противопоставляли современную им цивилизацию, «цивилизованных» людей, которым внушили, что они могут жить противореча законам природы, «героическую древность».
Конечно, идея «чистоты крови» была мифом, с помощью которого выстраивали будущее «Тысячелетнего рейха». Значительная часть немцев, особенно в Центральной, Восточной Германии и Австрии была потомками онемеченных западных славян – многочисленных союзов племён лютичей, ободричей и др. Пруссия – ядро будущей Германской империи к моменту смерти Фридриха II Великого, имела в своём народонаселении до трети колонистов и их потомков. Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (1620 — 1688) прозванный Великим курфюрстом, основатель бранденбургско-прусского государства, в своей внутренней политике был очень терпим к различным религиозным меньшинствам и всячески поощрял приезд колонистов. Страна была страшно разорена Тридцатилетней войной (1618-1648), только Бранденбургская марка потеряла 140 тыс. человек из 300 тыс. Целые районы были превращены в пустыни. Фридрих Вильгельм открыл в страну широкий доступ всем бездомным изгнанникам, бродячим солдатам и даже разбойникам, которые хотели снова обратиться в честных людей. Великий Курфюрст приютил тысячи французских гугенотов, евреев, представителей различных протестантских меньшинств и сект. Среди переселенцев были голландцы, поляки, чехи. В результате огромной работы прусского правительства нескольких поколений Пруссия превратилась в одну из ведущих держав Европы. Правда, надо учесть тот факт, что колонисты были представителями европейской культуры и легко интегрировались в Пруссии. Уже к концу 19 столетия потомки французов, голландцев, поляков, чехов искренне считали себя «настоящими немцами». Бурная индустриализация разрушила последние островки самобытной культуры в сельской местности и небольших городках. Подобную политику успешно проводили и в России, когда приглашали колонистов из Европы (тех же немцев) для освоения Новороссии и других территорий.
ВО, Самсонов Александр