Ровно 95 лет назад, 21 февраля (по новому стилю 6 марта) 1917 года, газета «Биржевые ведомости» сообщила, что на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок. Он потом захватил весь город. Толпы окружили пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» громили их. А затем двигались дальше по улицам. Они росли, как снежный ком, и уже не было силы, чтобы их остановить. Александр Солженицын назвал «красным колесом» будущую Великую Октябрьскую социалистическую революцию того же года. Это правда. Но не вся – «колесо» покатилось в феврале…
…Начались стачки на питерских заводах и брожение в войсках. 26 февраля последний глава МВД империи Александр Протопопов арестовал сотню бунтовщиков – вождей левых партий. Но не всех. И уже было поздно: 27 февраля старший фельдфебель учебной команды лейб-гвардейского Волынского (вот вам и прямая связь с Украиной) полка Тимофей Кирпичников (из крестьян) вооружил солдат и застрелил своего командира – штабс-капитана Ивана Лашкевича, потомственного черниговского дворянина (еще одна перекличка с Украиной). Началось вооруженное восстание, завершившееся падением монархии, отречением императора Николая II и созданием Временного правительства, которое хотело всего, в первую очередь блага для всех, но ничего не умело. Благие намерения начали мостить дорогу в ад…
Это главный урок Февральской революции, как, впрочем, и всякой революции – ее мало начать или даже победно завершить. Важно знать, предполагать, просчитывать, что будет потом. А это-то как раз и невозможно – происхождение, подготовка, свершение революций подвергаются анализу и изучению, но еще никто и никогда не объяснил, почему они свершаются. Именно в кровавых последствиях всех известных человечеству революций история учит, что она ничему не учит. Но аналогии с любой революцией интересны. По первым признакам революцию можно распознать и, может быть, предотвратить. Такое тоже, говорят, бывало. И именно по этому одним, тем, кому революции не нужны, обычно власти и ее сторонникам, этот процесс интересен. Они хотят избежать взрыва. Другим, тем, кто к власти рвется любой ценой, ничего изучать не надо – они не хотят предотвращения. Им нужен бунт, кровь, стрельба и трупы, если другим путем они власть взять не могут…
Например, на прошлой неделе в Киеве под эгидой Россотрудничества проходила международная, скорее всего, российско-украинская конференция с довольно провокативным названием – «Февральская революция: власть, оппозиция, народ. История и современность».
Почему провокативным? А очень просто: в Украине в 2004 году «революция» типа состоялась – «оранжевая». К власти пришли те, кто смог вывести народ на улицы и под его прикрытием осуществить антиконституционный переворот и захватить власть. В России же эту бодягу только пытаются замутить. И не зря «болотные» и «сахаровские» антивластные манифестанты используют опыт своих «оранжевых» предшественников.
Тут много общего: и метода (использовать народное недовольство итогами выборов), и приемы (вывод людских толп на улицы и провокации властей на кровопролитие), и источники «вдохновения», как теоретические, так и материальные (теоретические наработки и деньги западных спецслужб и фондов, передаваемые через иностранные посольства зачинщикам бунтов).
Было ну очень интересно наблюдать, как в Киеве схлестнулись российские противники и сторонники власти, следовательно, «революционеры» и «контрреволюционеры». Первые – Алексей Венедиктов, Матвей Ганапольский (радио «Эхо Москвы»), Михаил Гусман (ИТАР-ТАСС), Леонид Млечин (историк, телеведущий) – буквально на экскременты исходили и криками срывали мероприятие сразу, как только участники конференции пытались проводить аналогии с иностранным финансированием «революционеров» в 1917 и 2011-2012 годах. Вторые – россиянин Константин Затулин (Институт стран СНГ), украинский историк Виктор Воронин сотоварищи – прямо указывали, что, получая деньги якобы на «свободу для народа», горе-революционеры вольно или невольно, сознательно или несознательно выполняли и выполняют политический заказ тех, кому сильная Россия не нужна. Ни тогда, в 1917-м, ни сейчас – в 2012-м…
Как только Виктор Воронин сказал, что в получении «революционерами» 1917 года денег и инструкций в посольствах стран Антанты или большевиками – в Генштабе Германии много общего с получением инструкций и денег нынешними «белоленточниками» в посольстве США, так «революционеры» и зашлись в крике. Только вместо «высурковскаяпропаганда» они начали скандировать «вратьненадо». И их понять можно: они не хотят, чтобы люди знали о выполнении заказа, им, согласно выданным инструкциям, надо представляться «защитниками демократии, прав и свобод человека», «борцами с тоталитаризмом», «креативным классом, отстаивающим свое достоинство» и т. д. Ну точно, как в Украине в 2004 году. Вспомните, как «оранжи-майдауны» убеждали всех, что на Майдане они «не за Ющенко стояли», а за свои права. Но власть, тем не менее, передали именно Ющенко, а тот уже и превратил страну в масштабную помойку и обслугу чужих интересов. А «оранжи» его массово предали, как только он не смог всех пристроить возле корыта…
А ведь именно этот конфликт, внутреннее содержание «революций» – «оранжевой» в Украине и «болотно-сахаровской» в России – и сводится к попыткам геополитического передела мира. Как в 1917-м – странами Антанты и Тройственного союза, так и сейчас – США, их союзниками по НАТО, боящимися возрождения еще одного центра силы в лице путинской России. Не зря же главные стрелы российских ниспровергателей направлены именно в будущего президента этой страны Владимира Путина, который «осмелился» сказать Западу, что с Россией «так не работают», когда принуждают ее к холуйству. Запад после Михаила Горбачева и Бориса Ельцина уже изготовился изодрать эту богатейшую страну на куски и поживиться «дармовым мясом» ее народа, а тут – на тебе, есть несогласные. На этих несогласных и натравили других несогласных. Они сейчас с плакатами в руках и кулаками в карманах и бродят улицами и площадями Москвы и других российских городов...
Но это – не только российская проблема. В 2004 году «оранжи» на чужие деньги ведь хотели заточить свою страну не столько на решение проблем «восставшего обездоленного народа», сколько на выполнение геополитического заказа на создание «шила в российское подбрюшие». Потому «оранжи» и проиграли, что только набивали свои карманы «руками, которые ничего не крали», да выполняли чужие заказы. Но актуальность – в другом: «бело-голубые» сменщики «оранжей» тоже почти ничего не делают для людей и выполняют прежний геополитический заказ. Поэтому и происходят в Украине удивительные процессы: «оранжи» не только поднимают недоотрубленные поражением головы, но и выползают с исторических помоек и свалок, чтобы слиться в экстазе с «бело-голубыми». «Революция» типа продолжается…
Но весь скрытый смысл организованной конференции, а потом и организованного Посольством России в Украине посольского вечера, посвященного 95-летию Февральской революции, сводился к выяснению главного – можно ли избежать новой революции в России. Ну и украинцев этот вопрос тоже интересует, потому как ее жаркое дыхание кто-то раздувает, и оно уже чувствуется…
На мой взгляд, из любой революции можно вынести четыре главных урока, по которым ее можно распознать заранее. Во-первых, это некий трудно объяснимый, если хотите, экзистенциальный, иррациональный психоз, проявляющийся в массовом, тоже иррациональном желании перемен. Любых. Неосознанных, трудно поддающихся формализации и разъяснению, не имеющих конкретных целей и задач. Перемен ради перемен. Без желания даже задуматься о том, что будет после. Непонятное чувство внутренней неудовлетворенности, протест против прежней жизни гонит людей на улицу протестовать. Требовать новой жизни. А какой – люди не знают. Они только чувствуют, что так жить, как раньше, как они живут сейчас, уже нельзя. Экзистенция во плоти – это уход из кухни на улицу. Замена кухонных разговоров митинговыми баталиями, которые нередко заканчиваются баррикадами и потоками крови…
Во-вторых, практически ни у кого нет понимания, даже желания понимать, какую цену придется заплатить за перемены. За достижение их в борьбе с теми, кто перемен не хочет или опасается их. России в 1917 году пришлось за перемены заплатить около 8 миллионов жизней в гражданской войне. «Оранжевая революция» в Украине была, слава Богу, бескоровной. Так она и не была революцией – после нее ничего не изменилось. Просто стало еще хуже. А к власти в результате переворота пришли «сукины дети». Но не украинские по духу и сути, а заказанные извне. Глупые, тупые, чрезвычайно жадные и неумелые, но четко и беспрекословно выполняющие чужой заказ. Таких сейчас ищут и подкармливают в России. В Украине же они, увы, и не переводились, а продолжают в новых условиях выполнять старый заказ…
В-третьих, никто не хочет понимать, что лозунг всех революций – «Свобода, равенство и братство!» – красив по форме, но обманный по сути, а значит, и невыполним по сути. Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. А если не заканчивается, то это уже насилие.
Равенство для всех в принципе невозможно, ибо все люди – не равны с рождения. А если говорить о равных возможностях, то они, конечно, есть, но воспользоваться ими в одинаковой мере все равно все не могут. Следовательно, равные возможности все равно порождают неравенство между успешными людьми и неудачниками. Это – основа, а то и предтеча новых конфликтов. Если успешные люди – тихи и законопослушны, а неудачники – амбициозны, завистливы и беспринципны.
Ну а братство красиво только как общий абстрактный лозунг. Хотя бы потому, что половина человечества – женщины, а значит, могут быть мужикам только сестрами. Забвение же, романтизация этого понятия, как и всех остальных, создает прекрасные иллюзии, но не воплощается в жизнь.
Более того, Константин Затулин на указанной конференции грустно заметил: Февральская революция – это дело тех элит, которые хотели свободы, но разбудили тех, кто хотел равенства. Тут можно только добавить: в первую очередь, равенства материального, шкурного. Его никто из «свободолюбивых» не хотел, да и не мог дать. И по всей России запылали помещичьи усадьбы, начались погромы и грабежи. И получается, что первыми, вторыми и… последними пострадали те, кто призывал к свободе. В кровавых потугах обеспечить равенство после Февральской, а затем Октябрьской революций начали резать, топить в море, жечь в топках, расстреливать без суда и следствия дворян-офицеров, священников, помещиков, фабрикантов, интеллигенцию, а закончили своими же – рабочими и крестьянами…
По мнению Затулина, на площади Болотной и на проспекте Сахарова в Москве сейчас уже началось движение тех, кто за равенство, а пострадают те, кто за свободу. А потом Затулин сказал вообще знаменательную фразу: «Путин – не Николай II, он отрекаться не будет…». Что бы это значило? Хорошо, если бы только то, что в России есть человек, способный мирно остановить борьбу, готовую перелиться через край. И остановить беспредел, когда за романтически настроенными артистами, журналистами и офисным планктоном из «пингвинов» и «хомячков», рассуждающих о высоких материях демократии, свободы, равенства и братства, придут шариковы с их главным требованием «а что тут думать – отобрать и поделить» и начнут резню…
И, наконец, в-четвертых, революции приближаются и свершаются не тогда, когда все плохо и народу жить невмоготу совсем или когда некому защитить власть, а тогда, когда жить можно, есть кому защитить, но никто не защищает. Посудите сами: причинами Февральской революции в России все называют незавершенность реформ, тяжелое социально-экономическое положении, нерешенность земельного вопроса в крестьянской стране, усталость от войны и власти, слабость власти, предательство и раскол элит, иностранное вмешательство, отсутствие диалога между властью, народом и набирающими силу новыми элитами.
Это главный урок Февральской революции, как, впрочем, и всякой революции – ее мало начать или даже победно завершить. Важно знать, предполагать, просчитывать, что будет потом. А это-то как раз и невозможно – происхождение, подготовка, свершение революций подвергаются анализу и изучению, но еще никто и никогда не объяснил, почему они свершаются. Именно в кровавых последствиях всех известных человечеству революций история учит, что она ничему не учит. Но аналогии с любой революцией интересны. По первым признакам революцию можно распознать и, может быть, предотвратить. Такое тоже, говорят, бывало. И именно по этому одним, тем, кому революции не нужны, обычно власти и ее сторонникам, этот процесс интересен. Они хотят избежать взрыва. Другим, тем, кто к власти рвется любой ценой, ничего изучать не надо – они не хотят предотвращения. Им нужен бунт, кровь, стрельба и трупы, если другим путем они власть взять не могут…
Например, на прошлой неделе в Киеве под эгидой Россотрудничества проходила международная, скорее всего, российско-украинская конференция с довольно провокативным названием – «Февральская революция: власть, оппозиция, народ. История и современность».
Почему провокативным? А очень просто: в Украине в 2004 году «революция» типа состоялась – «оранжевая». К власти пришли те, кто смог вывести народ на улицы и под его прикрытием осуществить антиконституционный переворот и захватить власть. В России же эту бодягу только пытаются замутить. И не зря «болотные» и «сахаровские» антивластные манифестанты используют опыт своих «оранжевых» предшественников.
Тут много общего: и метода (использовать народное недовольство итогами выборов), и приемы (вывод людских толп на улицы и провокации властей на кровопролитие), и источники «вдохновения», как теоретические, так и материальные (теоретические наработки и деньги западных спецслужб и фондов, передаваемые через иностранные посольства зачинщикам бунтов).
Было ну очень интересно наблюдать, как в Киеве схлестнулись российские противники и сторонники власти, следовательно, «революционеры» и «контрреволюционеры». Первые – Алексей Венедиктов, Матвей Ганапольский (радио «Эхо Москвы»), Михаил Гусман (ИТАР-ТАСС), Леонид Млечин (историк, телеведущий) – буквально на экскременты исходили и криками срывали мероприятие сразу, как только участники конференции пытались проводить аналогии с иностранным финансированием «революционеров» в 1917 и 2011-2012 годах. Вторые – россиянин Константин Затулин (Институт стран СНГ), украинский историк Виктор Воронин сотоварищи – прямо указывали, что, получая деньги якобы на «свободу для народа», горе-революционеры вольно или невольно, сознательно или несознательно выполняли и выполняют политический заказ тех, кому сильная Россия не нужна. Ни тогда, в 1917-м, ни сейчас – в 2012-м…
Как только Виктор Воронин сказал, что в получении «революционерами» 1917 года денег и инструкций в посольствах стран Антанты или большевиками – в Генштабе Германии много общего с получением инструкций и денег нынешними «белоленточниками» в посольстве США, так «революционеры» и зашлись в крике. Только вместо «высурковскаяпропаганда» они начали скандировать «вратьненадо». И их понять можно: они не хотят, чтобы люди знали о выполнении заказа, им, согласно выданным инструкциям, надо представляться «защитниками демократии, прав и свобод человека», «борцами с тоталитаризмом», «креативным классом, отстаивающим свое достоинство» и т. д. Ну точно, как в Украине в 2004 году. Вспомните, как «оранжи-майдауны» убеждали всех, что на Майдане они «не за Ющенко стояли», а за свои права. Но власть, тем не менее, передали именно Ющенко, а тот уже и превратил страну в масштабную помойку и обслугу чужих интересов. А «оранжи» его массово предали, как только он не смог всех пристроить возле корыта…
А ведь именно этот конфликт, внутреннее содержание «революций» – «оранжевой» в Украине и «болотно-сахаровской» в России – и сводится к попыткам геополитического передела мира. Как в 1917-м – странами Антанты и Тройственного союза, так и сейчас – США, их союзниками по НАТО, боящимися возрождения еще одного центра силы в лице путинской России. Не зря же главные стрелы российских ниспровергателей направлены именно в будущего президента этой страны Владимира Путина, который «осмелился» сказать Западу, что с Россией «так не работают», когда принуждают ее к холуйству. Запад после Михаила Горбачева и Бориса Ельцина уже изготовился изодрать эту богатейшую страну на куски и поживиться «дармовым мясом» ее народа, а тут – на тебе, есть несогласные. На этих несогласных и натравили других несогласных. Они сейчас с плакатами в руках и кулаками в карманах и бродят улицами и площадями Москвы и других российских городов...
Но это – не только российская проблема. В 2004 году «оранжи» на чужие деньги ведь хотели заточить свою страну не столько на решение проблем «восставшего обездоленного народа», сколько на выполнение геополитического заказа на создание «шила в российское подбрюшие». Потому «оранжи» и проиграли, что только набивали свои карманы «руками, которые ничего не крали», да выполняли чужие заказы. Но актуальность – в другом: «бело-голубые» сменщики «оранжей» тоже почти ничего не делают для людей и выполняют прежний геополитический заказ. Поэтому и происходят в Украине удивительные процессы: «оранжи» не только поднимают недоотрубленные поражением головы, но и выползают с исторических помоек и свалок, чтобы слиться в экстазе с «бело-голубыми». «Революция» типа продолжается…
Но весь скрытый смысл организованной конференции, а потом и организованного Посольством России в Украине посольского вечера, посвященного 95-летию Февральской революции, сводился к выяснению главного – можно ли избежать новой революции в России. Ну и украинцев этот вопрос тоже интересует, потому как ее жаркое дыхание кто-то раздувает, и оно уже чувствуется…
На мой взгляд, из любой революции можно вынести четыре главных урока, по которым ее можно распознать заранее. Во-первых, это некий трудно объяснимый, если хотите, экзистенциальный, иррациональный психоз, проявляющийся в массовом, тоже иррациональном желании перемен. Любых. Неосознанных, трудно поддающихся формализации и разъяснению, не имеющих конкретных целей и задач. Перемен ради перемен. Без желания даже задуматься о том, что будет после. Непонятное чувство внутренней неудовлетворенности, протест против прежней жизни гонит людей на улицу протестовать. Требовать новой жизни. А какой – люди не знают. Они только чувствуют, что так жить, как раньше, как они живут сейчас, уже нельзя. Экзистенция во плоти – это уход из кухни на улицу. Замена кухонных разговоров митинговыми баталиями, которые нередко заканчиваются баррикадами и потоками крови…
Во-вторых, практически ни у кого нет понимания, даже желания понимать, какую цену придется заплатить за перемены. За достижение их в борьбе с теми, кто перемен не хочет или опасается их. России в 1917 году пришлось за перемены заплатить около 8 миллионов жизней в гражданской войне. «Оранжевая революция» в Украине была, слава Богу, бескоровной. Так она и не была революцией – после нее ничего не изменилось. Просто стало еще хуже. А к власти в результате переворота пришли «сукины дети». Но не украинские по духу и сути, а заказанные извне. Глупые, тупые, чрезвычайно жадные и неумелые, но четко и беспрекословно выполняющие чужой заказ. Таких сейчас ищут и подкармливают в России. В Украине же они, увы, и не переводились, а продолжают в новых условиях выполнять старый заказ…
В-третьих, никто не хочет понимать, что лозунг всех революций – «Свобода, равенство и братство!» – красив по форме, но обманный по сути, а значит, и невыполним по сути. Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. А если не заканчивается, то это уже насилие.
Равенство для всех в принципе невозможно, ибо все люди – не равны с рождения. А если говорить о равных возможностях, то они, конечно, есть, но воспользоваться ими в одинаковой мере все равно все не могут. Следовательно, равные возможности все равно порождают неравенство между успешными людьми и неудачниками. Это – основа, а то и предтеча новых конфликтов. Если успешные люди – тихи и законопослушны, а неудачники – амбициозны, завистливы и беспринципны.
Ну а братство красиво только как общий абстрактный лозунг. Хотя бы потому, что половина человечества – женщины, а значит, могут быть мужикам только сестрами. Забвение же, романтизация этого понятия, как и всех остальных, создает прекрасные иллюзии, но не воплощается в жизнь.
Более того, Константин Затулин на указанной конференции грустно заметил: Февральская революция – это дело тех элит, которые хотели свободы, но разбудили тех, кто хотел равенства. Тут можно только добавить: в первую очередь, равенства материального, шкурного. Его никто из «свободолюбивых» не хотел, да и не мог дать. И по всей России запылали помещичьи усадьбы, начались погромы и грабежи. И получается, что первыми, вторыми и… последними пострадали те, кто призывал к свободе. В кровавых потугах обеспечить равенство после Февральской, а затем Октябрьской революций начали резать, топить в море, жечь в топках, расстреливать без суда и следствия дворян-офицеров, священников, помещиков, фабрикантов, интеллигенцию, а закончили своими же – рабочими и крестьянами…
По мнению Затулина, на площади Болотной и на проспекте Сахарова в Москве сейчас уже началось движение тех, кто за равенство, а пострадают те, кто за свободу. А потом Затулин сказал вообще знаменательную фразу: «Путин – не Николай II, он отрекаться не будет…». Что бы это значило? Хорошо, если бы только то, что в России есть человек, способный мирно остановить борьбу, готовую перелиться через край. И остановить беспредел, когда за романтически настроенными артистами, журналистами и офисным планктоном из «пингвинов» и «хомячков», рассуждающих о высоких материях демократии, свободы, равенства и братства, придут шариковы с их главным требованием «а что тут думать – отобрать и поделить» и начнут резню…
И, наконец, в-четвертых, революции приближаются и свершаются не тогда, когда все плохо и народу жить невмоготу совсем или когда некому защитить власть, а тогда, когда жить можно, есть кому защитить, но никто не защищает. Посудите сами: причинами Февральской революции в России все называют незавершенность реформ, тяжелое социально-экономическое положении, нерешенность земельного вопроса в крестьянской стране, усталость от войны и власти, слабость власти, предательство и раскол элит, иностранное вмешательство, отсутствие диалога между властью, народом и набирающими силу новыми элитами.
Все это, несомненно, правильно. Все это было. Но в начале 1917 года в России все было и не так плохо, как в других воюющих странах на полях Первой мировой войны. В России – в единственной! – не вводились карточки на продовольствие, и хлеба было полно, просто его некому было разумно распределить, обуздав спекуляцию. Весь 1916 год Россию не преследовали военные поражения, и был преодолен кризис снабжения армии всем необходимым. Армия в несколько миллионов человек не была разбита и обеспечивалась всем. Не вводились какие-то особые драконовские законы, подавляющие свободы и права граждан, имеющиеся у них на то время.
Но революции до поражения в войне случились только в России. Потому что там не было кому защищать власть. И императора. Николая II предала даже его семья, когда некоторые великие князья надели красные ленточки на шинели и поддержали лозунг «Долой самодержавие!». Большинство из этих новоявленных революционеров вместе с императорской семьей потом нашли свой последний приют в шахтах под Екатеринбургом и Алапаевском, в подвалах ЧК в Петербурге. Молох революции и свободы сначала потребовал этот человеческий «десерт», а потом пошел пожирать и своих сыновей…
А почему не защищали, а как-то обреченно ожидали своей незавидной участи и даже помогали ей свершиться? Этого толком не может объяснить никто. Смотрите пункт первый – про экзистенциальность иррационального ожидания перемен…
…Вот и возникает в Украине очень интересный вопрос: а есть ли тут готовые защищать власти и сложившийся миропорядок, которым власть предержащие так гордятся? Армии как таковой нет уже много лет, и она продолжает разрушаться и маргинализироваться. Войска МВД и милиция – нищие и разъеденные бытовой коррупцией до уровня вокзальных наперсточников и рэкетирских шестерок, собирающих дань «на земле» для передачи наверх, по вертикали власти. Спецслужбы пробавляются тем, что выясняют и объясняют, почему потомки фашистов и коллаборационистов могут класть из-под хвоста на седые головы ветеранов-победителей во Второй моровой войне и их сыновей и внуков. Ближняя охрана вождей государства способна только сунуть кулаком в рыло журналисту-провокатору, побить аппаратуру, да на много часов перекрыть улицы в Киеве и вызвать многочасовые пробки, когда какой-то охраняемый высокопоставленный «папик» хочет порулить «в народе». Так называемые творческие элиты, отстаивающие «свободу, равенство и братство» вкупе со свободой слова, находятся на содержании и пресмыкаются за небольшие деньги перед теми извне, кто вообще не хочет, чтобы и страна Украина, и какие-либо элиты в ней вообще существовали…
Печальная картина. А совсем недавно, в свой праздник и в день памяти о погибших товарищах, несколько десятков украинских ветеранов-афганцев в знак протеста против дебильных мер охраны, предпринятых ретивыми охранниками для защиты президента Виктора Януковича, повернулись к нему спиной. И тем, что ниже. И стояли так демонстративно и молча, пока глава государства «вшановував». Страшная то была тишина…
А что если бы они не стояли, а попытались воспротивиться? Сколько бы из любителей выставлять заборчики и лупить журналистов их командиры искали бы по норам до сих пор? Я уверен: всех, кто успел бы сдрыснуть. А ведь они должны защищать…
А напоследок мне хочется предложить вашему вниманию стихотворение «Мир», написанное Максимилианом Волошиным:
С Россией кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
…И напомнить: Волошин написал этот стих 23 ноября 1917 года. Уже после октября, перед которым был февраль, окрашенные в нашей общей истории революциями и борьбой за свободу…