Связь времен
ВЕРНЫЙ КАЗАК АЛЕКСЕЙ СЕЛИВАНОВ
Если исходить из академического определения, то казачество - это "военное сословие в дореволюционной России в 18 - начале 20 вв, в 14 - 17 вв - вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах... В 15-16 вв на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков... В начале 20 в существовало 11 казачьих войск... В 1920 году казачество упразднено как сословие... В 1936 году были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения..."
Вот, пожалуй, в общих чертах и все. Остается разве что добавить, что ни профессиональные историки, ни даже публицисты до сих пор в полной мере не смогли объяснить, почему идеи и взгляды казачества оказались столь востребованными сегодня и почему именно с ними связываются зачастую фундаментальные основы государственного строительства.
Гость нашей редакции – главный атаман Международной общественной организации Верное Казачество Алексей Селиванов.
- Алексей Сергеевич, пожалуйста, несколько слов о себе.
- Родился в Киеве, закончил Киевский политехнический институт, специальность - инженер-конструктор. Работал инженером, учился в аспирантуре Национального авиационного университета. Сейчас готовлюсь к защите диссертации.
- И тема ее?
- Первоначальная тема - "Общественные организации как субъект политического процесса в Украине".
- Есть такая пословица "Казаком нужно родиться"... Когда вы почувствовали себя казаком?
- Моя прабабушка, казачка из станицы Великокняжеской, что на Дону, успела многое передать. Помню ее песни, рассказы, помню ее трепетное отношение к религии, канонической православной церкви. Отсюда, наверное, на подсознательном уровне, на уровне генетической памяти происходило формирование определенной идеологии, определенных понятий, если хотите, самоидентификация. Очень болезненно воспринимал все, что происходило в Украине вокруг канонического православия. Случайно узнал о том, что на его защиту встали какие-то казаки... Понял: надо пойти. И не ошибся. В общих чертах так...
- А "момент истины"? То есть та точка, когда вы сказали себе: я - казак!
- Некоторые вещи в жизни происходят как бы само собой. И только потом понимаешь, что они были обусловлены целым рядом причинно-следственных связей. Когда я увидел захват храмов в Киеве... Наверное, это и стало тем самым "моментом истины".
- Конец 90-х годов нынешнего столетия... Не укладывается в голове, как такое могло происходить.
- Сегодня, по прошествии доброго десятка лет, наверное, уже все можно разложить по полочкам... Мне довелось присутствовать при том, как со здания Верховной Рады демонтировался герб УССР. И тогда я понял, что не стоит удивляться происходящему, поскольку и в советское время не совсем объективно оценивалось прошлое, в том числе и история казачества.
- Позвольте с вами не согласиться. Для меня образцом чисто исторического взгляда был и остается Михаил Шолохов, предельно объективно, в высшей степени правдиво писавший о казачестве. Вспомним, например, его “Донские рассказы” или, скажем, роман “Тихий Дон”, за который писатель получил звание лауреата Нобелевской премии.
- Согласен... Но были и другие, к примеру, Демьян Бедный...
- Откровенно говоря, далеко не всегда и казаки отличались лояльностью по отношению к существовавшей власти...
- Был такой атаман Войска Донского и командующий белоказачьей армией Петр Краснов. Для меня главное в его наследии – не его трагический выбор во время Великой Отечественной. Для меня он прежде всего прекрасный историк казачества, автор замечательных романов. Так, как он, никто больше не воспел Императорскую армию.
- Как, в таком случае, вы относитесь к ОУН и УПА?
- Здесь совершенно иной случай, кстати, очень характерный для сегодняшнего дня, когда явление рассматривается вне исторической перспективы. ОУН и УПА взялись ведь не сами по себе. Эти формирования – итог трагических процессов, проходивших на Западной Украине в XIX и начале ХХ веках. Во время Первой Мировой войны австрийские власти сформировали «легион украинских сечевых стрельцов», из галичан, желавших сражаться на стороне австрийского цесаря против своих братьев по крови в армии русского императора. Против какой «советской власти» они тогда сражались? А ведь всё руководство ОУН - либо служили в «сечевых стрельцах», либо были их близкими родственниками. Поэтому «антисоветскость» - лишь предлог. Не могут быть нашими героями те, кто ненавидит братские народы и их единство.
- Лев Толстой как-то заметил, что "вся Россия желает быть казаками". Если можно, прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание великого писателя.
- Сегодня одни исследователи считают, что казаки - это просто беглые холопы, другие возводят их в ранг отдельной национальности, берущей начало от черкесо-хазаро-готов. Но очевидно одно: казак - прежде всего воин, защитник, и это определяет его статус, положение в обществе. Во всех войнах казаки всегда оказывались на острие борьбы. В том числе они принимали участие и в освоении новых территорий. Жизнь казаков была наполнена опасностями, но над ними никогда не стоял никакой государственный чиновник. Отсюда и складывается образ казака - свободного и сильного человека. Наверное, Лев Николаевич именно это и имел в виду, когда говорил об идеале человека в его стремлении быть свободным и сильным.
- Что сегодня представляет собой украинское казачество?
-Я бы сказал так: это совокупность общественных организаций, которые не имеют единого объединительного центра. У нас создалась довольно странная ситуация, когда могут собраться три человека и объявить себя казаками, ссылаясь только на известные строки о том, что "всі ми - браття, козацького роду". Для кого-то это – просто родовое самоопределение, для кого-то – осознание себя некими гипертрофированными украинцами. Создается общественная организация, которая и действует с разной степенью успешности. Кто-то охватывает своим влиянием район, город, кто-то область. А кто-то просто сидит в своей комнатке, “выбитой” у власти, и наслаждается тем, что провозгласил себя генералом. Таких “всеукраинских казачеств” в Украине уже около четырех десятков, плюс к этому – около пятисот организаций с местным статусом – городским, районным, областным.
- И процесс этот начался...
- В начале 90-х годов минувшего столетия на волне так называемого национального возрождения, когда на Хортице было объявлено о возрождении украинского казачества во главе с Вячеславом Черноволом. Потом казачество возглавил “главный политрук новой украинской армии” Владимир Мулява. Однако позже совершенно закономерно начались и другие процессы, связанные с категорическим неприятием ни идеологии, ни практики деятельности подобного “украинского казачества”, замешанного на национализме.
- С чем это связано?
- Возьмем Россию. Там процесс возрождения казачества проходил и проходит в условиях, когда еще остаются живы носители исторической памяти, когда для подтверждения своего казачьего происхождения нужно назвать войско, станицу, имена предков. Если человек “плавал” в этих вопросах, ему совершенно справедливо говорили: “Какой же ты казак?” А у нас, как я уже отмечал, казаком может объявить себя кто угодно – человек любого происхождения, любых убеждений, любой веры. Из среды вновь образованного “украинского казачества” выделились те, кто не хотел идентифицировать себя с украинскими националистами, потом пошло дробление по конфессиональным признакам. Оно завершилось тем, что каждая из выделившихся групп, что называется, нашла себя. Кто-то создал охранные структуры, кто-то занялся воспитанием молодежи, кто-то изучением истории. А кто-то, спекулируя на идеях казачества, пошел во властные кабинеты, стал предлагать, скажем председателю райсовета: вот вам генеральское звание, вот вам орден, шейте форму – станете атаманом. И начинали решать свои проблемы... В результате у нас в Украине уже несколько десятков тысяч (!) человек имеют удостоверения «генерала казачества». Я своими глазами видел один из таких “универсалов” о присвоении звания «генерал-хорунжего», на котором стояло две печати: одна – районной казачьей организации, другая – фермерского хозяйства. Это приблизительно то же самое, если бы начальник погранзаставы вдруг взял бы и присвоил кому-нибудь звание генерала или маршала погранвойск.
- Не так давно командой нынешнего президента Украины усиленно лоббировалась идея принятия Закона о козачестве...
- В понимании авторов этого законопроекта, казачество является лишь своеобразной партией с казачьей атрибутикой, призванной обеспечивать, вернее, облуживать интересы Виктора Ющенко – вплоть до административного назначения атаманов на уровне областей и районов. Появился и камень рядом с памятником Богдану Хмельницкому в Киеве, на котором было “вырублено на века”, что Виктор Ющенко - гетман украинского казачества. Ничего общего с историческими традициями казачества это не имеет. Это просто очередная “зацепка” Ющенко за структуру, которая вроде бы выразила ему поддержку. Да и он сам любит поразмышлять над своими “гетманскими корнями”, полюбоваться разного рода историческими поделками...
- Алексей Сергеевич, какая все-таки “самая правильная” казачья организация?
- Очень важно понять, что не было ни российского, ни украинского, ни какого-либо еще национального казачества. Было казачество по месту проживания – войско Донское, Запорожское, Кубанское, Терское, Уральское, Амурское... В нашей организации Верное Казачество есть представители не только этих войск, но и потомков малороссийских казачьих полков.
- Извините, существует устойчивое мнение, что Екатерина II уничтожила украинское казачество.
- Типичная подмена понятий. Екатерина Великая устранила Запорожскую Сечь как военную организацию, поскольку в существовании её на тот момент уже не было смысла, она не имела никакой государственной необходимости. Крымское ханство было завоёвано, турки отброшены и на сотни вёрст вокруг была мирная территория. Но она не тронула казачество как явление и фактически подарила ему Кубань. И сегодня мы объединились в одну организацию с едиными духовными ценностями - Верное Казачество.
- Какие именно ценности являются для вас определяющими?
- В январе 2004 года, в день юбилея Переяславской Рады, оказалось, что на серьезном уровне ни одной из украинских казачьих организаций это историческое событие не отмечается. Более того, на официальном уровне утверждалось, что это то ли ошибка, то ли преступление, то ли рядовая дипломатическая уловка. И тогда, собравшись рядом с памятником Богдану Хмельницкому, казаки разных организаций решили, что если даже в такой день мы не видим “вождей”, то нужно создавать свою структуру, свою организацию на основе той клятвы, которая была дана на Переяславской Раде. Первоначально была создана Киевская организация союза Верных Казаков, которая приняла активное участие в защите канонического православия, его единства, выступала против вступления в НАТО, против того, чтобы Украина становилась антироссийским государством. Мы считали и считаем, что украинцы и россияне – в сущности, один народ, что казаки Украины и России – братья. В прошлом году возникли все предпосылки для того, чтобы зарегистрировать нашу организацию на всеукраинском уровне. Так и появилась Международная общественная организация Верное Казачество.
- Откуда пришло это название?
- После ликвидации Запорожской Сечи по инициативе князя Потемкина было создано Войско Верных Казаков Черноморских под командованием Захария Чепиги и Антона Головатого. Это войско участвовало в войнах с турками, вместе с Суворовым брало Измаил. Отсюда и пошли Верные Казаки – те, которые нашли себя в службе Отечеству. К сожалению, в массовом сознании сегодня сформировался иной образ казака – непременно в красных шароварах, с оселедцем на бритой голове и обязательно с гипертрофированным украинским националистическим сознанием. А ведь во времена казачества никаких наций не было – они просто не сложились к тому времени. И никак не мог казак того времени думать о том, чтобы создать какую-то особую “демократическую нацию” и уж тем более поддерживать какую-то антироссийскую риторику. И в страшном сне ему не могло привидеться, что он станет славить Бога не по канонам своих предков.
- Какой вам видится перспектива Верного Казачества?
- К великому сожалению, молодежь, в том числе и студенчество – якобы передовая сила - сегодня развращена “майданными подачками”, когда за махание флагом те или иные партии предлагают 50, а то и больше гривен. Тем не менее, могу сказать, что даже в это непростое время есть люди, которые готовы бескорыстно поддерживать наши идеи о том, что жизнь наша отнюдь не ограничивается гривневой зоной, что понятие “братские народы” – это совсем не миф, а историческая реальность, что было, есть и будет единое каноническое православие. Мы предлагаем людям нормальные, разумные, понимаемые ценности, которые входят в резонанс с их мироощущением, с их осознанием себя личностью, имеющей свои корни, свои нравственные устои, свое понимание долга, справедливости, чести. Вернемся к началу нашего разговора - именно те качества, которые делают человека свободным и сильным. И в утверждении этого – наша главная перспектива.
Вел интервью Олег ШИЛИН, vernoe-kazachestvo.org.ua