Русское Движение

Крепость Ладога

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Крепость ЛадогаЛадога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть хоть вскользь мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.

 


Крепость Ладога



Вопрос номер один — Создание.

Первое упоминание в летописях относится к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»

В этом отрывке нас более всего интересует упоминание о том, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическим исследованиям Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания — 750-е годы.

Крепость Ладога[/center]

Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.». Следовательно, Рюрик никак не мог построить крепость на мысе слияния двух рек — Волхова и Ладожки.

Тогда кто? Ответ один — славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII—IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон — все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники славянских погребений — сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.

Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако это не мешает им утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что 750 год «уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев».

Крепость Ладога



Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.

Археологами также открыты дома площадью 50—92 кв. м — предшественники посадских пятистенок X—XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами: столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки можно считать предшественниками более поздних русских городских домов-пятистенков. Общеевропейские черты присущи также и западным славянам — вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским. Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.

Что тоже не вяжется с норманским созданием города.

Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.

Крепость Ладога



Возводилась каменная твердыня, исходя из летописи, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.

Вопрос номер два. Откуда имя твое, Ладога?

Известны три названия: Ладога — Альдегья — Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка — при Ладоге.

В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде, от князя Избора. Киев — от князя Кия. И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому — Волгоград.

Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно, доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.

На древнефинском Аладегья (aladjogi) — нижняя речка. С трудом верится, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы, согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они, согласно той же теории, стояли выше по развитию, нежели славяне. Значит, скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее, финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке.

«Скорее всего, исходный гидроним — финск. Alode-jogi (joki) — "Нижняя река"», утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила, и уж тем более каменных.

Дальше еще интереснее. Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.-фин. Alode-jogi), а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот, значит, как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.

Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле направились, куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят, о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову: «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842—855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852 г».

Однако уместно заметить, что финское название Ладоги — Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.

Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води.

Крепость Ладога



Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских разбойников в далекий славянский город, то почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj — Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие, и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.

Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг — в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога — уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон, «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.

По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен — первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории, Рюрик — варяг-скандинав. Это как получается? Пришли скандинавы с Рюриком, срубили город Ладогу. Заметьте, Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит, Рюрик говорил на другом языке, раз они один и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разнятся, есть над чем задуматься.

Крупнейший скандинавист Е.А. Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н. Тихомиров еще в 1962 г. выразился более четко: «Во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С. Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий…»

Недоработка, граждане норманисты.

Название Ладога от славянской богини Лады норманисты стараются не рассматривать. «Ничего, кроме улыбки, эта версия вызвать не может», — отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значит, назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали города. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов? Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим? Лада — Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.

Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?

Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудром. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам».

Крепость Ладога



Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.

«Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088—1094 гг.) или второго (1096—1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».

Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была — объединение Руси.

Ладога, каменная твердыня, обеспечивала безопасность судоходству и торговле. Верным стражем стояла город-крепость, заслоняя Русь от норманнов-находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.

1164 г. ладожане отбили нападение шведов. «Пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона — Воронеге (впадает в Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.

1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.

1240 г. Шведы с союзниками терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.

1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».

1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражается у истока Невы против шведов, «хотяще на кореле дань взять».

1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.

1348 г. В Ладоге — сбор общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.

И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.

  ВО, Анатолий Кравцов