27 марта исполнилось ровно 20 лет важнейшему событию в общественной жизни Донбасса. В этот день в 1994 году в Донецкой и Луганской областях прошел референдум о статусе этих регионов, русского языка в них и евразийской интеграции (см. результаты референдума).
Тем самым, еще 20 лет назад народ Донбасса подавляющим большинством голосов высказал свое мнение: Украине быть федерацией с широкой автономией земель, русскому языку быть вторым государственным, стране двигаться по пути тесной социально-экономической кооперации с Россией.
Слава Богу, тогда в Киеве никому в голову не пришло обвинить без малого 90 процентов жителей Донбасса в сепаратизме и не включить репрессивный аппарат для преследования идеи федерализации, чуть позже приравненной к сепаратистской.
Однако и тогда, при президенте-схидняке Кучме, и сегодня при бандеровско-олигархическом дуумвирате Киев идет на тотальное игнорирование народного волеизъявления. Одна лишь Донецкая область поставляет 20 процентов всего объема промышленного производства на Украине. Тем не менее, этот регион-кормилец лишен какого бы то ни было права на собственное волеизъявление. Между тем, права коллективных общностей — РЕГИОНОВ, муниципалитетов, разнообразных социальных трат — являются неотъемлемой частью прав человека. Простое декларирование прав человека как индивидуальной единицы, социальной монады является их профанацией. Человек живет в мире. Точнее, в целом сонме миров: макро- и миросоциальных, религиозно-конфессиональных, политико-правовых, этнополитических... Признание за ним только абстрактных «прав человека» - либеральное доктринерство образца 19-го века, которое признает только один из уровней свобод — политическую свободу. Не случайно западные демократии уже в начале 20-го века пошли по пути социализации: нерв жизни общества стал перемещаться с этажа большой политики на уровень региональной и даже муниципальной общин. Эта тенденция заметно усилилась после Второй мировой войны. Состоявшиеся на днях муниципальные выборы во Франции, на которых оглушительную победу одержал Национальный фронт Марин Ле Пен (37% голосов!) по своему значению не уступают парламентским. И неудивительно: политика в странах «старой», классической демократии куется в регионах и муниципалитетах. Большая политика, то есть общегосударственные выборы представительной ветви власти и главы государства (в зависимости от партийно-политической системы конкретного государства), является лишь вершиной общественно-политической модели.
Украина по состоянию на 21 февраля 2014 года являлась страной формальной демократии. 22 февраля государство Украина де-юре прекратило свое существование в результате государственного переворота и изгнания (временного или постоянного) носителя верховной власти. До восстановления во власти законных государственных институтов и/или проведения учредительного собрания и заключения нового общественного договора мы имеем «территорию Украина», а не «государство Украина».
У автора этих строк не вызывает сомнений, что восстановление законной власти произойдет, и довольно скоро. Не вызывает сомнений, что возвращение к прежней общественно-политической и партийно-политической моделям станет основанием для новой смуты. «Янукович» и «майдан» - диалектически враждебные/родственные следствия одного явления: унитарной Украины.
Мы полагаем, что будущая судьба Украины будет решаться не в Киеве. А в Донецке (этот город мы берем как фигуру умолчания, на его место можно поставить и Харьков, и Одессу). Будущая судьба Украины — это судьба регионов, из которых состояло это почившее в бозе государство. Будущее демократии на Украине будет зависеть не от возможностей свободного волеизъявления граждан на всеукраинских выборах главы государства или парламента. Демократия на территории Украины состоится лишь в том случае, если будут предоставлены права коллективно-территориальным, региональным общностям решать свою судьбу. Либерализм с момента зарождения являлся централистской идеологией, демократия со времен древнегреческих полисов — моделью децентрализованного управления и самоуправления. Либерализм — враг демократии и народоправства.
Итак, на территории бывшей Украины предстоит строить новое общество. Кубиками, из которых будут складываться новые здания, являются регионы. Либо новый общественный договор с максимально широкими полномочиями регионов в культурно-политической и социально-экономической области (модель субсидиарного государственного устройства). Либо свободное самоопределение регионов вне пределов старой или новой украинской государственности. В том и другом случаях — решать народу конкретных регионов. Донбасс, не по своей воле включенный большевиками-русофобами в состав Украинской ССР и насильственно вырванный из Области войска Донского и исторической Новороссии, 20 лет назад сделал свой выбор. В пользу федеративной, в тесном экономическом и политическом союзе с Россией и вторым государственным русским языком Украины. Сегодня сложились все условия для организации и проведения нового референдума — самого демократического инструмента народного волеизъявления, которое известно теории и практике демократии. Полагаем и уверены, что гарантами этого референдума в условиях демонтажа украинской государственности должны выступить не только Россия и государства СНГ, но и страны и общественные объединения «старой» демократии. Пусть население регионов само решит свою судьбу: пойти ли по пути цивилизованного развода со старой Украиной или, напротив, по пути заключения нового общественного договора для формирования новой Украины.
Такой путь, мы уверены, будет единственно правильным после восстановления законной власти на Украине. Только он способен уберечь страну от кровавой полугражданской-полуосвободительной войны, каковой всегда была война на Украине.
У этого пути есть мощные враги и труднопреодолимые препятствия. Государства, называющие себя демократиями, но вовсе исповедующими авторитарные и даже тоталитарные принципы. И так называемый «украинский национализм», который, как ему хорошо ведомо, займет самое маргинальное из самых маргинальных мест в демократической федеративно-земельной Украине.
Поэтому борьба за Украину будет вестись одновременно по двум идеологическим критериям: борьба с нацизмом и борьба за демократию. Нацизм и врага демократии олицетворяет самый мощный в сегодняшнем мире финансовый и военно-промышленный блок государств. Антифашизм и демократию — формирующаяся группа государств вокруг союза «Россия-Китай», а также народная Европа. И, что самое главное, сила справедливости.
Результаты голосования 27 марта 1994 года.
1. "Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?"?Результаты в Донецкой области: ?За – 79,69%?Против – 15,02%?Недействительных бюллетеней – 5,29%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 84,14%.
По Луганской области результаты по этому вопросу не найдены.
2. "Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с государственным украинским языком?" Результаты в Донецкой области: ?За – 87,16%?Против – 8,54%?Недействительных бюллетеней – 4,30%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 91,08%.
Результаты в Луганской области: ?За – 90,38%?Против – 5,04%?Недействительных бюллетеней – 4,58%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 94,72%.
3. "Согласны ли вы с тем, чтобы на территории Донецкой (Луганской) области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским?" Результаты в Донецкой области: ?За – 88,98%?Против – 6,86%?Недействительных бюллетеней – 4,15%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 92,84%.
Результаты в Луганской области: ?За – 90,91%?Против – 4,51%?Недействительных бюллетеней – 4,58%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 95,27%.
4. "Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ?" (в 1994 году это было синонимом евразийской интеграции). ?Результаты в Донецкой области: ?За – 88,72%.?Против – 6,82%?Недействительных бюллетеней – 4,45%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 92,86%.
Результаты в Луганской области: ?За – 90,74%?Против – 4,54%?Недействительных бюллетеней – 4,72%?Без учета недействительных бюллетеней: за – 95,24%.
Явка составила 72% в Донецкой области и 75% в Луганской.
Результаты приведены по данным газеты "Донбасс" от 1 апреля 1994 г. (для Донецкой области) и "Жизнь Луганска" от 2 апреля 1994 г. (для Луганской области).
nakanune.ru.