Последствия любого крупномасштабного мирового конфликта, даже если он произошел около ста лет назад, оказывают влияние на события сегодняшнего дня. И яркий пример тому итоги Первой мировой войны. Даже сейчас ни один историк с полной достоверностью не сможет назвать точных причин начала Великой войны (одно из названий военного конфликта, начавшегося в 1914 году). Чтобы дать объяснения многим событиям, происходящим в настоящее время в нашем мире, следует осмыслить уроки прошлых военных столкновений.
Считается, что поводом развязывания военных действий в начале двадцатого века стало убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Но, вероятнее всего, истинная причина возникновения жесточайшего военного противостояния, в которое были втянуты самые сильные мировые государства, была многофакторной. Ситуация, сложившаяся к 1914 году, ознаменовалась обострением взаимоотношений великих держав. С одной стороны, это Германия, Италия и Австро-Венгрия (Тройственный союз), с другой – Россия, Франция и Великобритания (Антанта).
Причиной агрессивности Германии к странам Антанты стало намерение экономически развитой страны, имеющей к тому же сильную и оснащенную армию, занять свое место в мире, включившись в борьбу за колонии.
Австро-Венгрия, раздираемая внутренними многонациональными противоречиями, старалась удержать свое владение Боснией и Герцеговиной. Ей очень не нравилось, что Россия взяла под защиту балканских славян.
Италия, с началом войны начала переговоры с представителями Антанты и Центральных Держав, ищя наиболее выгодные условия для вступления в войну, 26 апреля 1915 года в Лондоне между итальянской делегацией и делегацией Антанты был заключен договор. По условиям договора Италия обязывалась вступить в войну на стороне Антанты в течение ближайшего месяца.
Практически по всем показателям военной оснащенности страны Антанты превосходили Тройственный союз. Также у Антанты были союзники: США, Япония, Бельгия, Португалия, Китай (всего 25 государств).
В то же время и к Тройственному союзу присоединились Турция и Болгария.
Ближний Восток был лакомым куском для всех держав - каждая желала поучаствовать в разделе территорий разваливающейся и одряхлевшей Османской империи. При этом союзники России противодействовали России в ее желании получить контроль над проливами Черного и Эгейского морей. Возможность беспрепятственного прохода позволила бы российским кораблям обеспечить свое присутствие в Средиземном море.
В Турции также происходили кардинальные изменения, связанные с попыткой сохранить империю. К власти пришли авантюристы из организации «Партия Молодая Турция» - так называемые младотурки. Европейские политики не смогли дать реальную характеристику происходящим событиям в Оттоманской империи. Безрезультатно они пытались объяснить факт заключения турецко-германского союза, чтобы понять истинные причины объединения этих стран против держав Антанты.
Военные историки считают, что Уинстон Черчилль, бывший в то время морским министром Британии, спровоцировал объединение Турции и Германии. В то время на британских верфях по заказу турецкого правительства строились два дредноута, которые при завершении постройки стали бы самыми мощными современными военными кораблями. Дальновидный У. Черчилль понял, что ввод их в строй нарушил бы хрупкий баланс сил между морскими державами. А в случае их присоединения к германским военно-морским силам немцы получили бы достаточно реальный шанс победить в войне. Решение было в духе мудрого и решительного Черчилля – конфисковать эти корабли.
Британский морской министр не ошибся – турки действительно считали, что эти военные корабли станут главной ударной силой военно-морских сил Турции и помогут противостоять русским в акватории Черного моря и грекам в Эгейском море. Денежные средства на постройку этих кораблей были собраны в Турции по народной подписке: многие отдавали последние деньги. И, конечно, конфискация кораблей вызвала мощную антибританскую волну демонстраций по всей Османской империи.
Воспользовавшись ситуацией, три младотурка - министры турецкого правительства: Энвер-паша, Саид Халим и Таалат - вовлекли империю в союз с Германией. В турецко-германском договоре была статья, которая устанавливала обязательство Германии в случае военного конфликта защитить оттоманские территории.
То, что Турции был жизненно необходим этот союз, понятно, но почему Германия, которая считала турецкого союзника очень слабым в военном отношении, заключила такое соглашение, долгое время было неизвестно. Только после поступления для ознакомления германских архивов тех времен стало понятно, что турки попросту обманули немцев. В качестве компенсации за заключение военного союза османцы предложили немцам дредноуты, строившиеся на британских верфях, не уведомив союзников об их конфискации британскими властями.
На переговорах союзников, происходивших 1 августа в Константинополе, все согласились с тем, что для победы в войне необходимо господство на море. Стороны договорились о присоединении двух крупнейших германских кораблей - Goeben и Breslau - к черноморскому турецкому флоту, усилив, таким образом, турецкую армаду. Немцы рассчитывали, что дредноуты, предложенные турками в качестве компенсации за заключение союза, усилят германский Северный флот. И хотя информация о конфискации британцами кораблей стала доступной 3 августа, туркам стало известно об этом решении уже 29 июля.
4 августа командир немецкой средиземноморской эскадры по приказу военного командования Германии должен был провести Goeben и Breslau через пролив Дарданеллы для присоединения к черноморскому турецкому флоту. Два дня шли переговоры между великим визирем Константинополя и германским представителем об условиях прохода через пролив. В случае турецкого отказа от прохода немецкие корабли оказались бы зажатыми между британским флотом и турецкими фортами. Этим обстоятельством и воспользовались турки, выставив ультиматум немцам – разрешение прохода в случае выполнения шести условий. Среди них: отмена привилегий для европейцев в Константинополе, участие в разделе завоеванных земель наравне с Германией. И хотя германцы были возмущены этим шантажом, но реальность гибели немецких кораблей от дальнобойных орудий британского флота послужила главным аргументом при принятии условий турецкой стороны.
Не успели немцы прийти в себя от предательского удара союзника, как последовал следующий. Великий визирь 9 августа сообщил немецкому послу фон Вангенхайму о том, что Турция приняла решение присоединиться к «пакту нейтралитета» совместно с Румынией и Грецией. Для того чтобы немецкие суда не находились в территориальных водах Турции, представитель османской власти предложил официально «купить» их. Поскольку турки представляли эту покупку как фиктивную, то и платить за корабли они не собирались. А немцам представили ситуацию как единственно возможную для поддержания турецкого нейтралитета с одновременным сохранением военных кораблей в составе своего флота.
Несмотря на то, что немецкий посланник отказался от предложения турков, османское правительство оповестило свою страну о покупке немецких военных кораблей за 80 миллионов марок. Турецкое население с радостью встретило эту весть. Германское правительство вынуждено было 16 августа согласиться на «продажу», чтобы не наносить ущерб турецко-германским отношениям. В результате немецкие суда Goeben и Breslau вошли в состав турецкого черноморского флота. Поскольку управлять такими сложными кораблями турки не умели, команды этих судов были приняты на службу в оттоманский флот, а немецкий адмирал Сушон принял командование над всей турецкой черноморской эскадрой.
10 октября турецкое правительство информировало немцев как своих союзников о готовности вступить в войну с Россией. Условием начала военных действий было финансирование Германией оснащения турецкой армии в размере 2 млн турецких фунтов. В течение недели необходимые денежные средства поступили из Германии в Турцию через нейтральные страны.
Поскольку Турция должна была соблюдать нейтралитет, необходимо было спровоцировать Антанту объявить войну Османской империи, тем самым позволив ей ввязаться в ход военных действий. Секретным приказом Сушону было приказано атаковать российские корабли. В провокации, целью которой было обвинение российской стороны в вероломном нападении на турецкий флот, приняли участие бывшие немецкие корабли Breslau и Goeben.
Командир эскадры Сушон все-таки нарушил турецкий приказ и обстрелял российское побережье и порты Новороссийска, Одессы, Феодосии, Севастополя. Тем самым он заставил Турцию вступить в войну.
В это время в Севастополе присутствовали 7 линкоров, 3 крейсера, 4 подводные лодки, канонерка, а также 5 эсминцев, минные заградители и вспомогательные корабли. В Евпатории в акватории порта находились 13 эсминцев. В Одесском порту были пришвартованы 2 канонерки и минный заградитель. В Очакове и Батуме находилось по одному минному заградителю. В открытом море несли вахту три эсминца, также из Ялты шел минный заградитель «Прут».
Ночью 29 октября турецкие эсминцы «Гайрет» и «Муавенет», войдя скрытно в порт Одессы, уничтожили одну из канонерок и, повредив вторую, нанесли удар по портовым сооружениям и городским объектам. Но получив огневой ответ, удалились из акватории порта. Минный заградитель «Самсун» тут же установил мины у входа в порт Одессы для защиты от повторного нападения.
Вражеской атаке подвергся и Севастополь. Три военных турецких корабля подошли к Севастополю в 6-30 утра и открыли беглый огонь. Им ответила береговая артиллерия и батарея линкора «Георгий Победоносец». Одному из нападавших турецких кораблей - «Габену» - удалось благополучно уйти из порта, поскольку минное поле, на котором он находился, было временно отключено, чтобы пропустить возвращающийся с Ялты минный заградитель «Прут». Несвоевременное включение управляемого минного поля подвергло опасности подрыва подходящий к порту минный заградитель. Бросившиеся ему на помощь 3 эсминца были обстреляны батареями «Габена» и вынуждены были вернуться в порт. «Габен» встретил огнем минный заградитель «Прут». Команда российского судна понимала, что в любую секунду могут детонировать находящиеся на его борту 700 мин, и решила затопить судно. Небольшой группе из команды судна удалось высадиться на берег, но 75 человек были подобраны турецкими эсминцами, которые взяли курс на Босфор.
Турецкое военное судно «Бреслау», прежде чем обстрелять порт Новороссийска, заминировало Керченский пролив (впоследствии там подорвались два русских парохода). В результате обстрела пострадало нефтехранилище. Огромный пожар от разлившейся нефти уничтожил 14 судов, стоявших в порту. Варварскому обстрелу была подвергнута и Феодосия. Возник большой пожар не только в порту, но и в городе.
Докладывая о проведенной операции, адмирал Сушон исказил истинную причину нападения на российское побережье. Он доложил, что минный заградитель «Прут» минировал вход в Босфор, поэтому атака на русское побережье была ответом на его действие.
Страны Антанты потребовали от турецких властей публичного осуждения этой враждебной акции против России и выезда с территории османской империи всех немцев. Невыполнение этих требований означало войну.
В результате турецкой провокации 31 октября Россия официально вступила в войну с Турцией. 1 ноября территорию Османской империи покинули послы Франции и Великобритании. 3 ноября кораблями британского военного флота были обстреляны европейское и азиатское побережья Турции.
Официально Турция объявила войну всем странам Антанты 12 ноября.
В течение войны российский Балтийский флот не вел активных боевых действий.
И хотя русский северный флот имел преимущество над немецкими военно-морскими силами, он занял исключительно оборонительную позицию.
Считается, что страны Антанты победили в Первой мировой войне, но в результате военного противостояния произошли значительные изменения как в стане победителей, так и побежденных.
Политическим итогом Великой войны стали две революции и гражданская война в России, революция в Германии, а также полная ликвидация мощнейших мировых империй: Османской, Российской, Австро-Венгерской и Германской.
Германия вышла из войны, перестав быть монархией, с ослабленной экономикой, с потерей территорий. Возможно, это стало предпосылкой уже Второй мировой войны.
США вышли из войны с окрепшей экономикой.
Военный конфликт начала двадцатого века привел к милитаризации экономики индустриально развитых государств. Экономика получила новый стимул развития. Это привело к необходимости ее государственного регулирования и планирования. Активизировалось создание военно-промышленных комплексов и обслуживающих их инфраструктур.
Произошел значительный территориальный передел мира. И самый важный итог этого передела – возникновение современного Ближнего Востока.
Наши предки считали, что, если не извлекать для себя уроков из прошедшей войны, - получишь новую. Каждое поколение обязано сохранить добрую память о тех, кто защитил Родину от уничтожения, и сделать все возможное, чтобы сберечь мир на своей земле. Память поколений является главным врагом войны.
Валерий Бовал, topwar.ru