Русское Движение

"Окна ТАСС" - секретное оружие Красной Армии

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

Любая война — это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Любая война — это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Потому что уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны.

Именно в годы войны в нашей стране родился уникальный проект (как выразились бы сейчас), который собрал воедино лучших художников, писателей и поэтов того времени. Речь идет об “Окнах ТАСС” — серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны и отражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене.
По силе эмоционального воздействия на зрителей — а ими в первую очередь были бойцы действующей армии, работники оборонных предприятий, жители Москвы, Ленинграда, других городов нашей страны — плакатам тассовцев не было равных в ту пору. Уникальный синтетический жанр, совместивший в себе изобразительное искусство и искусство слова, он в полной мере соответствовал своему предназначению — зажигать людские сердца, вызывать в душе человека самые лучшие чувства, настраивать воинов на борьбу с захватчиками. “Окна ТАСС” в годы войны стали наиболее ярким воплощением этого жанра.
Коллектив “Окон ТАСС” был организован на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Именно сюда, считая себя “мобилизованными и призванными”, пришли советские поэты и художники, чтобы работать над созданием плакатов, которые во многом повторяли знаменитую художественную серию “Окна РОСТА”, созданную Владимиром Маяковским еще во времена Гражданской войны.


Первый плакат “Окон ТАСС” был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В “Окнах ТАСС” работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы.
Основное ядро коллектива составляли те, кто в начале 20-х годов работали с Владимиром Маяковским в “Окнах РОСТА”: художники М.Черемных, Н.Денисовский, Б. Ефимов, В.Лебедев и В.Козлинский. Многие имена художников и поэтов, работавших в “Окнах ТАСС”, были широко известны не только в Советском Союзе, но и в мире — трио Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Демьян Бедный, Самуил Маршак, Константин Симонов.
В редакцию постоянно приходили письма с фронта со стихами поэтов, находившихся в действующей армии: от А.Жарова, И.Уткина, С.Кирсанова, М. Кульчицкого. Они, кроме того, нередко предлагали темы для очередного выпуска “Окон ТАСС”. Многие из фронтовых поэтов стали постоянными авторами творческого коллектива.
Не приходится говорить о том, что злободневно-сатирические, а также и патриотические плакаты тассовцев имели на фронте колоссальную популярность. Каждый выпуск “Окон” в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники.
Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, еще раз напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался — “Русский народ”. На нем были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства. Здесь же были начертаны строки:

Враг твой свиреп, но за войны, разбои
Время расплаты придет.
Знамя победы и впредь за тобою,
Русский народ!


Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.


Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив все же умудрялся ежедневно выпускать новое “Окно”. При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали “семейным подрядом” — работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Софинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова. Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К.Симонова “Убей его!” был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!
Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. В тяжелейшиx условиях осажденного города, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированы на восток страны, в том числе и основной костяк редакции “Окон ТАСС”, горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе, чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Чтобы убедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Только за два месяца — в октябре и ноябре – было выпущено около 200 плакатов! Это был поистине героический труд.
Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту постоянно можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки “Окон ТАСС”.
Плакаты “Окон ТАСС” во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть на броне танков, на самолетах. Плакаты приводили нацистов в бешенство. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. Например, в Харькове партизаны полностью заклеили “Окнами ТАСС” здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом — так, что отодрать их от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами. Бессильная злоба немцев к “Окнам ТАСС” была столь ожесточенной, что Геббельс лично угрожал «вздернуть на виселицу всеx, кто работает в «Окнаx ТАСС», сразу же после взятия немецкими войсками Москвы».
Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных “Окон ТАСС” с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Популярность и значимость “Окон ТАСС” была такой, что уже в 1942 году в Историческом музее на выставке “Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве” значительную часть экспозиции составили как раз плакаты из мастерской на Кузнецком мосту. Это вызвало огромный интерес жителей города. С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек.
“Окна ТАСС” приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны было проведено шесть выставок — в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявления о приеме иx добровольцами в ряды Красной Армии. В Xельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!» Один из американскиx фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон «ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайно выгодно. “Некоторые из “Окон”, — писала в августе 1942 года “Вечерняя Москва”, — целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».
Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников было присуждено девять Государственных премий. Их получили С.Маршак, Кукрыниксы, П.Соколов-Скаля, Г.Савицкий, Н.Радлов, П.Шумихин, М.Черемных.
Большим успехом в армии пользовались сатирические “Окна ТАСС”. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих “героев”: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других. Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: “Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике”. Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочном движении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами.
Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, явившихся поистине поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны.
Нет сомнения в том, что “Окна ТАСС” навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя в качестве постеров наиболее популярные плакаты “Окон ТАСС”, мы надеемся, что они вызовут у читателей  такой же интерес, как и у наших соотечественников более полувека назад.

Лариса КОЛЕСНИКОВА
Иллюстрации
из архива автора