Швеция была традиционным соперником Руси-России на Севере Европы. Даже после того, как Российское государство сокрушило Шведскую империю в Северной войне 1700-1721 годов, шведы развязали ещё несколько войн. Стремясь вернуть утраченные в результате Северной войны земли (Эстляндию, Лифляндию, Ижорскую землю, Карельский перешеек), шведское правительство решило воспользоваться неустойчивым положением регентши Анны Леопольдовны (1740–1741) и 24 июля (4 августа) 1741 объявило войну России. Но русская армия и Военно-морские силы действовали успешно, и шведы были разбиты. В мае 1743 года Швеция вынуждена была пойти на заключение 16 (27) июня прелиминарного Абоского мира (он был окончательно согласован 7 (18) августа), по которому шведы уступили России юго-восточную Финляндию.
Следующая война началась в 1788 году. Шведский король Густав III решил воспользоваться тем, что основная часть русской армии воевала с Османской империей (русско-турецкая война 1787—1792 годов) и выдвинул Екатерине II ультиматум, требуя вернуть Швеции земли, утраченные в первой половине 18 столетия. Дипломатическую поддержку Швеции оказали Пруссия, Голландия и Англия, обеспокоенные успехами русского оружия в войнах с Турцией. Швеция заключила союз с Османской империи. Но, русские вооружённые силы успешно отбили атаки врага, нанесли шведам ряд поражений. Швеция стала искать мира. Петербург, связанный войной на юге, не стал выдвигать территориальных претензий - 3 (14) августа 1790 был заключён Верельский мир, подтвердивший условия Ништадтского и Абоского договоров.
В дальнейшем Россия и Швеция были союзниками в борьбе с Францией. Король Густав IV Адольф (правил Швецией в 1792—1809 годах) был враждебно настроен по отношению к французской революции и первоначально ориентировался в своей внешней политике на Россию. Шведский король мечтал с русской помощью получить Норвегию. Ещё в 1799 году в Гатчине была подписана русско-шведская конвенция о взаимопомощи, и только резкий поворот политики Павла в отношении Франции, не позволил Швеции вступить в войну с Францией. Швеция в 1800 году подписала антибританскую конвенцию, которая должна была воспрепятствовать проникновению Англии в Балтийский регион. После гибели Павла, Россия помирилась с Англией, за ней последовала и Швеция. Швеция присоединилась к третьей антифранцузской коалиции (1805 год), а затем и к четвёртой (1806-1807 годы). Осенью 1805 года шведская армия была отправлена в Померанию, но военные кампании 1805—1807 годов закончились полной неудачей для врагов Франции. Тем не менее, шведский король и даже после Тильзитского мира 1807 года не порвал с Лондоном, продолжив антифранцузскую политику. Это испортило русско-шведские отношения.
Русско-шведская война 1808—1809 годов
По условиям Тильзитского договора Россия должна была оказать на Швецию воздействие, чтобы шведское правительство присоединилось к континентальной блокаде Англии. Несмотря на длительные переговоры - Александр I предложил шведскому королю Густаву IV своё посредничество для примирения его с французским императором, дипломатическим путём проблему решить не удалось. Англичане оказали больше давление на Швецию. 7 ноября Россия объявила войну Британии, как союзник Франции и из-за нападения англичан на Данию. Реальных боевых действий между Англией и Россией не было, но Лондон смог сделать своим инструментом Швецию. Для войны с Россией британцы выделили Швеции военную субсидию - в 1 млн. фунтов стерлингов ежемесячно, пока идёт конфликт с русскими. Кроме того, стало известно, что Швеция готовится помогать Британии в войне с Данией, стремясь отвоевать у датчан Норвегию. С Данией Россию связывали союзнические отношения и династические связи. Наполеон также подталкивал Россию к войне и даже сообщил русскому послу, что согласен на то, чтобы Петербург приобрел себе всю Швецию, включая Стокгольм.
Все эти обстоятельства дали русскому императору Александру I повод к захвату принадлежащей шведской короне Финляндии, с целью обеспечения безопасности Петербурга от близкого соседства враждебной к России державы.
На границе с Финляндией к началу 1808 года была сосредоточена 24 тыс. армия под командованием Фёдора Буксгевдена. В феврале-апреле 1808 года русская армия овладела всей южной, юго-западной и западной Финляндией. 16 (28) марта 1808 император Александр I издал манифест о присоединении Финляндии к Российской империи. Российский император обязался сохранять её прежние законы и сейм и дать статус Великого княжества. 26 апреля капитулировал Свеаборг: в плен попало 7,5 тыс. человек, было захвачено более 2 тыс. орудий, огромные военные припасы, свыше 100 кораблей и судов.
В конце апреля 1808 года шведская армия предприняла контрнаступление из района Улеаборга и разбила русский авангард у деревни Сийкайоки, а затем отряд Булатова у Револакса. Шведы отбили Аландские острова и остров Готланд, которые русская армия захватила в начале войны. В середине мая на помощь к шведам прибыл 14 тыс. вспомогательный английский корпус и британская эскадра. Но Густав IV и британское командование не смогли договориться на счёт плана общих действий, и англичане вывезли войска в Испанию. Правда, оставили Швеции свою эскадру. В июне Фёдору Буксгевдену пришлось отвести войска в южную Финляндию на линию Бьернеборг – Таммерфорс – Санкт-Михель. В начале августа граф Николай Каменский возглавил новое наступление русских сил: 20-21 августа (2-3 сентября) шведы были разбиты у Куортане и Салми, а 2 (14) сентября в сражении при Оровайсе. 7 (19) октября Каменский заключил со шведским командованием Паттиокское перемирие. По его условиям шведы оставили Эстерботтен и отступили за р. Кемийоки, а русские войска заняли Улеаборг.
Александр не утвердил перемирие и заменил Буксгевдена на генерала от инфантерии Богдана Кнорринга. Новый главнокомандующий получил приказ перейти по льду Ботнического залива на шведский берег.
В это время в Швеции назрел внутриполитический кризис: война не была популярна в обществе. Несмотря на неудачи, Густав IV Адольф упорно отказывался от заключения перемирия и созыва риксдага. Король лично ввёл непопулярный военный налог и к тому же оскорбил десятки гвардейских офицеров из знатнейших семей, разжаловав их в армейские офицеры. В Швеции созрел заговор и 1 (13) марта 1809 Густав IV Адольф был свергнут. 10 мая риксдаг лишил Густава и его потомков права занимать шведский престол. Новым королём риксдаг провозгласил герцога Зюдерманландского – он получил имя Карла XIII.
В это время русские пошли в новое наступление: корпуса Петра Багратиона и Михаила Барклая де Толли совершили переход по льду Ботнического залива из Финляндии в Швецию. Силы Багратиона заняли Аландские острова, вышли к шведскому побережью и захватил Грислехамн в 80 км к северо-востоку от Стокгольма. Войска Барклая де Толли, достигнув берегов Вестерботтена, заняли Умео. Одновременно северный корпус Павла Шувалова форсировал Кемийоки, взял Торнио, перешел шведско-финскую границу и принудил к капитуляции значительные силы врага - Каликскую (северную) шведскую группировку. 7 (19) марта новый главнокомандующий Кнорринг пошёл на Аландское перемирие, он согласился вывести русские войска со шведской территории. Но, 19 (31) марта оно было аннулировано русским императором.
В начала апреля на место Кнорринга был назначен Барклай-де-Толли. В апреле русские войска начали наступление в Северной Швеции, в мае вторично захватили Умео, а в июне разбили шведские силы, которые прикрывали подступы к Стокгольму. Это заставило шведов пойти на мирные переговоры.
5 (17) сентября во Фридрихсгаме был подписан мирный договор. Согласно этому соглашению Россия получила Аландские острова, Финляндию, Лапландию до рек Торниойоки и Муониоэлье. Швеция разрывала союз с Британией, вошла в систему континентальной блокады и закрыла свои порты для английских судов.
Дальнейшие русско-шведские отношения
Карл XIII официально правил до 1818 года, но он страдал от слабоумия и реального влияния на политику не оказывал. Все реальные властные рычаги были в руках шведской аристократии. В 1810 году наследником бездетного короля был избран маршал французской армии Жан Бернадот (Бернадотт). Бернадот был усыновлён королём Карлом и стал регентом, фактическим правителем Швеции.
Это события стало неожиданным для Европы. Французский император встретил его холодно, отношения с маршалом были испорчены его независимой политикой. В России были обеспокоены тем, что риксдаг принял такое поспешное решение, избрав регентом французского маршала (в это время отношения с Францией портились). Кроме того, Швеция объявила войну Англии. Появились опасения, что мы получили на северо-западных рубежах страну-союзника Наполеона. Но, эти опасения не оправдались. Бернадот относился к Наполеону весьма сдержанно и проявил стремление установить с Россией добрососедские отношения. Регент Швеции предложил России заключить союз. «От сохранения России зависит будущая участь всех нас», говорил полководец. Петербург был также заинтересован в мире на своих северо-западных границах. В декабре 1810 года в Швецию для переговоров с Бернадотом прибыл А. И. Чернышев. Он изложил позицию Александра. Отпуская Чернышева, Бернадот сказал ему: «Скажите его величеству, что с прибытием моим в Швецию я сделался совершенно человеком севера, и уверьте его, что он может смотреть на Швецию, как на свой верный ведет» (ведет – передовой охранный отряд). Швеция за свою благожелательную позицию к России, рассчитывала помощь в присоединении Норвегии, которая стремилась освободиться от датской зависимости. Русский император обещал содействие в этом деле.
Политика Бернадота опиралась на интересы аристократических кругов. Первоначально они ожидали, что Наполеон поможет вернуть Финляндию. Но, требование Парижа начать войну с Британией и ввод финансовых поборов в пользу Франции, привели к усилению антифранцузских настроений. К тому же Наполеон не выразил стремления отдать Швеции Норвегию.
Бернадот просил облегчить условия континентальной блокады и уменьшить финансовые поборы. В начале 1811 года регент предложил Парижу заключить договор, который бы предусматривал нейтралитет Швеции в случае войны России и Франции. Французский император поручил послу Франции в Швеции Алькье начать переговоры об участии Швеции в войне с Россией. Но эти переговоры не привели к положительному результату. В начале 1812 года в столицу Российской империи прибыл шведский посланник Левенгельм. Одновременно Россия направила в Стокгольм генерала Петра Сухтелена. Он должен был договориться об отправке русского вспомогательного корпуса в Швецию и начать переговоры с Лондоном (посланник Британии Торнтон тайно прибыл в Швецию для переговоров с Россией). В инструкциях, которые были даны Сухтелену, содержался и «Великий план соединения славян». Англия должна была поддержать этот план: 1) действиями своих Военно-морских сил на Балтийском и Адриатическом морях; 2) поставкой оружия, военных припасов для славян и немцев-дезертиров из армии Рейнской конфедерации; 3) финансированием славянского и немецкого движения, которое было должно нанести удар по союзной Наполеону Австрии и французским Иллирийским провинциям. Начался процесс создания VI антифранцузской коалиции.
Французский император, узнав о переговорах России со Швецией, отдал приказ Даву оккупировать шведскую Померанию. В конце января 1812 года французские войска заняли Померанию.
Переговоры между Швецией и Россией продолжались до конца марта 1812 года. 24 марта (5 апреля) был заключён антифранцузский союз двух держав. В это же время шли переговоры о предоставлении финансовых субсидий британцами Швеции – Лондон присоединился к союзу летом. Шведский риксдаг утвердил этот договор. Обе державы гарантировали границы друг друга. Петербург обязался содействовать Швеции в присоединении Норвегии. Швеция была должна выставить 30 тыс. армию под командованием Бернадота, Россия присоединить к ней 15-20 тыс. вспомогательный корпус. Эти силы планировали использовать в Норвегии, а затем высадить их в Германии.
В дальнейшем русско-шведский союз был подтверждён во время августовских переговоров Або. Была подписана конвенция, по ней Россия предоставляла Швеции заём в 1,5 млн. рублей. Петербург вновь подтвердил свою готовность оказать помощь шведскому правительству в присоединении Норвегии.
Накануне вторжения «Великой армии» Наполеона в Россию шведское правительство предложило Петербургу объединить Военно-морские силы и закрыть доступ французским кораблям в Балтийское море. Русское правительство согласилось на эту меру, и предложила ещё одну – высадить в Померании русско-шведскую 45 тыс. десантную армию. Россия начала готовить десантные силы: десантный корпус под командованием Фаддея Штейнгеля сосредотачивали в Свеаборге, Або и на Аландских островах. Но союзники России – Швеция и Англия, оказались не готовы к такой смелой операции и она не состоялась.
Таким образом, в преддверии войны с Французской империей, Россия смогла не только укрепить северо-западные рубежи (присоединив Финляндию), но и приобрести в лице Швеции союзника. Это позволило не бояться удара с севера и высвободить значительные силы с северо-западных рубежей, использовав их в тех областях, которые попали под удар грозного врага.
topwar.ru