Русское Движение

«Трафальгар Балтики»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

/images/2014/31871.jpgК годовщине Выборгского морского сражения …

22 июня (старый стиль) 1790 года в ходе Русско-шведской войны (1788-1790) произошло крупное морское сражение, в ходе которого в Выборгском заливе Балтийского моря две русские эскадры под командованием адмирала В.Я.Чичагова сошлись со шведским флотом под командованием короля Густава III и гранд-адмирала герцога Карла Зюдерманландского (младшего брата короля). Это сражение стало не только крупнейшим в истории Балтики, но и последним генеральным сражением парусных флотов в ее водах.

Шведский король Густав III

Незадолго до этого сражения, в том же 1790 году, шведский король Густав III, пользуясь тем, что Россия была втянута в очередную Русско-турецкую войну (1787-1791), предпринял попытку захватить столицу Российской Империи Санкт-Петербург, высадив десант в районе Выборга. Однако неудачные для шведов атаки на русский флот в Ревельском сражении, а затем в районе Кронштадта в мае-июне 1790 г., сорвали этот план, заставив шведские корабли отойти в Выборгский залив.

Накануне Выборгского сражения шведский флот, общей численностью до 400 судов с 3000 орудий и 30 000 матросов и солдат на борту, был блокирован в северной части залива двумя эскадрами русского Балтийского флота. Неблагоприятные ветра и белые ночи не позволяли шведам действовать оперативно и скрытно и сорвали их намерение отойти  в контролируемые Швецией финские воды. В итоге, по личному приказу короля шведский флот встал на якорь в северной части Выборгского залива на расстоянии маршевого удара по столице российской Империи. В блокаде шведского флота приняли участие основные русские силы из 50 линейных кораблей, фрегатов и малых кораблей с 2718 орудий и 21 000 матросов на борту, а также эскадра поддержки - 20 галер, 8 гребных шхерных фрегатов под командованием и 52 малые галеры.

Выборгское сражение, 1790 г.

Предпринятые шведами атаки русского галерного флота закончились безрезультатно из-за отсутствия поддержки главных сил. Между тем, запертый в заливе шведский флот стал испытывать трудности с продовольствием и пресной водой, в связи с чем король Густав пошел на решительные действия, имеющие целью прорыв блокады.  В 2 часа ночи 22 июня 1790 года шведские суда начали обстрел русских береговых батарей. Одновременно шведские шлюпы атаковали русскую эскадру. А около 7 часов утра начался прорвы русской блокады.

Выборгское сражение, 1790 г.

Завязалась ожесточенная битва, в ходе которой гранд-адмирал герцог Карл был ранен, а шведский король спасся пересев на шлюпку. Но несмотря на мужество русских моряков, стремительный натиск шведов позволил прорвать блокаду и выйти из окружения. Этот успех обошелся шведам в 7 линейных кораблей, 3 фрегата, и от 4 до 7 тыс. человек личного состава.  Учитывая большой ущерб, нанесенный шведскому флоту и вскоре выраженное ими согласие на подписание мирного договора, Императрица Екатерина II объявила Выборгское сражение успешным, пожаловав за него адмирала Чичагов высшей военной наградой Российской Империи - орденом Святого Георгия 1-й степени.

Екатерина II и Г.Потемкин

«Ну, друг мой сердечный Князь Григорий Александрович, есть что писать, - сообщала в письме Г.А.Потемкину Императрица Екатерина II. - Король Шведский с корабельным и галерным своим флотом был заперт от 27 маия до 21 июня, как я к тебе писала. Во все то время веял Вестовый ветр, совершенно противный нашему гребному флоту; между тем успели паки построить в Петербурге канонерских шлюпок (...) Наконец, 20 повеял и ветр способный гребным судам, и Принц Нассау, с оным вошед в Березовый Зунд, имел с Королем Шведским самим и его гребными судами пятичасовое дело, по котором Король Шведский отступил и пошел далее по Выборгской бухте и, соединясь с корабельным своим флотом, предприял с оным пробиться сквозь наш флот. Что же зделалось по власти и мудрости Божеской? Зажег[ши] три брандера, шведы пустили оные при сильном Нордовом ветре на пять кораблей отряда Контр-Адмирала Повалишина. Но брандеры сцепились с двумя шведскими кораблями, и все пять шведские взлетели на воздух; наш - ни один. Потом шведы шли четыре часа мимо Повалишина. Что он взял, что он потопил, а за ним Ханыков, увидишь из реестра, а моей памяти не достает. Чичагов, Круз и Пушкин, снявшись между тем с якорей, пошли в догонки; чего они взяли и разбили - прошу прочесть также. За галерным шведским флотом пустился равномерно Нассау. Один 60-[пушечный] корабль ему сдался. У Питкопаса стоял Кровн. Сей и ныне еще шлет пленные галеры одна за другой в Кронштадт. В Ревель приведены один 74, а другой 64-пушечный корабль, и теперь еще ловля идет. Одним словом, доныне еще все обстоятельства сей совершенной победы не собраны: пленных тысяч до пяти, пушек до восьми сот, а мелких судов щету нет еще. Король - сказывают разно: одне - будто ушел на баркасе между провиантских двух судов; другие, что был на своей яхте "Амфион", коя потоплена, и будто, сошед, сел на галеру. Сия галера взята, с ней соскочил в шлюбку; сия шлюбка также взята; с шлюбки сошел в бот, бот сей ушел. Завтрак его взят: он состоял в шести сухарях и копченом гусе и двух штофах водки. Брат королевский уехал на своем весьма разбитом корабле в Свеаборг, пред которым теперь Чичагов крейсирует. Поздравляю тебя с сегодняшним праздником и с сей победою. Разрешил нас Бог от бремени, и обрадовал тебя Чичагов еще раз, как видишь. Вчерась в день Полтавской баталии был у меня здесь молебен, а в воскресение поеду в город, и будет молебен в морской церкви у Николая Чудотворца».

В.Я.Чичагов

Тем временем, шведский флот, уцелевший во время прорыва блокады, ушел в открытое море, после чего перегруппировался и направился на ремонт к морской крепости Свеаборг. Адмирал Чичагов, действовавший по оценкам современников крайне нерешительно, так и не смог догнать шведов, хотя преследовал их до самого Свеаборга.   «Трудно объяснить поведение русского адмирала Чичагова в этот день», - писал о Выборгском сражении его очевидец швед  Ю.-А. Эренстрем, обвинявший русского адмирала в нерешительности и, как результат, упущении победы над противников. Также считал и немецкий историк флота Альфред Штенцель, отмечавший, что «шведы были обязаны своим спасением нерешительности Чичагова»:«Ему пришлось слишком долго ждать, когда наконец шведы будут прорываться сквозь его флот, а когда это наконец произошло, то из-за недостатка проворства на его кораблях, паруса были поставлены слишком поздно. (...) Русским досталась едва восьмая часть тех судов, которые спустили флаг».

Тем не менее, Выборгское сражение, по образному выражению британского военно-морского эксперта Фреда Джейна - «Трафальгар Балтики», положило конец шведским надеждам восстановить утраченное в войнах с Россией господство на Балтийском море и вернуть территории присоединенные Петром Великим.

РНЛ, Андрей Иванов, доктор исторических наук