Самопровозглашенная на территории нынешней Украины Подкарпатская Русь обратилась к Южной Осетии с просьбой признать автономию. Корреспондент "Ридуса" пообщался с премьером Республики Петром Гецко.
Петр Гецко — один из 145 граждан государства под названием «Украина», кто были объявлены в текущем году в розыск за «сепаратизм». Председатель правительства непризнанной республики Закарпатская Русь в интервью российскому телеканалу рассказал о народности русинов и их борьбе за независимость. Теперь он персона нон грата.
Познакомиться и пообщаться с лидером закарпатских «сепаратистов» автору довелось в Москве. Но как отметил Гецко, он отнюдь не скрывается от украинских силовиков (сам же уточняет: «не украинских, а киевских — сейчас это уже не единое государство, где не единая, а, значит, нелегитимная власть»).
Я здесь в Москве по делам, скоро вернусь на Родину, — поясняет Гецко. — Нет, я никак не опасаюсь быть задержанным, пусть только попробуют, не советую. Это при Януковиче был вынужден скрываться, вернее просто не ходил по повесткам, сейчас же даже в этом нет необходимости.
Петр Иванович Гецко родился 1 января 1965 года, после школы работал каменщиком, отслужил в ВДВ, затем закончил МИФИ, в движении русинов — с 1996 года.
Премьером Закарпатской республики Гецко был избран на II Европейском конгрессе русинов в 2008-м. Повторно правительство непризнанной республики получило легитимацию на Первом Всемирном конгрессе подкарпатских русинов в чешском городе Пардубице.
Митинг в поддержку независимости народов Донбасса и Закарпатья в Праге 22 июня
Сейчас под политическим руководством Гецко русины все активнее шагают к собственной автономии. Как отмечено выше, в минувшую пятницу «сепаратисты» обратились за признанием независимости к руководству Южной Осетии, которое уже признало недавно Луганскую народную республику. А днем позже в столице Чехии прошел митинг в поддержку независимости Закарпатья.
Корреспондент «Ридуса» выяснил у Петра Гецко детали политических требований русинов, их программы «минимум» и «максимум», да, и собственно, узнал из первых рук, кто же они такие — русины...
— В нашем случае, видимо, правильней начать с конца, чтобы дальше было понятно о чем, собственно. пойдет речь. Чем, по Вашим прикидкам, всё закончится? Во всяком случае, если говорить о ближайших перспективах...
В ближайшие периоды Луганск и Донецк однозначно станут независимыми. Местные отстоят территорию. Однозначно. Если у Киева хватит ума и он отступит — все закончится в ближайшие два месяца, если же война продолжится — займет около полугода, не больше. Я уверен в этом.
Здесь необходимо переместиться в прогнозах западней и предположить, что народ Закарпатья, называющий себя русинами так же вскоре перейдет к активным действиям на пути к собственной независимости. Впрочем, Гецко надеется на мирный сценарий урегулирования.
«Ридус» рассказывал как 75 лет назад, 15 марта 1939 года, в Закарпатье было провозглашено независимое государство. Но уже через 22 часа столица Карпатской Украины город Хуст был захвачен венгерскими войсками, а еще через три дня и вся остальная территория самостийного новообразования. Однако, несмотря на то, что Венгрия во все времена претендовала на земли Закарпатья, на этой территории проживает не более 15 процентов венгров. Ну, а кто же остальные?
Речь идет о территории нынешней Закарпатской области, это примерно 12 тысяч квадратных километров, четыре границы — Венгрия, Словакия, Румыния, Польша, а также 347 км границы с Галичиной.
Эта довольно небольшая по мировым масштабам территория вокруг Ужгорода и населяющий ее народ, пусть и не широко, но известны давней историей борьбы за независимость.
Нынешняя Закарпатская область, а в те времена Ужгородский регион, был включен в состав Украинской ССР в июле 1945 года. До этого Закарпатье входило в состав Венгрии, а до весны 1939 года — Чехословакии. Весьма короткий период — май-июнь 1945-го — эта территория снова оказалась в составе воссозданной Чехословакии, но 29 июня 1945 года в Москве было подписано соглашение о вхождении региона — «бывшей Подкарпатской Руси», как сказано в документе, в состав УССР. А 22 января 1946 года Президиум Верховного Совета СССР объявил данный регион Закарпатской областью Украины.
Советская сторона, очевидно, не спроста настояла именно на таком термине как «Подкарпатская Русь». В тот период весьма значительную часть населения (не меньше 40%) Закарпатья составляли этнически близкие русским русины, исповедующие, в подавляющем большинстве своем, православие.
В свое время и Прага и Будапешт запрещали использование названия «Подкарпатская Русь», преследуя сторонников национально-административной автономии этого региона. Но сегодня и Чехия, и Венгрия признают народность русинов как самостоятельный этнос.
Признаются русины также в России, Польше, Хорватии, Сербии, Словакии. Но на Украине они по-прежнему квалифицируются как этнографическая группа украинцев.
Митинг в поддержку независимости народов Донбасса и Закарпатья в Праге 22 июня
В конце 1940-х — начале 1950-х Сталиным было запланировано усиление русско-славянского фактора в ряде республик, а именно: создание в 1953-1954 гг. русских национально-автономных округов в Латвии (с центром в Даугавпилсе, которому должны были вернуть русское название Двинск), на северо-востоке Эстонии (с центром в Нарве), в северо-восточном Казахстане (с центром в Усть-Каменогорске), в Закарпатской автономной области, а также возвращение Крыму исторического названия «Таврия».
Закарпатский проект многие вовлеченные в него деятели небезосновательно называли «Новая Закарпатская Русь». Но после смерти Сталина, хотя и негласно, продолжилась политика дискриминации русинов и русских в Закарпатской области. Прямо или косвенно их принуждали отмечаться в переписях населения украинцами; игнорировалась и, стало быть, сводилась на нет национально-культурная самобытность русинов. Или, в лучшем случае, она трактовалась как проукраинская, но не прорусская. Районы, населенные русинами и русскими (в основном восточные и северные), получали намного меньше денежных дотаций из областного и украинского бюджетов.
В итоге, по данным 2011-2012 гг., доля русских и русинов в общей численности населения Закарпатья не превышала 5% (около 25 тыс. чел.), хотя и остается достаточно крупной в восточных и северных районах области — свыше 30%.
С падением Советского Союза движение за независимость русинов обрело новую силу, структуировавшись за последние десятилетия, получив политическую и финансовую базу.
Петр Гецко выступает на митинге в Москве
Однако после «оранжевой революции» в 2006-м политическое положение русинов резко ухудшилось, начались преследования. И как ни странно, события начала 2014 года придали сил борцам за независимость. В Закарпатской области были созданы самопровозглашенные «Сетевое Русинское Движение» и «Народное правительство Республики Подкарпатская Русь», тут же поддержавшие сопротивление Донбасса.
Петр Гецко в своем выступлении на московском митинге в поддержку Новоросии отметил, что Ужгород «и прилегающие населенные пункты в Закарпатье в скором времени так же настоят на автономии. Даже если Россия никак не вмешается в ситуацию на Украине, Донбасс и Закарпатье все равно добьются автономии, только большей кровью».
Тут возникает очевидный вопрос, откуда такая уверенность у «премьера»?
Но и на него, оказывается, есть готовый ответ. Логичный: уверенности придает сила.
Нас сейчас три тысячи уже под ружьем, — поясняет Гецко. — По первому сигналу каждый соберется на своей огневой точке. Тут нужно понимать, что хунта, отнюдь не так сильна как видится многим на Украине, средства, что есть — на исходе, армия истощена, мотивации ноль. Скажу по-народному: они ссыкливые...
Но чтобы национально-освободительное движение было полноценным, нужна не только сила и воля пусть и большой группы людей. Необходима поддержка предпринимателей, силовиков... силовики в Закарпатье на стороне народа русинов?
Руководство силовых органов Киев меняет постоянно, пытаясь установить максимально лояльное руководства, — говорит Гецко. — СБУ и прокуратура в регионе — это полностью «бандеровские» структуры. А вот милиция на нашей стороне...
А суды?
А суды у нас всегда были предельно и исключительно коррумпированными структурами, — усмехается премьер, — их и сейчас купить кто угодно может...
И что же, никто из жителей Закарпатской области не принимает участия в АТО в Донецкой и Луганской областях?
Почему же, — не соглашается Гецко. — Принимают В ополчении ДНР и ЛНР сражаются множество наших земляков-русинов.
Нет-нет, в составе украинских силовиков, регулярной армии, по призыву и по контракту...
А..., — тянет премьер Республики Подкарпатская Русь. — Таких нет, если не брать в расчет «СБУ-шников» и «погранцов» — эти всегда в нашем регионе из галичан набирались, эти сейчас все на Донбассе....
Впрочем, внутренняя сила народа Закарпатья — это еще не весь ресурс. Как подчеркнул Гецко, в рукаве еще запрятан туз...
Вас не беспокоит, что Российская Федерация и россияне не поддержат движение русинов столь же активно и массово как движения за независимость Крыма и Донбасса? Хотя бы в силу большей географической удаленности и меньшей пропагандистской работы. Не боитесь оказаться окруженными русофобствующими народами Европы, их военной и пропагандистской мощью, управляемой из-за океана?
А нам и не нужна ни политическая, ни военная поддержка России, — улыбается Гецко. — Нам важно, чтобы нам не мешали. Ну, а помощь... помощь к нам придет из Венгрии. Венгерские националисты — это одни из самых жестких националистов в Европе. Во всех отношениях. В том числе и по физической, и военной подготовке...
По словам Гецко, Венгрия, выступившая в 30-е могильщиком Подкарпатской Руси, сегодняшняя Венгрия и ее народ, это совершенно другая формация с иными интересами.
Такого же русофильского государства как Венгрия сегодня в восточной Европе больше нет, — говорит Петр Гецко.
Слова политического лидера русинов подтверждает отчасти недавнее заявление лидера праворадикальной партии Jobbik («За лучшую Венгрию!») Габора Вона о том, что руководствовенгерской партии провело в Москве переговоры на прошлой неделе, с целью заручиться поддержкой в создании автономии для венгров и русинов Закарпатской Украины...
И какую же вы помощь ожидаете от венгерской стороны?
Не ожидаем, мы в ней уверены, — лидер русинов снова улыбнулся. — Любая помощь: военная, материальная, личная непосредственная...
Ну, и конечно, самый главный вопрос: а какова конечная цель русинов на данном этапе? Автономия в рамках украинской федерации? Конфедерация? Полная независимость? Или вовсе, вхождение в состав Венгрии?
Мы адекватно оцениваем свои ресурсы, возможности и перспективы, — отвечал Петр Гецко. — На данный момент речь идет о максимальной автономии, мы стремимся к политическому признанию, мы не хотим войны, не хотим обособленности, мы просто стремимся сами решать свою судьбу, желаем сами себе устанавливать порядки...