В Закарпатье живет 150 тысяч этнических венгров, они пока не выдвигают никаких требований к украинским властям; крайне правые в Венгрии требуют объединения с соотечественниками
Последние события на Украине, и прежде всего референдум об отделении Крыма, обострили старые конфликты. Не стал исключением и самый западный регион страны — Закарпатская область, будучи одним из самых этнически неоднородных регионов страны, так как здесь проживают украинцы, русины, венгры, румыны. «Русская планета» уже писала о русинском видении украинского вопроса. Однако не менее актуальной может стать проблема венгерского меньшинства.
Откуда венгры на Украине
Закарпатская область самая молодая после Крыма часть украинского государства. Только после Второй мировой войны, в 1946 году, эти земли вошли в состав Украины. До этого же момента, начиная со Средних веков и с перерывом в 1920—1939 годах, эти земли были частью Венгрии. В 1920—1939 годах в соответствии с Трианонским договором эта территория как Подкарпатская Русь входила в состав Чехословакии.
Требование о возврате утраченных земель с венгерским большинством было основойполитики Миклоша Хорти. Пользуясь союзом с нацистской Германией в 1939 году Закарпатье снова стало венгерским. После поражения гитлеровской коалиции в войне судьба вновь приобретенных земель была определена по соглашению СССР с Чехословакией. Судьба венгерского населения была решена без учета мнения этого населения, а боль от старого позора Трианона усилилась новым унижением. Поэтому даже спустя 68 лет вопрос о венграх в Закарпатье по-прежнему является актуальным вопросом для венгерского общества.
Закарпатье и Венгрия сегодня
На данный момент в Закарпатье насчитывается примерно 150 тысяч венгров, которые компактно проживают в областях, прилегающих к венгерским границам. В настоящее время существует две крупные политические организации, представляющие интересы венгров на Украине — Демократический союз венгров Украины (UMDSZ) и Карпатский венгерский культурный союз (KMKSZ). В последние годы благодаря политике двойного гражданства, продвигаемой партией ФИДЕС, большинство венгров Закарпатья стали обладателями и венгерских паспортов. Несмотря на отсутствие ярко выраженных противоречий, в культурном плане венгры Украины ориентированы на свою историческую родину. Определенной эскалации венгерской проблемы способствуют выходки радикальных украинских националистов. Например, постоянному вандализму подвергается памятник «Завоевание Венгрии» на Верецком перевале, символизирующий переход венгерских племен через Карпаты в IX веке.
В Венгрии также наблюдается рост внимания, уделяемого закарпатским венграм. Это неудивительно, учитывая рост влияния правых партий в стране и тот факт, что лозунг национального единства и объединения всех венгров в одном государстве приносит политические дивиденды. Тем не менее реакция представителей различных политических сил на последние события на Украине была различной. Так, большое удивление среди венгерского экспертного сообщества вызвало длительное молчание премьера Виктора Орбана во время кризиса на Украине. Только 3 марта президент сделал свое заявление, которое вызвало еще большее недоумение. Премьер-министр сказал, что Венгрия «не является частью этого конфликта» и выразил уверенность в безопасности венгров как внутри страны, так и в Закарпатье.
Данная оценка событий стала предметом критики всех политических соперников ФИДЕС. Так, лидер левой оппозиции Аттила Местерхази вспомнил недавнюю сделку о строительстве на территории страны атомной электростанции и заявил: «Неужели президент решил промолчать из-за тех $13 млрд, которые Москва инвестирует в строительство станции?» Однако достаточно быстро венгерское правительство присоединилось к общеевропейскому взгляду на украинский кризис и заняло лояльную позицию в отношении нового правительства, а в дальнейшем осудило действия России в Крыму. Хотя сам Орбан в конец марта сказал, что против европейских санкций в отношении Москвы.
Несколько заявлений сделали венгерские политики и о ситуации в Закарпатье. 6 марта министр иностранных дел Янош Мартони сказал, что закарпатские венгры не хотят автономии и что во время последней поездки они просили донести до всех, что все, что им действительно нужно, — это спокойствие, мир и экономическое развитие». Вместе тем министр пообещал поддержку соотечественникам в случае необходимости.
Спокойную позицию заняло нынешнее правительство и в контексте очередного осквернения вышеупомянутого «Завоевание Венгрии», произошедшее 9 марта. Госсекретарь по вопросам венгерских меньшинств возложил вину на радикалов, которые препятствуют новому правительству вывести страну из кризиса. Только 26 марта на встрече с Ласло Брензовичем, заместителем KMKSZ, риторика правящей партии стала решительней. Так, Орбан выразил заинтересованность в европейской интеграции Украины как сильного и демократического государства, в котором национальные меньшинства, в том числе и венгерское, будут обладать самыми широкими правами.
Высказывания премьер-министра по закарпатскому вопросу остаются умеренными. Экс-министр культуры Андраш Бозоки объясняет их поддержкой общеевропейской позиции по украинскому вопросу, предполагающей полное и безоговорочное уважение суверенитета этой страны и осуждение любых попыток сепаратизма.
Более радикальную линию из парламентских партий занимает «Йоббик», находящаяся в оппозиции к правящей ФИДЕС. Они опираются на самые консервативные слои венгерского общества и не связаны обязательствами с европейской оценкой событий на Украине.
В октябре 2013 года на форуме в городе Берегово, центре венгерского населения в Закарпатье, представитель «Йоббик» Бела Ковач назвал условия, которые должна Украина выполнить в рамках подписания ассоциации с Евросоюзом. Киев должен придать венгерскому языку особый статус и создать на территории Закарпатской области административный район с преобладающим венгерским населением.
Вопрос о референдуме и особом статусе области имеет давнюю историю. Еще в 1991 году на референдуме жители Закарпатья выступили за предоставление области особого статуса автономной республики по типу Крыма. Однако и тогдашнее руководство страны, как и все последующие, отказалось принимать во внимание результаты референдума.
После отделения Крыма от Украины, некоторые функционеры «Йоббика», совместно с представителями более мелких партий 28 марта организовали митинг перед зданием венгерского МИД по закарпатской проблеме. Накануне акции член партии Тамаш Гауди-Надь, известный среди прочего тем, что 14 февраля 2014 года сорвал флаг ЕС со здания венгерского парламента, фактически признал легитимными и справедливыми действия России в Крыму.
«В соответствии с международным правом, венгры Закарпатья должны быть обеспечены возможностью провести референдум о своем будущем: хотят ли они войти в состав Венгрии как самостоятельно, так и вместе с дружественным русинским народом или же они решат остаться частью Украины. До тех пор пока референдум не будет проведен, Закарпатье должно получить статус полноправной автономии», — сказал Гауди-Надь.
В целом, среди крайне правых сил Венгрии наблюдается понимание позиции России по украинскому вопросу. Выступая в своей авторской программе на Echo TV один из ведущих венгерских политических журналистов Ференц Салоши прямо сказал: «Россия вернула то, что по праву принадлежало ей, скинув оковы своего Трианона».
Закарпатье и уличная акция
Сторонники референдума в Закарпатье 28 марта протестовали у МИД страны из-за нерешительной, на их взгляд, позиции правительства. На пикет собралось 150—200 человек, которые скандировали: «Даешь право на самоопределение, Крым — России, Закарпатье — Венгрии».
В самом начале пикета его организатор Гауди-Надь сказал, что люди собрались, «чтобы сказать нет непатриотичному правительству и показать готовность сражаться за Закарпатье». Он потребовал отставки руководства МИД и назвал возглавляющего ведомство Яноша Мартоньи внутренним врагом страны.
«Сейчас в дни, когда вспоминается венгерская революция 1848 года, единство внутри страны и готовность защищать интересы венгров, где-бы последние ни проживали, критически важна. Но именно этой готовности и не демонстрирует нынешняя власть, которая является агентом Евросоюза, продавая, тем самым, суверенитет нации, — под аплодисменты собравшихся произнес следующий оратор — пастор Федеус Лорант. — Как вопрос о статусе Крыма является внутренним делом Российской Федерации, так и вопрос Закарпатья — внутреннее дело Венгрии. Закарпатье дано венграм самим Богом».
Другие выступающие говорили о вине западных стран, не учитывавших интересы России при продвижении НАТО на восток. И высказывали версии, что за стрельбой снайпера на Майдане стоял североатлантический альянс.
С наибольшим воодушевлением была встречена речь активиста Дьёрдя Будахази, находящегося под арестом за неоднократные атаки «коктейлями Молотова». Он говорил по телефону и прежде всего отметил, что для Венгрии позор — отсутствие требований по пересмотру границ.
Будахази оценил действия России в Крыму как «действия сильной державы, ломающей навязанные Западом "правила игры", и если получилось у России в Крыму, то может получиться и у Венгрии в Закарпатье».
Позиция украинских венгров
До сих пор никаких крупных выступлений закарпатских венгров не было. С одной стороны, они оставались гражданами Украины, при этом венгерский язык имел статус регионального, с другой — благодаря политике Орбана большинство украинских венгров также стали гражданами Евросоюза. Многие венгерские села находились в состоянии культурной самоизоляции, что не вызывало дискомфорт у местных властей. А жители сел, пользуясь свободой перемещения, не видели практического смысла в отсоединении от Украины.
Однако последние события на Украине вызвали беспокойство венгерской общественности. Во-первых, отмена закона о региональных языках, ставшая одним из первых действий Верховной Рады после свержения Виктора Януковича. Во-вторых, действия радикалов, в том числе наносивших надписи на венгерский памятник. Но на данный момент массовой поддержки какого-либо силового сценария отделения региона у закарпатских венгров нет, есть лишь желание уважения культурной автономии региона и гарантии безопасности граждан. Сама идея о принадлежности Закарпатья к сфере интересов Будапешта разделяется, прежде всего, в самой Венгрии, где формируется симпатизирующими правым экспертами. В таком контексте действия украинских радикалов могут спровоцировать ответную реакцию среди местного населения с непредсказуемыми последствиями, учитывая, что на уровне историко-политического мифа ощущение «принадлежности» к друг другу есть как у венгров Закарпатья, так и у их соотечественников в венгерском государстве.
rusplt.ru
Памятник «Завоевание Венгрии» после нападения вандалов. Фото: ungparty.net
Закарпатская область самая молодая после Крыма часть украинского государства. Только после Второй мировой войны, в 1946 году, эти земли вошли в состав Украины. До этого же момента, начиная со Средних веков и с перерывом в 1920—1939 годах, эти земли были частью Венгрии. В 1920—1939 годах в соответствии с Трианонским договором эта территория как Подкарпатская Русь входила в состав Чехословакии.