Виталий Аверьянов
к.ф.н., научный сотрудник Института философии РАН
к.ф.н., научный сотрудник Института философии РАН
Среди множества либеральных мифов, в той или иной мере овладевших сегодня массовым сознанием, можно выделить разряд россказней, касающихся расовых и этнологических вопросов. Среди них можно встретить такие избитые штампы как “не бывает плохих наций”, “все расы равны” и так далее. При сколько-нибудь пристальном рассмотрении не выдерживает никакой серьезной критики ни один из этих мифов, в том числе и твердящий, что, де, “никакого русского народа не существует, русские давно перемешались с татарами, сегодня невозможно определить, кто русский, а кто нет” и далее в том же духе.
О расовой чистоте русского населения было написано множество научных работ. Первой среди них нужно упомянуть монографию выдающегося русского антрополога, основоположника отечественной академической школы Анатолия Петровича Богданова (1834-1896) “Антропологическая физиогномика” (М., 1878), в которой автор ставил задачу теоретического обоснования понятия “характерные русские черты лица”. Объединив и синтезировав данные антропологии и психологии и наложив их на описание идеального русского национального типа из фольклора в совокупности с исконной русской моралью, А. П. Богданов пришел к однозначному выводу о северном происхождении русского народа.
О расовой чистоте русского населения было написано множество научных работ. Первой среди них нужно упомянуть монографию выдающегося русского антрополога, основоположника отечественной академической школы Анатолия Петровича Богданова (1834-1896) “Антропологическая физиогномика” (М., 1878), в которой автор ставил задачу теоретического обоснования понятия “характерные русские черты лица”. Объединив и синтезировав данные антропологии и психологии и наложив их на описание идеального русского национального типа из фольклора в совокупности с исконной русской моралью, А. П. Богданов пришел к однозначному выводу о северном происхождении русского народа.
“Мы сплошь и рядом употребляем выражения: это чисто русская красота, это вылитый русак, типично русское лицо. Может быть, при приложении к частным случаям этих выражений и встретятся разногласия между наблюдателями, но, подмечая ряд подобных определений русской физиогномии, можно убедиться, что не нечто фантастическое, а реальное лежит в этом общем выражении русская физиогномия, русская красота. Это всего яснее выражается при отрицательных определениях, при встрече физиогномий тех из племен, кои исторически сложились иначе, например, инородцы, и при сравнении их с русскими. В таких случаях, нет, это не русская физиогномия, звучит решительнее, говорится с большим убеждением и большей убежденностью. В каждом из нас, в сфере нашего “бессознательного” существует довольно определенное понятие о русском типе, о русской физиогномии”.
Свои выводы А.П.Богданов счел уместным проиллюстрировать решительными словами русского этнографа и историка Н. И. Надежина, сказавшего еще в 1837 году: “Физиогномия Российского народа, в основании Славянская, запечатлена естественным оттенком северной природы. Волосы русые, отчего в старину производили самое имя Руси”. Таким образом, название Руси и русского народа имеют древнейшее сугубо расово-антропологическое происхождение, восходящее к главному признаку северной расы – русым волосам.
Академик В.П.Алексеев выделял крайнюю степень морфологического сходства всех краниологических серий современного русского народа. Все локальные местные варианты отклоняются весьма незначительно от единого расового типа, распространенного на огромной территории от Архангельска до Курска и от Смоленска до Пензы. Исследователь Т.И.Алексеева свидетельствует: “По окраске волос и глаз суммарный русский тип отклоняется от центрального западноевропейского варианта. В русских группах доля светлых и средних оттенков значительно повышена, доля темных, напротив, снижена”. Вновь и вновь подтверждается концепция о нордической расовой основе русского народа.
Другой мэтр отечественной науки В.Е.Дерябин в статье “Современные восточнославянские народы” пишет: “При сравнении же средних значений антропологических признаков для народов Европы и для русских выяснилось, что они по многим расовым свойствам занимают среди европейцев центральное положение. Это наблюдается по длине тела, размерам головы и ее форме, высотным и широтным размерам лица и их соотношениям. Иными словами, по многим признакам русские являются самыми типичными европейцами. По пигментации глаз и волос русские в целом оказались светлее среднего европейского типа”. Так, согласно вычислениям В.Е.Дерябина, светлые глаза (серые, серо-голубые, голубые и синие) у русских встречаются в 45%, тогда как средний уровень для зарубежной Европы – только 35%. Темные же глаза (темно- и светло-карие) встречаются у 5% русских, тогда как у населения Европы – в среднем 45%. Темные волосы у русских встречаются в среднем в 14% случаев, тогда как у населения зарубежной Европы – в 45%. Не подтвердилось и расхожее мнение о “курносости” русских. Так, у них в 75% случаев встречается прямой профиль носа.
Известно, что одним из характерных признаков монголоидности на территории Евразии является присутствие эпикантуса (складка у внутреннего угла глаза человека, образованная кожей). В группах типичных монголоидов у взрослых эпикантус встречается очень часто – в 70-95%. Среди более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужчин эпикантус был обнаружен всего в 12 случаях, причем, наблюдался в зачаточной форме. В. Е. Дерябин приходит к заключению: “Таким образом, русские по своему расовому составу – типичные европеоиды, по большинству антропологических признаков занимающие центральное положение среди народов зарубежной Европы и отличающиеся несколько более светлой пигментацией глаз и волос. Следует также признать значительное единство расового типа русских по всей европейской России”.
Еще в 19 веке А.П.Богданов методами исторической этнографии доказал, что колонизация Сибири в принципе не могла оказать на русский народ пагубного влияния. Расовое смешение прежде всего не могло иметь места по причине разницы пропорций этносов, приходивших в соприкосновение, а также из-за кардинального различия в их биологической стратегии выживания. С началом колонизации огромные массы расово однородного русского населения хлынули на территории, заселенные разноплеменными аборигенами, не имевшими ни расовой, ни политической консолидации. Численный перевес, скоординированность действий, агрессивность отличали действия русских. Русские колонизаторы, прокатываясь, волна за волной по бескрайним просторам Евразии, неизбежно увеличивали процент нордической крови в местном населении от поколения к поколению, в точном соответствии с законами Менделя. Административная и судебная системы во вновь колонизируемых областях, сам характер хозяйственной деятельности, а также русская православная церковь многократно усиливали процесс русификации коренного населения, не только в культурном отношении, но и в антропологическом.
Влияя на чужую кровь, русские при этом берегли свою, так как их женщины и дети оставались в метрополии. Несколько веков такого “интернационального миролюбия” смыли почти все остатки расово-этнической самобытности автохтонов с гигантских территорий. “Государев человек”, купец и православный священник великолепно дополняли друг друга, координируя действия военных отрядов, экономических факторий и церкви, что позволяло держать под контролем местное разрозненное население. Кроме того, исконная русская мораль была цементирующим фактором, делавшим стремительную ассимиляцию населения Сибири необратимой.
А.П.Богданов пишет: “Может быть, многие и женились на туземках и делались оседлыми, но большинство первобытных колонизаторов было не таково. Это был народ торговый, воинственный, промышленный, заботившийся зашибить копейку и затем устроить себя по своему, сообразно созданному себе собственному идеалу благополучия. А этот идеал у русского человека вовсе не таков, чтобы легко скрутить свою жизнь с какою-либо “поганью”, как и теперь еще сплошь и рядом честит русский человек иноверца. Он будет с ним вести дела, будет с ним ласков и дружелюбен, войдет с ним в приязнь во всем, кроме того, чтобы породниться, чтобы ввести в свою семью инородческий элемент. На это простые русские люди и теперь еще крепки, и когда дело коснется до семьи, до укоренения своего дома, тут у него является своего рода аристократизм. Часто поселяне различных племен живут по соседству, но браки между ними редки, хотя романы часты, но романы односторонние: русских ловеласов с инородческими камеями, но не наоборот”.