|
||
Известный журналист Максим Кононенко (т.н. Мистер Паркер - Ю.Б.) проделал интересную работу, собрав и прокомментировав все аргументы, упоминаемые при обсуждении, как он выразился, «дела Ленина». Спор рождает только спор. Истина появляется на свет при других обстоятельствах. Аргументы направлены только на то, чтобы пополнить информационное пространство: мнение собеседника или читателя, погруженное, как айсберг, в пучину собственного жизненного опыта, склада ума, образования или его отсутствия, дрейфует медленно, влекомое глубинными течениями. Я знавала случаи, когда люди, погрузившись в изучение архивов, полностью меняли свой взгляд на историю, но это, надо заметить, были не атеисты. Мне всегда любопытна непоследовательность безбожников. Казалось, если ты не допускаешь существования иного мира и иного суда, то тем более тебя должно волновать земное воздаяние по заслугам и щепетильное отношение к тому, что и как задерживается в людской памяти. В этом смысле понятна логика большевиков с их тасканием туда-сюда трупов и умножением таковых. Современный же атеист как бы замер в безвоздушном пространстве: не ставить, не сносить, не выносить, стоять — не двигаться. Там же, в безвоздушном пространстве, висят и его аргументы. Как, впрочем, и любые другие. Потому что выбираем мы всегда сердцем, и я не шучу и даже не ёрничаю: главный аргумент, на который никто не сможет мне возразить, у меня один — мне противно! Ну а остальные — это для первокурсника. 1. Ленин — не христианин. Его дело. Тем более что в настоящий момент он уже получил все разъяснения на сей предмет. Мы — христиане и должны по-христиански относиться, к примеру, к способам погребения граждан. 2. Могила Неизвестного солдата. Ну, это обычный советский прием — перебросить тему на предмет, который априори закрыт для обсуждения. Как! Покусились на святое! Все заткнулись и встали по стойке смирно. И пропадает за кадром, что никто и не покушался. А главное, что это абсолютно другая тема. Ничто, кроме географической близости, два этих захоронения не связывает, и даже заядлый ленинист согласится, что здесь дело не в географии. 3. А как же русские князья в саркофагах? Думаю, даже атеисты знают, что в Архангельском соборе, как и любом другом, на освещенной земле хоронили православных по обычаю и традиции. Никой параллели с варварским — в техническом смысле слова (мавзолей — из азиатской системы координат, глицерин — из египетской, туристы у входа — из современной, массовой) — найти невозможно. 4. О туристической привлекательности трупов. Куда ходят туристы — это их вольная воля. 5 и 6. Про мумии. Если рассмотреть Ильича под этим углом и отвести ему местечко под стеклянной витриной рядом с египетским фараоном как иллюстрацию сравнительных методов бальзамирования? Может быть… 7. Каток на кладбище. Еще один любопытный пример непоследовательности атеистического сознания. Если это для вас значимо, типа мемориальное кладбище, роль в истории, то тем более обнеси забором и рыдай, как на Пер-Лашез, например. Если же катаются на коньках вокруг дорого вам трупа — обидно за равнодушие катающихся. Но нет, это же безвоздушное пространство: нам плевать, но пусть лежит. 8, 9 и 10. Чего хотел Ленин? Личные пожелания Ленина, его жены и других родственников. Пусть кто-нибудь другой разбирается в хаосе представлений о жизни и смерти в этом клане. 11. Труп Кононенко. Сильно. Не каждый готов размахивать в споре не только кулаками, но и собственным трупом. Однако замечу, сколь бы ни был равнодушен уважаемый коллега к способу его личного погребения, москвичам и гостям столицы, кроме разве особо любознательных, может не понравиться, если посреди Красной площади будет валяться неубранное тело выдающегося мастера пера. 12. Сравнение со святыми мощами. Не повторяя, что нетленные мощи существуют и почитаются в рамках христианской традиции, замечу только, что лицезрение их не навязывается нисколько атеистам и не входит в сонм символов нашего светского государства. Существование на центральной площади страны мумифицированного персонажа, чьи идеи разделяются крохотной кучкой последователей, навязывается как часть образа всей, давно не коммунистической, стране. 13. Состояние тела пусть исследуют специалисты-египтологи в предназначенных для этого заведениях. 14. Вдруг нас без мавзолея ЮНЕСКО вычеркнет? Когда это мы боялись выпасть из каких-то там списков? 15. Грозный как аналог. Опять «гражданин соврамши». Иван Грозный, который «косил» людей в советский учебниках и по объему содеянного не годится Ильичу даже глицерин подносить, похоронен не на Красной и не на Соборной площади, а в храме, по православному обычаю. На роль символа не претендует, политических дебатов избегает. 16. Давайте, как в правовом государстве. «Еще один пример так называемой лжи». Если обращаться к закону «О погребении...», то в нем обсуждаемый способ, а именно бальзамирование с последующим выставлением на всеобщее обозрение, не представлен. 17. Как именно хоронить? Примеров похорон руководителей советского государства много. Помню, был период, когда наблюдали почти без перерыва. Есть и пример перезахоронения Сталина. Более чем скромный. 18. Как стать миллионером? Любой из нас, не сходя с места, найдет способ использовать миллион бюджетных рублей на более жизнеутверждающие цели. 19. Про прогулки вокруг мавзолея см. №7 20. О символизме. На единственный содержательный аргумент, приведенный в виде цитаты из А.Чадаева, контраргумент не присутствует. Присутствует страх: опять не выйдет, снова не получится, будет, как всегда: трупы, живые и мертвые, и запуганные советские люди. Голову под одеяло, окно закрыть, двери забаррикадировать и не сносить, не ставить, не выносить… Да, хорошо над нами поработали товарищи с глицерином. Любой желающий может начать с первой строчки и найти контр-контраргументы, в которых он не согласится ни со мной, ни с господином Кононенко. И это, как правильно подметил уважаемый коллега в своей биографической справке на сайте, не будет ничего значить. Потому что нас разделяют не мнения, а чувства. У упомянутого уже Чадаева — желание вырвать застрявшую в мертвечине ногу, у меня — чувство брезгливости, кое у кого, не поверите, — потребность действия. А в безвоздушном пространстве безразличия болтают ногами те, кому плевать и на юных конькобежцев в шапочках с помпонами, выписывающих круги вокруг покойника, и на бумажки из ЖКХ, и на слова, которые они сами произносят.
Елена Зелинская |