Русское Движение

Боевые награды римских легионеров

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Многие историки считают, что ни в одной армии Древнего мира не было такой развитой системы боевых наград, как у римлян.


Во времена Республики у римлян существовали разные виды вознаграждения для отличившихся в бою воинов: оружие и украшения, снятые с поверженного врага, особые знаки воинской доблести, денежные премии. Распространены были также венки разного достоинства, флажки, ожерелья, браслеты, медали и особые копья, которые не применялись в бою.
Во времена Империи военные награды римляне стали делить на высшие и низшие. Флажки, венки и копья (за редким исключением) теперь являлись знаками отличия для высших военачальников, а солдат поощряли ожерельями и браслетами. Римские солдаты прикрепляли их на нагрудную часть панциря с помощью специальных кожаных петель.
Ожерелья и браслеты вручали отличившимся воинам (от рядового до центуриона) обычно парами и часто одновременно — и ожерелья, и браслеты. Изготовляли такие награды из разных металлов, а потом покрывали золотом или серебром. Среди браслетов преобладали плоские, широкие и в основном без всяких рисунков, но попадались и украшенные так называемым “змеиным узором”. Такие награды вручали только воинам, которые имели римское гражданство. Однако известны случаи, когда почетные ожерелья и браслеты вручали целым воинским частям, причем из вспомогательных войск, состоявших обычно не из граждан Римской империи.
Подробное описание всех римских наград оставил древнегреческий историк Полибий, живший во II веке до нашей эры. Он был поклонником римского государственного устройства и в своем труде “История” писал: “Если была какая-нибудь схватка и некоторые солдаты отличились в ней храбростью, консул созывает на сходку все войско и ставит подле себя тех солдат. Сначала он произносит похвальное слово о заслугах каждого воина, затем дарит солдату, ранившему неприятеля, копье; солдату, убившему врага и снявшему с него доспехи, дарит фиалу — диск, если он пеший, или фалеры, если он конный. Золотым венком консул награждает солдат, которые при взятии города первыми взошли на стену. Солдаты, удостоенные подобных наград, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть”.
В Древней Греции “фалара” первоначально означала блестящую металлическую бляху, украшавшую или укреплявшую шлем воина, потом их стали применять в виде застежки на воинских доспехах, а также для украшения конской сбруи. Изображения таких фалар встречаются на многих древнегреческих вазах, где изображены верховые или запряженные лошади.


Из древнегреческого языка “фалары”, видоизменившись в “фалеры”, перебрались на Апеннинский полуостров, где этрускам они стали известны уже в другом значении. В Древнем Риме в IV веке до нашей эры фалеры сначала являлись только знаком принадлежности к занимаемой должности: наряду с золотым кольцом (обручем) их использовали как знаки отличия сенаторской власти. Но вскоре фалеры становятся и военными наградами. Они были известны еще во времена Республики, но тогда ими награждали только конников. Когда Ганнибал захватил римский лагерь при Каннах, то добычу карфагенян составило “серебро, что находилось преимущественно на конских фалерах”.
Римские фалеры — это обычно большие и маленькие диски круглой или овальной формы, размером в диаметре от 4 до 7 сантиметров. Они были очень разнообразны по своему оформлению: гладкие и плоские, с шишечками посередине или расходящимися от центра концентрическими кругами. Их изготовляли из самых различных материалов (серебра или бронзы, часто позолоченной), драгоценных или полудрагоценных камней и даже из стекла. Такие награды ученым порой трудно бывает отличить от похожих на них бляшек, украшавших портупею солдат или конскую сбрую. На фалерах делали всевозможные изображения, особенно часто встречаются головы Медузы Горгоны, Марса, Минервы, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. Фалеры носили на груди: их полость заполняли смолой и с обратной стороны закрывали медной пластинкой, через которую пропускали проволоку. Проволока образовывала петельки в тех местах, где под прямым углом или по диагонали перекрещивались ремни, проходящие на груди или через плечи.
Особенно храбрые и заслуженные воины имели по нескольку фалер, которые выдавали легионерам не по одной, как медали в современных армиях, а целыми наборами из 5, 7 или 9 штук. Например, в музее города Майнца находится надгробие Кая Люция, знаменосца XIV легиона, и на нем изображены девять фалер вместе с двумя кольцами. В таком же порядке кольца и фалеры расположены на надгробной отеле римского легионера Кая Корнелия, выставленной в висбаденском музее. А в 1858 году в Германии была найдена круглая металлическая коробка, в которой лежало 9 фалер. Их обладателем был Флавий Фест — центурион XI легиона, имя которого было выгравировано на коробке и на одной из фалер с изображением Сатира.


Археологи раскопали множество надгробных памятников в развалинах военных лагерей на Рейне, в Англии, Голландии, Швейцарии и других странах. Изучив их, историки пришли к выводу, что фалеры (а также гривны и запястья) были низшими наградными знаками, которыми поощряли преимущественно солдат. Военачальникам же вручали венки и копья. Римский император Август, стремясь к популярности в широких солдатских массах, охотнее “раздавал фалеры, гривны и всякие золотые и серебряные украшения, нежели почетные венки за взятие стен и валов: на них он был крайне скуп”.
История Древнего Рима — это история побед римского оружия. Война была для римлян естественным состоянием, и деревянные двери храма бога Януса, располагавшегося в центре Форума, почти всегда были открыты в знак того, что сам бог выступил на помощь легионерам. Во время триумфов римский народ мог видеть свое войско во всем блеске. В “Истории” Тацита, например, так описывается триумфальное шествие солдат Вителлия во время гражданской войны 69-го года: “Центурионы, сверкая оружием и знаками отличия, шли каждый впереди своей центурии; фалеры и гривны солдат сверкали на солнце”.
Менее распространенными были фалеры из стекла, обычно темно-синего цвета. Не все историки считают их наградами. Если при археологических раскопках металлические фалеры обычно попадаются ученым в комплекте, то стеклянные встречаются реже, и чаще всего поодиночке, поэтому в настоящее время их известно чуть более 70 экземпляров. На стеклянных фалерах изображены мужские головы, не встречавшиеся на металлических, причем часто в сопровождении детей. Многие ученые склоняются к мысли, что на стеклянных фалерах изображали императоров и наследных принцев из династии Юлиев-Клавдиев с сыновьями, реже — их жен. Наиболее часто на стеклянных фалерах встречаются изображения императоров Тиберия и Клавдия (иногда с сыновьями), а также полководца Германика — любимца рейнских легионов, который, если бы не его внезапная кончина, стал бы преемником Тиберия.
Немалую роль в римских триумфах играл мирт. Сплетенным из него венком украшали героев за гражданские доблести или за войну без пролития крови. Венок этот назывался “corona ovalis” (от слова “ovus” — овца), так как при возложении его на голову героя обычно приносили в жертву овцу. Первым такую награду получил консул Постум Тубертус, победивший сабинянок. Но когда такой же венок поднесли Марку Крассу за победу над рабами Спартака, тот отклонил эту награду.
Красс и не пытался требовать большого триумфа за победу в войне с рабами, но даже и пеший триумф, называемый овацией, который ему предоставили, был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия. При таком малом триумфе полководец не ехал по улицам Рима, стоя в колеснице, запряженной четверкой лошадей, в лавровом венке и сопровождаемый звуками труб. Он шел пешком, в сандалиях, в венке из мирта, а сопровождали его флейтисты, так что триумфатор производил не столько боевое, устрашающее, сколько вполне мирное впечатление.
К тому же флейта считалась инструментом исключительно мирным, а мирт — любимым растением Афродиты, более всех других богов ненавидевшей насилие и битвы. Однако сенат не был удовлетворен столь ограниченным чествованием Красса и потому разрешил ему, учитывая заслуги в деле спасения отечества, быть увенчанным не миртовым, а лавровым венком.
Наградные венки Рима имели весьма четкую иерархию и внешний вид, установленный правилами. Каждый подвиг должен быть отмечен особым венком, число коих в Римской империи было довольно велико. Вначале венок был лавровый, потом его листья стали делать из золота, и у венка появились другие названия. Золотой венок (“corona aurea”) получали лишь триумфаторы. За ним шла “сorona obcidionalis”, которую сначала плели из цветов и травы, а затем стали изготовлять из золотых цветов и золотой травы. Этой наградой увенчивали тех, кто снял осаду с города или крепости. “сorona ziwika” из дубовых листьев вручали тому, кто в бою спас товарища. Наградой за морские подвиги была “Corona nawalis rostrata”, зубцы которой изображали нос корабля. К венкам полагались ленты, которые повышали достоинство награды.
Наградные венки не всегда венчали голову героя, иногда их носили на золотой цепи на шее. Вручали их не только полководцам или отдельным воинам, их мог получить целый легион или центурия. В таких случаях сигны воинских частей украшали не одной, а многими наградами. На сигне помещали венки, фалеры и другие знаки отличия легиона, а высшей наградой для него было пурпурное квадратное знамя, свисающее с перекладины шеста, увенчанного римским орлом.
На закате Римской империи стало обычным награждение воинов золотыми шейными цепями за оказанные императорам особые услуги. Например, римский историк Иосиф Флавий так писал о награждении императором Веспасианом военачальника Проба (I в.):
“Совершив уже в звании трибуна во время Сарматской войны при переходе через Дунай много подвигов, он получил в дар при всех, на сходке, четыре копья без наконечников, два венка за взятие валов, один гражданский венок, четыре знамени, два золотых браслета, одну золотую шейную цепь и одну чашу для жертвоприношений в пять фунтов”.

Надежда ИОНИНА