Русское Движение

Солдатская буржуазная революция февраля 1917 года.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Приближается очередная, теперь уже 95-я годовщина с того дня, когда в Петрограде произошла так называемая февральская буржуазная революция 1917 года.
Из истории советского периода и не только, общеизвестно, что к концу 1916 г. Россию охватило всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, самое главное бездействием правительства, и явной слабостью царской власти, в связи с чем, тогдашнее русское общество ждало неминуемых перемен, все желали только одного, свергнуть самодержавие, в те времена, по воспоминаниям современников, только ленивый не ругал царя и его окружение, по всей видимости, так оно и было в действительности.

Как говорили в те времена, русский тыл в отличие от фронта прогнил полностью, многие факты подтверждают этот нелицеприятный вывод исследователей и историков того смутного времени.
В отличие от тыла, русская армия к началу февраля 1917 года в своем большинстве продолжала успешно выполнять все свои боевые задачи, в том числе и союзнические обязательства перед странами Антанты, русские держали сплошной фронт против стран оси, протяженностью почти свыше 900 километров, русская армия, насчитывая в своих рядах к тому времени более 5-ти миллионов человек, отдельные ее части и соединения оказывали союзникам также непосредственную военную помощь и на Западном фронте, то есть русские войска воевали в составе французской армии.
К середине января 1917 года царская армия удерживала на своем фронте 187 вражеских дивизий, т. е., 49% , почти половину всех сил противника, действовавших на всех европейских и азиатских фронтах Первой Мировой войны.
На начало 1917 года снарядный кризис, главный недостаток русской артиллерии был полностью преодолён, и артиллерия располагала даже чрезмерным количеством снарядов (3 тыс. на лёгкое орудие и 3 500 на тяжёлое, при 1 тыс. в начале войны). Главные оборонные заводы к этому времени царским правительством были национализированы.
Даже по снабжению войск стрелковым оружием и тут положение удалось исправить, в первую очередь благодаря мобилизации гражданских предприятий и импорту. В 1916 году на вооружение русской армии начали, поступали модернизированные пулемёты системы Максима и винтовки Мосина обр.1910г, новые орудия калибров 76—152 мм и даже стрелковое автоматическое оружие - автоматы Фёдорова. Исторические мифы советского периода о безоружности царской армии в первую мировую соответствовали действительности частично, да, вооружений не хватало, но только в начальный период войны 1914-1915 годы.
Таким образом, царская армия к февралю1917 г. своими силами, стойко держала весь Восточный фронт, включая румынский и представляла из себя одну из крупнейших и боеспособных армий того времени, имевшую еще достаточно сил и средств, чтобы продолжать войну и не только продолжать, но и одержать в ней победу. Еще не было приказа №1, поэтому в окопах и фронтовых тылах действовали уставы, царила дисциплина и порядок.
Следовательно, главной причиной революции было не состояние войск находящихся на фронте, а прежде всего состояние войск находящихся в тылу.
Февральская революция часто описывается как восстание рабочих и гражданских масс, по типу, что во время не подвезли муки для выпечки хлеба, возникли очереди, недовольство и в итоге бунт и революция, однако не все так просто, прежде всего, это был солдатский мятеж - бунт вчерашних крестьян, которых власти из за своей непродуманной и тупой экономии содержали в переполненных казармах в самом сердце империи, что, по словам одного современника, было "равносильно раскладыванию костров вокруг порохового погреба".
Военное командование не могло ничего придумать лучшего, кроме того как содержать в столице в разгар мировой войны 160-тыс. солдат, в своем большинстве из числа новобранцев и отставников. Перед отправкой на фронт им предстояло в течение нескольких недель проходить общую военную подготовку. Численность сформированных с этой целью учебных частей, подразделений и команд превосходила всякую допустимую норму, так в некоторых резервных ротах было более 1000 солдат, а встречались батальоны по 12 - 15 тыс. человек, в общей сложности 160 тыс. солдат были втиснуты в казармы, рассчитанные на 20 тыс. человек. Резервисты, набранные из народного ополчения, многим из которых было сильно за тридцать и даже за сорок, чувствовали себя обиженными судьбой. Каждый стремился увильнуть от фронта, так что это была революция, прежде всего тыловиков и дезертиров, а уж только потом буржуазии, рабочих и других малоимущих граждан Петрограда.
Помимо огромного сухопутного гарнизона, рядом находился еще один огненный запал революции это был Балтийский флот, который к 1917г. насчитывал около 100 тысяч человек из них около 80 тыс. матросов, главными базами Балтфлота были Кронштадт и Гельсингфорс, это рядом с Питером.
Если сухопутные солдаты и офицеры находились в окопах, постоянно рисковали своими жизнями, воевали, то их морские собратья в основном бездействовали, так например, в кампанию 1916 года, когда весь Юго-Западный фронт наступал, то на Балтийском флоте в это время началось наоборот продолжительное затишье в военных действиях. В дальнейшем крупных боевых операций, как весной, так и до конца всей кампании 1916 года, на Балтфлоте так и не проводилось.
Таким образом, несколько десятков тысяч здоровенных мужиков большую часть своего времени проводили в ограниченном пространстве, закрытых железных казематов своих боевых кораблей, в пьянстве и безделии. Когда солдату или матросу заняться нечем, то ему в голову естественно начинают лезть темные мысли, плюс к этому тупая муштра, в ответ порождает ненависть к своему мучителю, в образе которого выступает офицер. Неудивительно, что в дальнейшем, больше всех пострадали от матросского гнева именно морские офицеры, именно их в первую очередь поднимали на штыки и бросали за борт, солдат пехотинец со своим офицером шел в атаку на врага плачем к плечу, поэтому там подобных случаев бывало гораздо меньше.
Судьба царского режима всецело зависела от благонадежности армии, поскольку обычные органы охраны порядка - полиция не обладала достаточной численностью, чтобы справиться с многотысячными толпами манифестантов, а специальных внутренних войск в те времена у царя не было. Если в ходе революции 1905г. главную роль в подавлении вооруженных мятежей и беспорядков сыграли войска Гвардии, то к февралю 1917г. этой Гвардии под рукой у царя больше не было, так как вся она полегла на фронтах первой мировой.
Но даже в это не простое время у Николая II были надежные войска, но все они находились на фронте, на боевых позициях под пулями врага, а все те, кто был против режима, наоборот, прохлаждались на митингах в столице империи, а это почти 260 тыс. солдат и матросов, готовых разорвать на куски всех тех, кто попробует заставить их залезть в окопы или отправить в боевой морской поход.
В результате бездумной политики царских властей 27 февраля (12 марта) 1917 безобидные рабочие демонстрации и беспорядки, возникшие буквально из ничего постепенно превратились в солдатские бунты, а это уже серьезно, власти попросту потеряли контроль над столицей.
Самый значительный из описанных в истории, военный бунт начался с Павловского полка, на следующее утро уже три полка вышли на улицы. В Павловском полку убили офицера. Солдаты начали громить казармы жандармских рот, те 3,5 тыс. полицейских попросту разбежались, спасая свои жизни. Сметая с улиц верные правительству пикеты, всякий, кто попадался солдатам на их пути, в особенности из числа правоохранителей и чиновников при погонах рисковал оказаться жертвой немедленного самосуда.
Часть солдат устремилась в Петропавловскую крепость и освободила узников, толпы уголовного элемента заполнили улицы Петрограда, далее толпа разгромила министерство внутренних дел. Над Зимним дворцом вознесся красный флаг. Полицейских, на свою беду оказавшихся в форме, избивали и убивали, их трупы валялись прямо тут же на мостовых. Вечером революционеры ворвались в охранное отделение и начали крушить и жечь архивные документы - особое рвение при этом, по наблюдениям очевидцев, проявили тайные осведомители и уголовники.
Повсюду взламывались оружейные склады и похищались во множестве винтовки. Повсюду грабили магазины, рестораны и даже частные квартиры, Петроград погрузился в беспредел и безвластие, полиции не было, дворники разбежались, улицы покрылись шелухой от семечек, повсюду царила анархия.
К ночи практически весь Петроград оказался в руках запасников, дезертиров и другого уголовного элемента в шинелях и бушлатах. Из 160 тыс. солдат гарнизона половина бунтовала, а другая сохраняла "нейтралитет", выжидала, по всей видимости, некоторые все еще опасались возмездия, однако напрасно опасались, порядок наводить было просто не кому, таким образом, свершилась в начале солдатская, а затем уже и буржуазная февральская революция.

Андрей Лебедев, gidepark.ru