С 9 по 11 июня в Севастополе состоялась международная научно-практическая конференция «Исмаил Гаспринский и современный культурный диалог», организованная образовательным учреждением профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» при содействии фонда «Русский мир».
Исмаил Гаспринский, обладавший высоким интеллектом и поистине энциклопедическими знаниями, по праву принадлежит к числу умнейших людей своего времени. Будучи мыслителем не локального, а глобального масштаба, он оставил после себя огромное наследие, не теряющее актуальности и в настоящее время, отметил во вступительном слове ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин.
Будучи крымскотатарским, мусульманским просветителем, общественным деятелем, издателем, Исмаил Гаспринский прекрасно знал также русскую, европейскую культуру, владел многими языками. В местной газете «Таврида» были опубликованы в том числе первые программные произведения, включая статью «Русское мусульманство», местные издания традиционно уделяли большое внимание национальной школе, театру, развитию языка и литературы, в общем, всему тому, что мы сегодня называем культурной автономией. Являясь перекрёстком народов и культур, Крым вобрал в себя черты «Востока» и «Запада», «Севера и «Юга». На территории полуострова веками формировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального взаимодействия, требующая внимательного изучения. Этнополитические и конфессиональные конфликты на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе (трагические события на Украине), массовые переселения, потоки беженцев, трагедии миллионов людей делают как никогда актуальным поиск оптимальных моделей общественного и государственного устройства. Именно этому были посвящены многие работы Исмаила Гаспринского, и, в частности, его вышеупомянутая статья «Русское мусульманство».
В ходе научно-практической конференции в Севастополе были подробно рассмотрены различные стороны деятельности Исмаила Гаспринского, в том числе малоизученные, а также современная проблематика межкультурного диалога. Академический характер многих выступлений и докладов не является признаком оторванности от жизни, так как именно наука помогает лучше понять свое историческое и культурное наследие, формируя на его основе собственную традицию и взгляды, которые позволят ответить и на существующие вызовы. Так, изменение национально-государственной принадлежности Крыма по итогам референдума 16 марта 2014 года поставило некоторые новые вопросы, и участие в конференции представителей общественных организаций крымских татар представляется весьма важным: в их выступлениях нашли отражение проблемные вопросы, волнующие общество и являющиеся предметом оживлённых дискуссий. Речь идет, например, о деятельности вполне конкретных организаций, оказывающих непосредственное влияние на умонастроения в обществе (они были подробно представлены в ряде выступлений), либо же о критериях определённой закрытости этнонациональных сообществ, позволяющих сохранить их самоидентификацию. Другой стороной вопроса является интеграция в окружающий социум, и взаимодействие этих двух объективных процессов далеко не всегда носит безболезненный характер. Обращение к истории общественно-политических движений на территории Крыма, в центре деятельности которых находился Исмаил Гаспринский, вполне возможно, позволит найти ответы и на современные вызовы. Когда некоторые публицисты говорят о необходимости построения государств по этническому либо религиозному признаку, можно вспомнить справедливое замечание Гаспринского о том, что эпоха средневековых ханств прошла. И вряд ли попытки возродить подобные формы «государственного» устройства (например, на части территорий современных Сирии и Ирака) представляют собой достойный образец для подражания…
Будучи присоединённым к Российской империи в 1783 году, Крым традиционно являлся важной площадкой диалога христианства и ислама. Учения и взгляды Гаспринского не являются случайным явлением, они сформировались в том числе и как результат предшествующего развития ислама, подчеркнул руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН Аликбер Аликберов. Имя Исмаила Гаспринского тесно связано с таким феноменом, как джадидизм (исламское обновление). Между тем, джадидизм не был новым явлением в исламе. Меняющиеся внешние условия давали новый импульс развитию ислама, при этом обновленческое движение формировалось преимущественно на периферии мусульманского мира, там, где имели место тесные контакты с христианами – на Балканах, на Кавказе, в Крыму. Современный идеологический дискурс в российском обществе касается и путей развития российского ислама. При этом не всегда присутствует чёткое понимание того, что такое «традиционный ислам». В этом плане обращение к опыту предшественников, в том числе Исмаила Гаспринского, как никогда актуально. Российские мусульмане вполне в состоянии создать образцы и модели исламского образования, в максимальной степени приспособленные к современным условиям.
Тему джадидизма продолжил руководитель сектора Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН Владимир Бобровников, подчеркнув недопустимость использования политических или идеологических клише. Также он обратил внимание на просветительскую деятельность джадидов в раннесоветское время, их активное участие в культурных преобразованиях 1920-х годов. Вообще, тема преемства различных общественных и культурных институтов применительно к разным эпохам звучала во многих выступлениях. Например, благотворительные общества конца XIX века заложили фундамент национального движения крымских татар. В то же время различные общественно-политические явления воспроизводятся применительно к разным эпохам по-разному, и вопрос о возрождении джадидизма как ответа на иные (в том числе вызывающие опасения) тенденции в мусульманском мире является весьма важным для изучения не только учёными, но и политиками.
В ходе конференции отмечалось значение работ Гаспринского для модернизирующегося российского общества современной ему эпохи, включая соотношение различных форм политической, культурной и территориальной автономии. Всё это представляет несомненную важность для современной российской модели федеративных отношений. «Крымский прецедент» означает дальнейшие дискуссии о путях развития российского федерализма. Имеется возможность постепенного смещения акцентов от деления страны по национально-территориальному признаку к её равноправному территориальному устройству, что вовсе не означает унификации правового статуса различных субъектов федерации.
Исторический опыт свидетельствует о том, что на рубеже веков и на сломе эпох в российской мусульманской среде рассматривались и обсуждались самые разные формы автономии, включая национально-культурную, и идея именно территориальной автономии (по образцу Финляндии или Польши) не была самодовлеющей. Участниками конференции были отмечены и подробно проанализированы связи Гаспринского с русским Туркестаном (включая открытие там «новометодных школ» по образцу Крыма), его «диалог» с Николаем Ильминским и Ибраем Алтынсариным. Подчёркивалась роль Исмаила Гаспринского как сторонника идей евразийства, развитие которых получило сегодня новый импульс в контексте формирования Евразийского экономического союза, но предполагающих и иные составляющие.
Серьёзным испытанием для народов крымского полуострова традиционно являлись попытки внешнего, в том числе вооружённого вмешательства, что в очередной раз подтвердили события совсем недавнего прошлого. Трагической страницей в истории крымско-татарского и ряда других народов полуострова явилась депортация 1944 года, последствия которой еще не преодолены до конца. Здесь в очередной раз события прошлого тесно переплетаются с актуальной политикой. Правовая «вольница» постсоветской Украины, курс де-факто на евроатлантическую интеграцию, наряду с геополитическим значением Крымского полуострова, являлись фактором движения к крупному межэтническому конфликту, следствием которого стали бы тяжёлые последствия для межнационального и межконфессионального мира на полуострове. Здесь трудно удержаться от исторических параллелей – ведь внимание западного сообщества к Крыму приобрело крайне заинтересованный характер отнюдь не в XXI веке. В середине позапрошлого века вторжение англо-французских войск в ходе Крымской войны раскололо крымско-татарское население, часть которого осталась верна России. Грабежи имущества русских дворян, так называемые «татарские бунты», не отличались по социальной природе от событий в центральных, русских губерниях.
От пространства межконфессионального и межкультурного диалога, широким поясом охватывающего Европу, осталось лишь несколько драгоценных фрагментов, и одним из них на сегодняшний день является Крым, отметил руководитель Центра прикладной этнологии Института социальной политики Академии труда и социальных отношений Александр Скаков. Другой, хорошо известный нам пример такого исторически сложившегося поликонфессионального и поликультурного региона – это Татарстан, многоплановые связи с которым позволили (и еще позволят) решить некоторые важные вопросы, актуальные для нынешнего переходного периода. На сегодня Россия является единственной крупной страной, где, по данным переписей, количество учтенных этносов возрастает, а не уменьшается, причём эти этносы не носят характер реликтов или экспонатов заповедника, а в полной мере развивают свою культуру и сохраняют свой язык.
Россия выступает в качестве гаранта и защитника этнокультурного многообразия у себя в государстве, стремясь обеспечить (при всех оговорках и трудностях постсоветского развития) гармоничное сосуществование культур на своей территории. В ходе конференции были представлены доклады о культурных, исторических взаимосвязях народов Крыма, включая русских, армян, греков, болгар. Исторически Крым был связан, в частности, с Кавказом, что также не ушло от внимания участников. Культурное и иное влияние Крымского ханства на адыгский мир Западного Кавказа является общеизвестным фактом – хотя бы потому, что многие представители адыгской элиты являются потомками различных ветвей крымских Гиреев. К сожалению, труды Гаспринского долгое время были сравнительно мало известны на Кавказе, в то время как в теоретическом плане они представляются весьма важными. Конечно, взгляды мыслителя во многом противоречивы, как сложна и сама идея евразийского славяно-тюркского, православно-мусульманского единства, отметил профессор ЮФУ Виктор Черноус. Тем не менее, идеи мыслителя должны использоваться для развития страны, налаживания социокультурных коммуникаций и решения имеющихся проблем. В условиях сохраняющихся богословских расхождений (в том числе внутри самой мусульманской уммы) платформу для налаживания диалога между различными группами даёт социальная сфера, имеющая в различных конфессиях немало типологически общих черт. В свою очередь, эти доктрины находятся в прямом взаимодействии с социальной политикой государства, и именно здесь различного рода коммуникации могут быть эффективны. Профессор ЮФУ Игорь Добаев остановился на внутренних и внешних факторах радикализации ислама, в значительной степени общих для Крыма и Северного Кавказа.
Президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов отметил поразительную актуальность мыслей Гаспринского, жившего на рубеже веков и в период радикальных социально-экономических и общественно-политических трансформаций. Сопоставимые по масштабу изменения после 1991 года на первоначальном этапе характеризовались прозападными устремлениями на постсоветском пространстве, которые, впрочем, не привели к ожидаемому росту уровня жизни и всеобщему благоденствию. Сегодня политические элиты и общества Южного Кавказа, несмотря на сохраняющиеся конфликты и «украинский прецедент», изыскивают возможности по развитию связей с Россией. Важное место в наследии Исмаила Гаспринского занимает идея о духовном обновлении, являющемся актуальным не только для мусульман, но и для всех тех, кто находится в поиске духовных ориентиров в меняющемся мире. Избавление от схоластики и зубрёжки в обучении, переход к современным методам обучения также являются весьма острым вопросом в ситуации засилья западноцентричной образовательной модели с её натаскиванием и следованием неким универсальным «стандартам». Навязывание определённой цивилизационной модели требует ответа, и здесь идеи Гаспринского о том, что будущее народов предполагает неразрывную связь разных культурных общностей, идея синтеза выглядят сегодня гораздо более плодотворными, нежели идея заданности исключительно одной общественной модели.
Международная конференция «Исмаил Гаспринский и современный культурный диалог» стала важным научным вкладом в осмысление его теоретического наследия, актуального отнюдь не только для крымско-татарского народа. Сложно переоценить значение многогранной деятельности И. Гаспринского для многонационального российского общества, для диалога культур на просторах Евразии, для исламского мира и его диалога с иными конфессиями и культурами. Конференция позволила укрепить механизмы взаимодействия на уровне гражданского общества, включая академические институты, образовательные учреждения, научно-аналитические центры, общественные организации, национальные диаспоры. Весьма своевременным является проведение подобного представительного научного форума именно сейчас, после воссоединения Крыма с Россией, в контексте обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия в регионе и решения проблем крымских татар и других репрессированных народов.
Конечно, формат небольшой статьи не позволяет подробно пересказать выступления всех участников. Материалы конференции будут изданы в виде сборника научных статей, которые, вне всякого сомнения, найдут немало заинтересованных читателей.
kavkazoved.info