Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (в кратком переводе с арабского языка «Честь Веры»), (1138 – 1193 гг.), в европейской традиции – Саладин – султан Египта. Историческая личность Саладина – символ политического объединения на основе идеалов защиты ислама от внешней агрессии. Саладин был курдом по происхождению, родился в городе Тикрите, что на территории современного Ирака. Имя этого государственного деятеля и полководца вошло в историю в связи с мусульманским противоборством европейским крестовым походам в Святую Землю, которые стали возможными не в последнюю очередь благодаря усобицам среди тогдашних мусульманских правителей Ближнего Востока.
В юности Саладин больше тяготел к религиозной и научной деятельности, нежели к военной, но всё изменилось, когда он стал служить под началом своего дяди Асада ад-Дин Ширку, одного из ключевых военных командиров эмира Нуреддина. В течение трёх военных экспедиций под началом Ширку в Египет, имевших целью предотвратить окончательное его покорение христианами, между Амори I (латинский король Иерусалима), Шаваром (влиятельный визирь египетского халифа Фатимидов), а также Ширку разгорелась жестокая борьба. После смерти Ширку и убийства Шавара Саладин в 1169 году в возрасте 31 года становится командующим сирийскими войсками в Египте и визирем халифата Фатимидов. Его относительно быстрый приход к власти обусловлен не только принадлежностью к могущественному семейству, но и его собственными талантами. Будучи визирем Египта, он получил титул короля, хотя в исламском мире именовался как султан.
Положение Саладина в Египте укрепляется после того как в 1171 году он ликвидировал слабый шиитский халифат Фатимидов, провозгласив возвращение египтян к суннитской ветви ислама, став единственным правителем этой страны. Хотя теоретически он и оставался какое-то время вассалом Нуреддина, окончательно обретя политическую самостоятельность после смерти сирийского эмира в 1174 году. Используя свои богатые сельскохозяйственные владения в Египте как финансовую базу, Саладин вскоре отправился в Сирию с небольшой, но строго дисциплинированной армией, претендуя на регентство от имени маленького сына своего бывшего сюзерена. Однако впоследствии он отказался от этой идеи и с 1174 до 1186 ревностно стремился объединить под своим началом все мусульманские территории Сирии, Северной Месопотамии, Палестины и Египта. Для достижения своей цели он пользовался как дипломатическими методами, так и решительно применял военную силу. Слава Саладина как щедрого и добродетельного, но твердого правителя, лишенного притворства, распущенности и жестокости, распространилась по всему Востоку. В отличие от горьких разногласий и интенсивного соперничества, до этого мешавших мусульманам в их борьбе с крестоносцами, простота и ясность целей Саладина способствовала их сплочению и духовному перерождению.
Каждое действие Саладина было вызвано глубокой и непоколебимой преданностью идее джихада (священной войны) – мусульманского антипода христианского крестового похода. Идея джихада была неотъемлемой частью политики поощрения роста и распространения мусульманских религиозных учреждений. Саладин поощрял деятельность учёных и проповедников, основал для них медресе и мечети, поручая им писать поучительные произведения для молодёжи. Через нравственное возрождение, которое было настоящей частью его образа жизни, он пытался воссоздать в своём государстве то же рвение и энтузиазм, которые оказались настолько ценными для первых поколений мусульман, пятью веками ранее завоевавших половину известного мира.
Саладину удалось склонить военный баланс сил в свою пользу, действуя скорее внутренними дисциплинарными методами, нежели сугубо тактическими, направленными непосредственно против врага. Однако тактический талант Саладина невозможно недооценивать. 4 июля 1187 года Саладин заманил в ловушку и практически уничтожил одним ударом измученную жаждой армию крестоносцев близ населённого пункта Хаттин на севере Палестины. Потери крестоносцев в этом бою были настолько велики, что мусульмане смогли быстро захватить почти всё Иерусалимское королевство. Акко, Торон, Бейрут, Сидон, Назарет, Кейсария, Яффа и Аскалон (Ашкелон) были завоёваны в течение трёх месяцев. Но главным достижением Саладина является нанесённый им 2 октября 1187 г. наиболее катастрофический удар для всего крестового движения, а именно – захват армией Саладина святого для мусульман и христиан города Иерусалима, который 88 лет находился в руках франков. В отличие от завоевания города христианами, когда солдаты учинили варварскую расправу над жителями, а кровь жителей города текла рекой, мусульманское завоевание Иерусалима было отмечено цивилизованным отношением Саладина и его войска к побеждённым горожанам, которым была дана возможность беспрепятственно покинуть город после уплаты выкупа.
Успех Саладина был омрачен неспособностью захватить Тир, ставший настоящей прибрежной крепостью, в которой собрались христиане, пережившие недавние бои. Эта крепость должна была стать объединяющим фактором в латинском контрнаступлении. Скорее всего, Саладин не ожидал европейской реакции на его захват Иерусалима, однако это событие стало серьёзным потрясением для Запада, ответом на которое был новый крестовый поход. В этом (третьем) крестовом походе приняли участие не только многие знатные и знаменитые рыцари, но и лично короли трёх основных европейских стран.
Крестовый поход был долгим и изнурительным, но, несмотря на очевидный военный гений Ричарда I Львиное Сердце, крестоносцы не достигли почти ничего. По большей части, это является достижением Саладина. Крестоносцы постепенно сдавали свои позиции в Палестине, и когда король Ричард покинул Ближний Восток в октябре 1192 года, противостояние закончилось. Саладин удалился в свою столицу в Дамаске, где он и умер от болезни 4 марта 1193 года. Саладина похоронили в Дамаске, а его смерть стала трагедией для всего Востока...
В то время как родственники Саладина ожесточённо спорили, готовясь разорвать империю на куски, его друзья обнаружили, что самый могучий и самый щедрый правитель в мусульманском мире не оставил достаточного количества денег, чтобы заплатить за свою могилу. Потомки Саладина продолжали править в Египте и в соседних землях династии Айюбидов до прихода египетских мамлюков в 1250 году.
В юности Саладин больше тяготел к религиозной и научной деятельности, нежели к военной, но всё изменилось, когда он стал служить под началом своего дяди Асада ад-Дин Ширку, одного из ключевых военных командиров эмира Нуреддина. В течение трёх военных экспедиций под началом Ширку в Египет, имевших целью предотвратить окончательное его покорение христианами, между Амори I (латинский король Иерусалима), Шаваром (влиятельный визирь египетского халифа Фатимидов), а также Ширку разгорелась жестокая борьба. После смерти Ширку и убийства Шавара Саладин в 1169 году в возрасте 31 года становится командующим сирийскими войсками в Египте и визирем халифата Фатимидов. Его относительно быстрый приход к власти обусловлен не только принадлежностью к могущественному семейству, но и его собственными талантами. Будучи визирем Египта, он получил титул короля, хотя в исламском мире именовался как султан.
Положение Саладина в Египте укрепляется после того как в 1171 году он ликвидировал слабый шиитский халифат Фатимидов, провозгласив возвращение египтян к суннитской ветви ислама, став единственным правителем этой страны. Хотя теоретически он и оставался какое-то время вассалом Нуреддина, окончательно обретя политическую самостоятельность после смерти сирийского эмира в 1174 году. Используя свои богатые сельскохозяйственные владения в Египте как финансовую базу, Саладин вскоре отправился в Сирию с небольшой, но строго дисциплинированной армией, претендуя на регентство от имени маленького сына своего бывшего сюзерена. Однако впоследствии он отказался от этой идеи и с 1174 до 1186 ревностно стремился объединить под своим началом все мусульманские территории Сирии, Северной Месопотамии, Палестины и Египта. Для достижения своей цели он пользовался как дипломатическими методами, так и решительно применял военную силу. Слава Саладина как щедрого и добродетельного, но твердого правителя, лишенного притворства, распущенности и жестокости, распространилась по всему Востоку. В отличие от горьких разногласий и интенсивного соперничества, до этого мешавших мусульманам в их борьбе с крестоносцами, простота и ясность целей Саладина способствовала их сплочению и духовному перерождению.
Каждое действие Саладина было вызвано глубокой и непоколебимой преданностью идее джихада (священной войны) – мусульманского антипода христианского крестового похода. Идея джихада была неотъемлемой частью политики поощрения роста и распространения мусульманских религиозных учреждений. Саладин поощрял деятельность учёных и проповедников, основал для них медресе и мечети, поручая им писать поучительные произведения для молодёжи. Через нравственное возрождение, которое было настоящей частью его образа жизни, он пытался воссоздать в своём государстве то же рвение и энтузиазм, которые оказались настолько ценными для первых поколений мусульман, пятью веками ранее завоевавших половину известного мира.
Саладину удалось склонить военный баланс сил в свою пользу, действуя скорее внутренними дисциплинарными методами, нежели сугубо тактическими, направленными непосредственно против врага. Однако тактический талант Саладина невозможно недооценивать. 4 июля 1187 года Саладин заманил в ловушку и практически уничтожил одним ударом измученную жаждой армию крестоносцев близ населённого пункта Хаттин на севере Палестины. Потери крестоносцев в этом бою были настолько велики, что мусульмане смогли быстро захватить почти всё Иерусалимское королевство. Акко, Торон, Бейрут, Сидон, Назарет, Кейсария, Яффа и Аскалон (Ашкелон) были завоёваны в течение трёх месяцев. Но главным достижением Саладина является нанесённый им 2 октября 1187 г. наиболее катастрофический удар для всего крестового движения, а именно – захват армией Саладина святого для мусульман и христиан города Иерусалима, который 88 лет находился в руках франков. В отличие от завоевания города христианами, когда солдаты учинили варварскую расправу над жителями, а кровь жителей города текла рекой, мусульманское завоевание Иерусалима было отмечено цивилизованным отношением Саладина и его войска к побеждённым горожанам, которым была дана возможность беспрепятственно покинуть город после уплаты выкупа.
Успех Саладина был омрачен неспособностью захватить Тир, ставший настоящей прибрежной крепостью, в которой собрались христиане, пережившие недавние бои. Эта крепость должна была стать объединяющим фактором в латинском контрнаступлении. Скорее всего, Саладин не ожидал европейской реакции на его захват Иерусалима, однако это событие стало серьёзным потрясением для Запада, ответом на которое был новый крестовый поход. В этом (третьем) крестовом походе приняли участие не только многие знатные и знаменитые рыцари, но и лично короли трёх основных европейских стран.
Крестовый поход был долгим и изнурительным, но, несмотря на очевидный военный гений Ричарда I Львиное Сердце, крестоносцы не достигли почти ничего. По большей части, это является достижением Саладина. Крестоносцы постепенно сдавали свои позиции в Палестине, и когда король Ричард покинул Ближний Восток в октябре 1192 года, противостояние закончилось. Саладин удалился в свою столицу в Дамаске, где он и умер от болезни 4 марта 1193 года. Саладина похоронили в Дамаске, а его смерть стала трагедией для всего Востока...
В то время как родственники Саладина ожесточённо спорили, готовясь разорвать империю на куски, его друзья обнаружили, что самый могучий и самый щедрый правитель в мусульманском мире не оставил достаточного количества денег, чтобы заплатить за свою могилу. Потомки Саладина продолжали править в Египте и в соседних землях династии Айюбидов до прихода египетских мамлюков в 1250 году.
ВО, Вениамин Ключ