16 марта 2015 года Россия и все русские люди мысленно вернулись к событиям годичной давности. В этот день в Крыму состоялся референдум, по итогам которого жители полуострова изъявили соборную волю - они выбрали Россию, свою историческую Родину. Безусловно, Крымский полуостров был самой русской частью Украины; в Крыму действовали многие русские организации. Сам облик его городов, их живая история позволяли сохранять русский дух даже в условиях насильственной украинизации. За несколько недель до референдума в Киеве произошёл захват власти антирусской политической группировкой, которая включала и олигархов, и прозападные партии, и откровенных нацистов. Это событие стало последней каплей и возымело решающее значение для жителей полуострова в их выборе. Велика радость от воссоединения русских Великороссии и Тавриды, которая перекрыла грустные воспоминания о другом референдуме. Его годовщина также приходится на вторую декаду марта.
Двадцать четыре года назад состоялся референдум о сохранении Советского Союза, 17 марта 1991 года. Пришедшим к урнам голосования гражданам был задан единственный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Почти 78% населения ответили на этот вопрос положительно, изъявив волю сохранить СССР. Итогами голосования любят бравировать нынешние коммунисты, пытаясь таким образом не только обвинить в распаде страны исключительно либералов, но и обосновать возможность сохранения Советского Союза. Как показала история, оно оказалось мнимым.
Невнимательное обращение с историческими фактами часто ведёт к тому, что от внимания обывателя ускользает целый ряд существенных деталей. Так произошло и с референдумом о сохранении Советского Союза. Во-первых, необходимо обратить самое принципиальное внимание на формулировку вопроса. Речь идёт о «сохранении СССР (именно) как обновлённой федерации равноправных суверенных республик», а не о сохранении Советского Союза в формации, существовавшей на момент референдума. Разница между двумя формациями состояла в том, что отныне союзные республики получали возможность самостоятельно, т.е. без приказа из Москвы, определять национально-государственное устройство, становились субъектами международного права. Едва ли можно считать, что наделённым такими полномочиями республики пожелали бы остаться в составе большой страны. Потому остаётся непонятным, чем горбачёвский проект Союза суверенных государств (ССГ) отличается от ельцинского Содружества независимых государств (СНГ). Таким образом, граждане СССР, проголосовавшие за сохранение государства, фактически поддержали его демонтаж, разве что не единовременный (по рецептам Ельцина), а постепенный (по плану Горбачёва). Следовательно, аргумент коммунистов о возможности сохранения СССР в 1991 году обнаруживает свою несостоятельность.
Во-вторых, референдум провели не все республики, что также не любят упоминать наши коммунисты. В частности, Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия и Армения отказались участвовать в голосовании и вместо этого организовали референдумы о собственной независимости, что фактически означало разрыв единого правового поля. Участие в референдуме только девяти республик (из 15) явственно свидетельствует о фактическом распаде Советского Союза. Потому аргумент коммунистов оказывается бит уже второй раз.
В-третьих, сам факт проведения референдума на подобную тему вместо решительного и энергичного подавления говорит о сомнении власти в существовании будущего для СССР. Какое же позорное мероприятие - всемогущая партия с хвалёными «идеалами» и «великой» идеологией ставит под вопрос единство подконтрольной своей вотчины!
Что бы ни говорили коммунисты и советисты (симпатизирующие советскому строю) о возможности сохранения советского государства, о его великих перспективах и некой незаконченной миссии, год тысяча девятьсот девяносто первый от Рождества Христова был временем нашего позора. Советская власть довела страну до такой слабости, когда мы даже не могли провести общесоюзный референдум с участием всех частей необъятной державы. Советская власть подвела страну к последней черте, когда пришлось спрашивать людей, хотят ли они жить в единой стране.
К концу своего существования СССР напоминал рыхлую конфедерацию. Горбачёв хоть и не принял русофобский проект конституции Сахарова, по которому каждый национальный субъект получал статус союзной республики, зато подписал Венские соглашения СБСЕ 1989 года. Одобрив этот документ, генеральный секретарь впервые официально согласился с принципом приоритетности международного права по отношению к внутреннему законодательству Советского Союза. Сепаратисты на всех окраинах страны получили зелёный свет на подрывную антигосударственную деятельность, что и вылилось в отказ ряда республик от референдума. Таким образом, можно сказать, что референдум 17 марта 1991 года стал не выражение государственной воли граждан, которая была уже никому не интересна, а предвестником распада Большой России.
Расчлененная коммунистами Россия (вспомним процесс образования СССР) была разбита вдребезги ельцинскими либералами в конце 1991 года. Урезанная до РСФСР-РФ наша страна ощущала себя разгромленной, что спешили доказать нам западные государства. Расширение НАТО на Восток, война против сербов в Югославии, операции на Ближнем Востоке, поддержка антироссийских сил на Кавказе, в Средней Азии, а теперь и на Украине были прямым следствием нашего ослабления. Отступление продолжалось до 2014 года...
Ровно год назад определённая совокупность положительных факторов, не последнюю роль среди которых сыграла и политическая воля, позволили России вернуть утраченный полуостров с его памятниками военной и религиозной истории, а также город-герой Севастополь. Это заслуга не только руководства, но и всего народа России, который в течение всех этих лет не примирялся с реальностью, но считал Крымский полуостров своей землей, хотя бы и в духовном смысле. Референдум в Крыму 16 марта 2014 г. стал временем возвращения чести страны, подтвердив начало геополитического возрождения России. Он перелистнул новую страницу истории нашей страны, закрыв позорную дату - 17 марта 1991 года. Безусловно, возвращение Крыма является лишь частью нашей национальной реабилитации после катастрофического ХХ века, ибо нам ещё предстоит длительная борьба, но так или иначе это событие есть великая моральная победа России и Русского народа.
Василий Грибовский, РНЛ