Русское Движение

Самих узбеков во многом создали русские этнографы

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Узбеки, получившие от России образование, медицину, заводы и города после развала СССР принялись притеснять оставшихся на территории Узбекистана русских. Но смогли ли они получить за счет этого хотя бы какую-то пользу для себя? Об этом и многом другом рассказал сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов.

— Есть ли проблемы у русскоязычного населения в Узбекистане, дискриминируется ли оно? Кто-то защищает интересы этих людей? Как обстоят дела с русским языком в Узбекистане, с его статусом, сколько людей на нем говорит?

— Ситуация печальная, как и, практически, во всех бывших республиках Советского Союза и со всем Центрально-Азиатским регионе, который когда-то был включен в состав Российской Империи, потом был переустроен уже в составе Советского Союза, и уже в рамках Советского государства были созданы советской властью ныне существующие республики Средней Азии.

Больше столетия Центрально-Азиатский регион находился в зоне сильнейшего влияния России, государственного, культурного, политического. Сюда переселялось значительное количество русских. Это были и поселенцы-крестьяне, и служивые, и специалисты, которые строились здесь заново, возводили города. Многое создавали заново, формировали здесь современную промышленность, инфраструктуру, науку. То есть, русские были той исторической силой, которая приобщала Центральную Азию к мировой цивилизации, раскупоривая ее изоляцию, при том, что регион веками представлял собой часть исламского мира. Русские стали той силой, которая, будучи проводниками своего государства, Российской Империи, сделала очень много, чтобы Средняя Азия приобрела свой нынешний вид.

Чтобы возникли заводы, современное сельское хозяйство. На протяжении XX века русские инженеры, которые занимались орошением земель, продвигали современные методы сельского хозяйства. Русские специалисты сделали огромный вклад для того, чтобы население Средней Азии перестало находиться постоянно на краю голода, как это было в XIX веке. Благодаря такому интенсивному освоению этих земель и применению новейших по тем временам технологий — орошению, мелиорации, селекции, прогрессивному животноводству, население этого региона многократно увеличилось за XX век.

100 лет назад никому бы в голову не пришло, что на территории Бухары, Хорезма, на которых сформировался нынешний Узбекистан, будет проживать 30 млн. человек. Произошел, примерно десятикратный рост численности населения.

Эту землю накормили во многом русские люди. Кроме того, они принесли медицину, которая уменьшила смертность. Современная медицина тоже была принесена русскими. Хорошо это или плохо, можно философски относиться к концепции прогресса, но русские люди стали носителями современной, европейской цивилизации, стали европейцами, которые колонизировали этот регион. Это слово можно понимать и в негативной, и в позитивной аннотации, и позволили ему стать многолюдным, какой он есть сейчас, не находящимся постоянно на краю голода и междоусобных войн.

По мере того, как Советские республики превратились в независимое государство Центральной Азии, русский фактор и Россия отступила, Россия сама попала в тяжелейший кризис — в первую очередь идеологический, идейный кризис.

Конечно, русский фактор неизбежно должен был ослабевать, и он ослабевает всю эпоху независимости республик. В том числе, и в Узбекистане.

Если русских по последней советской переписи 1989 года в Узбекистане было порядка миллиона и семисот тысяч человек, то сейчас русских почти в два раза меньше, меньше, около 900 тысяч. Демографический состав русского населения тоже достаточно печальный, особенно, по меркам Средней Азии, где население довольно молодое. То есть, в значительной степени заметна нехватка молодежи, русское население здесь старое.

Заметно, что русские преимущественно концентрируются в городах, и в первую очередь крупнейшем городе, культурном центре Узбекистана — Ташкенте. Более половины русских проживает в Ташкенте и Ташкентской области. Есть какие-то заметные островки русского населения в Ферганской долине, других крупных городах. Но постепенно идет процесс увядания этой демографической группы. Что касается положения русского языка и русской культуры, то в Узбекистане русский язык не имеет официального статуса в настоящее время. Еще в 1989 году в СССР был принят закон об узбекском языке, как государственном, а русском — социальном.

Но с тех пор в законодательных актах независимого Узбекистана русский язык не фигурирует и официального статуса не имеет, хотя выполняет важнейшую роль в стране, где основной узбекский язык — тюркский, но он довольно обособленный, а русский язык как раз является языком межнационального общения.

Узбекистан довольно пестрая в этническом смысле страна. Помимо узбеков присутствуют и таджики, и казахи, и уйругы, не говоря о русских и украинцах. И для всех этих групп населения русский — язык, который может помочь им договориться. Это язык науки, культуры и проводник к большой, европейской культуре. Что касается образования на русском языке, то оно тоже увядает все эти годы. Насколько помню, еще лет 8 назад в Узбекистане было порядка 700 школ с русским языком обучения. Сейчас их количество значительно меньше. Русский язык изучается, как иностранный, ему уделяется какое-то количество часов в неделю. Но, в целом знание русского языка деградирует. Его лучше знают в крупных городах, в сельской местности население, практически нерусифицированное.

Надо сказать, что в Ферганской долине, (это специфический регион) знание русского языка заметно лучше, даже в небольших населенных пунктах. А в целом в сельском Узбекистане знание русского языка падает день ото дня.

Специалисты жалуются, что и узбекский язык там не лучше знают и он представлен далеко не в высших формах развития. Население, отказавшись от знания русского языка, не стало лучше знать узбекский.

Еще дурную службу сослужил перевод официального узбекского языка в 1993 году на латиницу. Тоже самое сделали и в Туркмении, примерно, в то же время, и это очень сильно ударило по уровню образования населения. Это не сразу сказалось, многие еще помнили прежние знания, но по прошествии времени, когда накопилось большое количество людей, учившихся уже на латинице, оказалось, что они слабо связаны с тем культурным пластом, который был накоплен до того в русском Узбекистане.

Обесценились библиотеки, людям, привыкшим к латинице, было трудно читать. Вообще проблема с чтением очень характерна для современной молодежи в глобальном масштабе. Сейчас распространяются новые, довольно агрессивные способы восприятия информации, и чтение в целом деградирует в мире. А заставлять людей, которые привыкли к латинице, читать на кириллице затруднительно. Люди стали знать литературу и историю еще хуже.

Что касается национальной политики, то она проводится в Узбекистане в рамках концепции Узбек-Чилик, когда насаждается модель некритического, националистически-позитивного восприятия всего культурного наследия Узбекистана, прошлого. Самый заметный пример: государственный культ Тамерлана, который, безусловно был ярким политическим деятелем, но его связь и принадлежность к узбекскому народу имеет много возражений у историков, кроме того, личность довольно мрачная — это завоеватель, кровожадный человек, спорная фигура для того, чтобы на нем строить всю государственную идентичность.

Тем не менее, навязчивый культ Тимура в Узбекистане присутствует. В целом, радостного довольно мало.

В сравнении с Туркменией есть позитивный момент, что Узбекистан не отделен от России визовым режимом, поэтому посещение России не затруднительно, это облегчает и связи русского населения с родственниками, друзьями и просто с Россией. И, потом, сами узбеки, которые приезжают на заработки, а это из Центрально-Азиатского региона самая большая группа, которая регулярно посещает РФ, (порядка 2,5 млн, по данным УФМС находятся в России). Узбеки массово едут в Россию и русский язык им нужен. И доходы, которые они здесь получают, очень помогают узбекской экономике, которая переживает не лучшие времена.

— Как относятся к русским на бытовом уровне? Есть притеснения?

— Сложно дать однозначную оценку. Конечно, есть все. Есть и примеры узколобого агрессивного национализма, это неизбежно в сложившихся исторических условиях, есть и выдавливание, и призывы убираться колонизаторам. Хотя, если бы не эти колонизаторы, то они были бы в тяжелом положении, голодные и нелеченые.

— Сносятся памятники героев ВОВ, а в Ташкенте открыт музей советской оккупации. О чем это говорит?

— Это не единственный в Центральной Азии аналогичный музей. Подобного рода аналоги присутствуют в странах Балтии и выполняют четкую политически-идеологическую функцию. Ничего хорошего в этом нет. Это неприятно. При том, что и сам Узбекистан был создан советской властью в своем нынешнем виде, и для формирования узбекской нации советская власть очень много сделала, даже не говоря о мелиорации и медицине, системе народного просвещения, электрификации и т. д. Самих узбеков во многом создали русские этнографы и российская система образования, которая была распространена на Узбекистан. Еще 100 лет назад среди узбеков наблюдалось жесткое разделение на узбеков — более привилегированную группу населения, и сартов — более массовую. Это различие в рамках советской реальности постепенно стерлось. Узбеки привыкли, что в школах они все единый народ, хотя никто не отменял их семейственно-клановых связей, которые до сих пор присутствуют.

— Недавно в Каракалпакии — появилось обращение нового движения "Алга Каракалпакстан", выступающего за выход Каракалпакской автономии из состава Узбекистана. Треть населения Каракалпакии составляют собственно каракалпаки (родственный казахам народ), треть узбеки, еще одну треть — казахи, русские, украинцы, корейцы. Это новое движение образовалось на волне крымских событий?

— Недовольство в Каракалпакской автономной республике по поводу условий, при котором каракалпаки прибывают в Узбекистане, есть давно, это депрессивный регион. Там тяжелая экологическая обстановка, во многом это связано с высыханием Арала. Это довольно сплоченная этническая группа, в ней давно есть тенденции противопоставления узбекскому государству. Безусловно, события в Крыму могли их стимулировать, думаю, что связь здесь должна быть.

— Российское правительство в принципе приняло решение о выплате трудовых пенсий эмигрантам, уехавшим в Израиль из России до 1993 года., почему не сделать этого и в отношении русских в странах постсоветского пространства?

— На мой взгляд, люди, трудившиеся в границах некогда единой страны, честно работавшие, безусловно, заслужили право на пенсию, независимо от того, где они проживают. Другое дело, как это конкретно реализовывать — вопрос сложный, предметный.

politobzor.net