Русское Движение

Ассасины

Оценка пользователей: / 13
ПлохоОтлично 

Убийцы раннего средневековья сейчас мирные люди

Ассасины – фанатики-сектанты средневекового Востока, знаменитые своими тщательно спланированными и основательно подготовленными убийствами. Их считали идеальными убийцами, которых боялись все, вне зависимости от занимаемой должности и места положения. Само слово «ассасин» происходит от арабского «хашашин» – «опьяненные гашишем». На Ближнем Востоке они были известны как члены секты исмаилитов-низаритов (шиитская ветвь ислама), возникшей в XI веке на территории нынешнего Ирана. Это были не знавшие ни сомнения, ни жалости жестокие убийцы.
Тайная организация, состоявшая преимущественно из персов, с жесткой внутренней иерархией и фанатичной преданностью своим лидерам. В результате своей террористической деятельности и окутывавшей ее атмосферы секретности ассасины приобрели влияние, совершенно не соответствовавшее их численности. В историю ассасины вошли еще во времена крестовых походов. Отчаянно сопротивляясь ордам завоевателей, вторгшихся на их территорию, опьяненные гашишем воины-смертники наводили ужас на закованных в латы крестоносцев.

В своих разведывательных донесениях крестоносцы сообщали о Великом Магистре тайной фанатичной мусульманской секты ассасинов шейхе Хасане ибн-Саббахе. Это был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Он был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Но именно этот милый и приветливый юноша основал тайную секту, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Ассасины расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали или же просто убивали.

Хасан ибн-Саббах родился в 1050 году в небольшом персидском городке Кум. Вскоре переехал с родителями в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже с младых лет воспылал страстью ко всем сферам знаний. Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всем храня верность заветам отцов. Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда в семнадцатилетнем возрасте Хасан не познакомился с профессором по имени Амира Зарраб, который являлся рьяным сторонником исмаилитов. Хасан поначалу отвергал учение исмаилитов. Юноша всячески противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Он со страстью отстаивал свои взгляды на веру, но в итоге все же оказался бессилен перед аргументами Амира Зарраба.


Хасан ибн-Саббах – предводитель ассасинов. Таким его видели те, кто его боялся

Переворот в уме юноши произошел в то время, когда он тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и там заявил, что принял решение перейти в их веру. Так Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт…

Чтобы понять, кто такие исмаилиты, перенесемся на несколько веков назад. После смерти пророка Мухаммеда в 632 году поднялся вопрос о том, кто станет его преемником (главой мусульманской общины), а значит, по тем временам весьма большого и могущественного государства. Из-за непримиримых разногласий по вопросу преемника и произошел раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов.

Часть мусульман выступала за то, что власть должна принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммеда, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка, женатого на Фатиме, самой любимой дочери Мухаммеда. По их мнению, близкое родство с пророком Мухаммедом делало потомков Али единственно достойными правителями исламского государства и стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу. Отсюда пошло название шиитов – «ши’ат Али» («партия Али»).


Шииты во время поминовения имама Хусейна, убитого в 680 году в Кербеле.

В конце VIII века в шиитском движении произошел раскол. Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена – и остались верны Исмаилу. Так зародилось движение исмаилитов, впоследствии получившее широкий отклик в исламском мире. Их проповеди снискали неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей – и по разным причинам.

Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речи исмаилитов. Люди ученые не могли пройти мимо изощренных философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты.

В X веке исмаилитами был основан Фатимидский халифат. К этому времени исмаилитское влияние распространилось на Северную Африку, Палестину, Сирию, Ливан, Йемен, Сицилию, а также на священные для мусульман города Мекку и Медину. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали опаснейшими еретиками и при любом удобном случае жестоко преследовали.

Впрочем, когда Хасан ибн-Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась – она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они – подлинные хранители идей Пророка.


Современные сунниты в Ираке

Итак, в мире в то время была следующая расстановка сил. В Каире правил исмаилитский халиф, в Багдаде – суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии (современный Иран) жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.

Хасан не мог не знать, что, становясь сторонником исмаилитов, он выбирает долгую и трудную дорогу, полную борьбы. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон. В 22 года Хасан знакомится с главой исмаилитов Персии, когда тот приехал по делам в Райи. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.

Однако целых шесть лет Хасану не удавалось отправиться в Египет. И только по прошествии столь долгого срока он наконец-то отбыл в Каир. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 году он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы – не только политические, но и религиозные – решал везир.

Возможно, во время встречи Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае, нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Но тут судьба преподносит ему подарок, судно на котором его везли, терпит крушение. Хасан спасается и возвращается на родину.

Злоключения только еще больше уверили его в его решимости сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе – шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов – место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия…


Вот так люди представляли ассасинов

…Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее. Поэтому проповедь свободы, принесенная странными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветствовал их, но то была видимость. На самом же деле под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.

Но фанатичный вождь ассасинов (исмаилитов) и не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел впустить своих посланников, – вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. – Когда он вновь приказал им уйти, они отказались». Тогда 4 сентября 1090 года сам Хасан тайком проник в крепость, через несколько дней комендант понял, что справиться с непрошеными гостями он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму – в пересчете на привычный нам валютный курс – более 3000 долларов.

С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года – до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы». Тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника…


Крепость Аламут – твердыня ассасинов

Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему глазами и ушами, доносившими все, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум, и оживляло пылкое сердце.

Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках». Одаренный мудростью, он жаждал силы и власти. Власть нужна была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу. Он начал с малого – с покорения крепостей и селений. Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не торопился. Сперва он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Однако если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Его держава росла. Под его властью находилось уже около 60 000 человек. Но этого было мало. Он все рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял, скорее оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов, за ними зорко следили, за малейшую провинность жестоко карали. В Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям, тогда его убили. В ответ был казнен вожак сих скорых на расправу исмаилитов. Его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Это событие всколыхнуло сторонников Хасана и развязало террор. Убийства врагов планировались и были прекрасно организованы. Первой жертвой стал жестокий везир…


Карта ассасинского государства

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», – объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», говорится в одной из исмаилитских хроник. Убийство случилось 10 октября 1092 года. Едва Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы проследовать в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Сперва опешив, стражники метнулись к нему и убили на месте, но поздно – везир был мертв.

Весь арабский мир ужаснулся. Особенно негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого, рядом же – имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели, не было ни одного человека, способного избежать вынесенного ассасинами смертного приговора. Несмотря на многочисленную охрану и высокие неприступные стены, королей убивали прямо на их тронах, имамы, шейхи и султаны находили смерть в своих опочивальнях. В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Они покинули путь, начертанный Пророком, и перестали следовать Божественному закону. «А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это – неверные», – сказано в Коране (5,48). Они – поклонники идолов, презревшие правду; они – отступники и кознодеи. И должно их убивать, как то повелел Коран: «Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытном месте!».

…Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильнее, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Однако Хасан успел собрать ополчение, и оно отразило все атаки врагов.


А мудрому и просвещенному визирю султана Мелик-шаха, а фактически полновластному правителю обширного Сельджукского государства, покорившего земли Средней и Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока Низиму аль-Мульку поставили пямятник

Вот уже четыре года Хасан ибн-Саббах правил в Аламуте, когда пришло известие о том, что в Каире умер халиф Фатимидов. Наследовать ему готовился старший сын, как вдруг власть захватил младший. Итак, прямое наследование прервалось, на взгляд Хасана, это был непростительный грех. Он порывает с Каиром. Теперь он остался один, окруженный врагами. Хасан более не видит причин считаться с чьим-либо авторитетом. Лишь один есть ему указ: «Аллах – нет божества, кроме Него, – живой, сущий!» (3, 1). Людей же он привык побеждать.

Он подсылает к своим врагам агентов (ассасинов). Те запугивают жертву, угрожая или мучая ее. Так, поутру человек мог проснуться и заметить кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, гласившая, что в следующий раз его острие врежется в обреченную грудь. После такой недвусмысленной угрозы предполагаемая жертва обычно вела себя тише воды, ниже травы. Если противилась, ее ждала смерть…

…Покушения были продуманны и подготовлены до мелочей. Ассасины не любили спешить, готовя все исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, что окружала будущую жертву, старались завоевать ее доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они нисколько не заботились о том, как выжить после покушения. Это тоже превращало их в идеальных убийц.

Ходили слухи, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 году, рассказывал позднее, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мед и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах». Все, чего могли пожелать будущие убийцы, мигом сбывалось. Через несколько дней им снова давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю – и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры…


Ассасины в боях с крестоносцами…

…Никто не знает, правдива ли эта история. Верно лишь то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» – «вкушающие гашиш». Быть может, наркотик гашиш и впрямь играл определенную роль в ритуалах этих людей, однако имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц. История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но, несомненно, верна. Еще и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают своих жертв ради того, чтобы побыстрее оказаться в Раю, обещанном тем, кто пал смертью мученика…

…Власти реагировали на убийства очень жестко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривая подозрительных прохожих. Их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей – все было напрасно. Убийства продолжались…

В начале 1124 года Хасан ибн-Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 года, – саркастично пишет арабский историк Джувейни, – он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». На самом деле кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле…


Конрад Монферратский, король Иерусалима, убитый ассасинами

…Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить свое влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы. Они захватили Иерусалим и основали свое королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе еще раз отличились ассасины…

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Бернгарда Куглера, Конрад «вызвал против себя месть фанатической секты, ограбив один ассасинский корабль». От клинка мстителей был обречен пасть даже Саладин: лишь по счастливой случайности он пережил оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие – арабы и европейцы – покорно платили ему дань…

Впрочем, некоторые враги осмелели до того, что стали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, ибо это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари – тамплиеры (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так страшны еще и потому, что главу их ордена мог немедленно заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц»…

…Напряженная борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII веке в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 году последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», – сообщает историк Джувейни…


Современные исмаилиты, потомки ассасинов…

…Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребенок. Он и стал наследником – имамом. Современный имам исмаилитов – Ага-хан – прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это – мирные люди, и кинжал их – более не судья...

Денис ШУЛИКА, «Иллюзия истории»

 

 
?