Русское Движение

Император великой нравственной силы

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

 

Император великой нравственной силы

"Закат династии Романовых" — эти слова стали уже привычными, и мы порой повторяем их, не задумываясь. Но если вникнуть в настоящую, а не придуманную русскую историю, понимаешь, что, напротив, династическая ветвь со смутной эпохи дворцовых переворотов все выпрямлялась, тянулась вверх. Мы видим неизменное восхождение — от западнических идеалов Петра, от раннего "вольтерьянства" Екатерины Великой к укоренению в сознании русских самодержцев идеала самобытности Святой Руси, неповторимости ее исторического пути.

Поражает величием своим и грандиозностью фигура монарха, образ которого до сего времени выстраивался, увы, из сплетен и анекдотов. А ведь когда-то о нем писали: "Великая нравственная сила, обаянием которой удивлен и покорен весь мир"… Март-месяц связан с двумя датами в жизни государя императора Александра III Александровича: 11 марта 1845 года он появился на свет, 15 марта 1881 года — взошел на российский престол.

"Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама. Никто из гувернеров не имел на меня никакого влияния, никого из них я не любил (кроме Б. А. Перовского, да и то позже); ничего они не могли передать мне… Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру, и церковь. Сколько бывало разговоров, самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения…" — эти слова написал не кто иной, как император Александр III.

Его "Мама", Великая княгиня, а впоследствии императрица Мария Александровна, принадлежала к тем натурам, чья душа, по выражению фрейлины Анны Тютчевой, "принадлежит монастырю": "Ее хорошо можно было представить себе под монашеским покрывалом…" Под ее влиянием будущий великий русский царь вырос хорошим человеком и хорошим христианином.


Родился государь Александр III в 1845 году. Двумя годами раньше на свет появился его брат Николай. Этот мальчик, которого домашние звали Никс, с раннего детства свыкся с мыслью, что он — будущий император. Александр же о престоле никогда не думал. Хотя, конечно, отлично понимал с младенчества, чей он сын и какие обязанности это на него налагает. Когда в Павловске проходило открытие памятника императору Павлу I, его правнук, пятилетний Саша, в мундирчике лейб-гвардии Павловского полка, стоял с крохотным ружьем в почетном карауле у пьедестала. Принимал мальчик участие и в других официальных торжествах.

Уже в детстве Александр виделся всем человечком серьезным, спокойным, основательным и до невозможности правдивым и прямым в словах и поступках. Его отец, Александр Николаевич, тоже никогда не отличался лицемерием и фальшью, но уже в шесть-семь лет непринужденно, с милой естественностью демонстрировал изысканность и любезность светского поведения, радуя отца и восхищая окружающих. Никс был в этом смысле сыном своего отца, Саша — нет. С ранних лет и до последних этикет тяготил его, и даже став императором, Александр III не избавился от привычки говорить, что думает, и делать то, что считает должным. "Он никогда не понимал, почему черное нельзя назвать черным, а белое — белым, — пишет исследователь жизни Александра III А. Боханов. — Так до конца жизни его душа и не приняла светских условностей, придворного "политеса" и притворства, аристократического "бонтона".

В этом был его особый шарм, этим он неизменно привлекал сердца. В сочетании с чуткой душой, добрым сердцем и врожденным чувством справедливости прямота Александра Александровича была замечательным дополнением к сложившемуся в народе образу былинного богатыря. Он возродит старую традицию — будет носить бороду, первый из царей после Петра-преобразователя. Не любя пышных дворцов, будет подолгу жить в Гатчинском замке, когда-то принадлежавшем Павлу I. И не в парадных комнатах, а в скромных антресольных, с невысокими потолками.

Таким Александр Александрович был и в детстве, именно в силу своей натуры никогда не стремился к удобствам и комфорту, и ему нравилось преодолевать физические трудности. Хотя вообще увлечение роскошью в том, что касалось семейного быта и домоустройства, никогда не было присуще Романовым.


Пишут, что второй внук Николая I учился с ленцой, но, похоже, он просто не понимал, зачем тратить силы на нелюбимые предметы, когда эти же силы с усердием можно вложить в занятия, к которым лежит сердце. Видимо, нелюбимые дисциплины Саша считал излишествами, нарушавшими его понятия о четкости и порядке — излишеств он не любил никогда и ни в чем. Став властителем России, так и не научился понимать, зачем ему, русскому царю, разговаривая с русскими людьми, объясняться по-иностранному — и не делал этого, неизменно нарушая этикет. Но французский язык Александр любил, владел им свободно и писал на нем письма родным начиная с восьми лет. Еще любил Закон Божий, географию, историю и рисование.

Историю ему преподавал не кто иной, как Сергей Михайлович Соловьев. В юности Александр Александрович будет увлекаться сочинениями Лажечникова, талантливого беллетриста, и напишет любимому писателю: "Я всегда был того мнения, что писатель, оживляющий историю своего народа поэтическим представлением ее событий и деятелей в духе любви к родному краю, способствует оживлению народного самосознания и оказывает немаловажную услугу не только литературе, но и целому обществу".

Известно, что Александр III, при всей серьезности своей и основательности, был человек с большим чувством юмора, обожал пошутить и повеселиться. И в детстве он предпочитал игры шумные, резвые, веселые. Его отец, будущий император Александр II, несмотря на огромную занятость, с удовольствием играл и веселился со своими детьми. Впрочем, возможно, что лучше всех понимал маленького Сашу его дед, Николай I. Александр нравом более походил не на отца, а на деда, который очень тепло и ласково относился к внуку и звал его "Саша-богатырь". Лучшее прозвание трудно было придумать для этого немалого ростом, сильного, смелого, откровенного ребенка. Очень радовался Саша и подаркам деда — лошадке-качалке, сабле, ружью… Николай Павлович знал, чем угодить своему "богатырю".

Впоследствии выявится еще одна черта, роднившая Александра III с Николаем I — если Николая Павловича называли "Дон-Кихотом Самодержавия", то внук его, являя собой тип не средневекового рыцаря, но былинного богатыря, был предан идее самодержавия по-дедовски беззаветно и неколебимо. Именно в этом мальчике, в котором никто не видел будущего царя, который не блистал дарованиями своего старшего брата, уверенно развивались качества, позволившие ему надолго задержать Россию в ее падении в пропасть…


Не думая о престолонаследии, Александр Александрович и не помышлял, что Господь ведет его своими путями. Его лучший друг, брат Николай, пленился очаровательной и веселой датской принцессой Дагмарой, доброй, искренней и славной. Она ответила ему взаимностью и охотно согласилась стать женой наследника русского престола. Наступила идиллия. Николай писал Александру о своей возлюбленной: "Если бы ты ее увидел и узнал, то, верно, полюбил бы, как сестру".

Но неожиданно идиллия завершилась трагедией. Заболев, молодой наследник престола умирает. Перед смертью он протянул руку своему любимому брату со словами: "Славный человек". Безутешны родные, безутешна юная принцесса Дагмара. Александр запишет в дневнике: "…Никто не подумал, чего я лишился: брата, друга, и что всего ужаснее — это его наследство, которое он мне передал… Но Бог подкрепил меня и дал сил приняться за новое мое назначение. Может, я часто забывал, в глазах других, мое назначение, но в душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других: тяжелая и трудная обязанность. Но, да будет воля твоя, Боже. Эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают всегда, потому что все, что ни случится, все это воля Божия, и потому я спокоен и уповаю на Господа!…"

Общая потеря сблизила его с Дагмарой, которую Александр, сам безутешный, горячо жалел. Нередко можно встретить утверждение, что ставший наследником престола Александр женился на невесте рано умершего любимого брата, исполняя долг. Собственно, в некотором роде так оно и было. Но все же, читая переписку юного Александра Александровича и его невесты, можно убедиться в том, что неожиданно даже для самих молодых людей между ними, сосватанными по политическим мотивам, вспыхнуло весьма пылкое и сильное чувство. Подтверждений тому, что брак государя Александра III был счастливым до донца жизни обоих супругов, множество. В частности, об этом свидетельствовала их младшая дочь, великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова. "Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливого брака нельзя было и пожелать, — вспоминала она. — Они превосходно дополняли друг друга".

Принцесса Дагмара, в православии Мария Федоровна, ощущала себя в высшем обществе очень естественно, это была воистину светская дама, блестящая великая княгиня, а впоследствии — российская императрица. Она вела активную жизнь, покровительствовала российскому Красному Кресту, ее боготворили в войсках.


Это была яркая, незаурядная личность, обладавшая огромной нравственной силой, которая проявилась, например, при железнодорожной катастрофе в Борках. Во время страшного испытания, убедившись, что муж и дети невредимы, императрица Мария Федоровна, не обращая внимания на собственные сильные порезы и ушибы, ободряла пострадавших, резала свое нижнее белье на бинты и до тех пор не села во вспомогательный поезд, пока в него не были посажены все раненые и погружены убитые.

С присущей ей силой воли Мария Федоровна пережила сокрушительные удары судьбы — крах империи, смерть сыновей и внуков, потерю для себя России, в которой она прожила 52 из 81 года своей жизни. Она скончалась в октябре 1928 года в пригороде Копенгагена, в бедности и одиночестве. Сохранились свидетельства, что она выражала желание быть похороненной рядом со своим любимым супругом, императором Александром III. Конечно, в то время осуществить подобное желание было невозможно, и останки императрицы Марии Федоровны упокоились в саркофаге, в усыпальнице датских королей, что в Роскельдском соборе Святого Йоргена. И все же предсмертная воля русской царицы исполнилась — спустя 78 лет…

Но все это будет потом. А сейчас, через месяц после венчания, Александр запишет: "Вот что значит Божия воля. Человек думает одно, а Бог совершенно иначе располагает нами. Не наше дело рассуждать, лучше или хуже было бы прежде или теперь! Теперь одного прошу я у Господа: это силу и бодрость на моем трудном пути и чтобы он благословил наш брак! Жена во многом мне может помочь, и я должен быть с ней, как только могу, в самых коротких и дружеских отношениях. Такую жену, какую я имею, дай Бог каждому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым".

За годы совместной жизни у Александра Александровича и Марии Федоровны родилось шестеро детей, из которых второй сын, Александр, умер в младенчестве. Старшему, Николаю, суждено было стать последним русским монархом.

Александр имел собственное представление о воспитании детей. "Мне фарфора не нужно, — такие слова вкладывает в его уста Илья Сургучев, автор книги о детстве императора Николая II. — Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это — самое мое первое требование". И, конечно же, воспитание чувства долга, особенно у наследника. Долг — превыше всего. Хотя, конечно, Александр Александрович уже прочувствовал тяжкое бремя этого долга. Да и обстановка была очень неспокойной: наступил разгул террора, и покушения на отца, императора Александра II, следовали одно за другим. И вот 1 марта 1881 года царь-освободитель становится жертвой террористов, он умирает, а потрясенный сын его должен суметь превозмочь свое личное горе. Отныне он — Александр III — император всероссийский.


Наверняка кто-то при имени Александра III вспомнит слово "контрреформы". Но вот что пишет А. Боханов: "Тяжелое наследство досталось царю Александру III. Он знал, что улучшения в различных областях жизни и государственного управления необходимы, они давно назрели, с этим никто не спорил. Знал он и то, что "смелые преобразования", как те, которые проводились в 60-70-е годы, часто порождали еще более острые проблемы… Дело надо вести по-другому, в том не сомневался Александр III. Перво-наперво следует не новые законы составлять, а добиться того, чтобы уже существующие соблюдались. Это убеждение созрело у него в те весенние дни 1881 года. Еще раньше, в январе, выступая на совещании у главного покровителя конституционалистов, брата государя Константина Николаевича, будущий царь определенно заявил, что "не видит необходимости навязывать России все неудобства конституционализма, препятствующего хорошему законодательству и управлению. Такое заявление было истолковано, как проявление "реакционных настроений".

Очень многие не могли простить этому монарху верности историческому самодержавию, как не могли простить ее и святому его сыну — Николаю II, которому отец завещал эту верность свято хранить.

29 апреля 1881 года появился высочайший манифест: "Посреди великой нашей скорби глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких поползновений".

Новый государь проявляет присущую ему твердость характера в деле об убийцах своего отца-императора, и впоследствии его не раз упрекнут в "жестокости" и "тоталитаризме". Но вот данные: за 13 лет правления Александра III было казнено 17 человек, имевших покушения на цареубийство, всего за антигосударственные деяния допрошено и задержано около четырех тысяч человек. Сравним с масштабом и мотивами репрессий в те времена, когда русским людям внушали ненависть ко всем русским царям, а про Александра III рассказывали, что он был "заядлым пьяницей", и никому не приходило в голову, что это чудовищная ложь.


Не было никакого "мракобесия" и "застоя" в царствование Александра III, при нем развивалась промышленность, процветали культура и искусство. Бюджет России к концу 80-х годов стал сбалансированным, что позволило через несколько лет перейти к введению золотого обращения. В небольшой статье, знакомя читателя с нравственным обликом монарха, мы не можем дать развернутую картину его политического управления, поэтому скажем кратко, что в его царствование, как пишется в "Иллюстрированной хронологии истории Российского государства" 1909 года издания, "Россия достигла высокой степени могущества и получила решающий голос во всех делах европейских и азиатских".

И далее: "В его царствование было сооружено много новых храмов, учреждены церковноприходские школы, введены судебные реформы в Прибалтийском крае… В 1882 году учреждение крестьянского банка, с помощью которого крестьяне могли бы приобретать земельную собственность; 1885 год — учреждение дворянского банка; в 1883 году отменена подушная подать, в 1890 году учреждена новая должность земских начальников, которые в своих руках соединили власть административную и судебную. В 1884 году введен новый университетский устав. Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса. Городу Дерпту возвращено его прежнее название Юрьева, и его университет преобразован из немецкого в русский. В 1888 году открытие университета в Томске… Учреждение четырехклассных Мариинских училищ и Ксениинского института. Великая Сибирская дорога заложена 19 мая 1891 года наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Особенное внимание было обращено на устройство войска: численность войска увеличена, сокращен срок службы солдат. Восстановлен Черноморский флот, для которого на верфях Николаева и Севастополя сооружено несколько броненосцев, построена целая флотилия миноносок. Внешняя политика Александра III — не вмешиваться в европейские дела. Он завязал дружественные отношения с Францией, парализовав таким образом замыслы тройственного союза".

Умер император Александр Александрович в Ливадии (Крым) в 1894 году. Ему не суждено было присутствовать на венчании своего старшего сына Николая с принцессой Алисой Гессенской, в православии Александрой Федоровной. Не суждено было увидеть и внуков, но их воспитание происходило в духе традиций покойного государя.


Марина Кравцова