Русское Движение

Грозный царь. Чёрный миф о «кровавом тиране» Иване IV

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Грозный царь. Чёрный миф о «кровавом тиране» Иване IV430 лет назад, 18 марта 1584 года, умер царь Иван Грозный. Довольно долгое время вокруг этого грозного царя возвышалась стена «чёрных мифов». Русского царя обвиняли в чрезмерной жестокости, деспотизме и даже безумии. Однако современная историческая наука все чаще опровергает выдвинутые против него обвинения как недостоверные и сфальсифицированные. Именно Иван Васильевич в результате нескольких победоносных войн и походов увеличил территорию державы в два раза, присоединив к Русскому царству Казанское и Астраханское ханства, часть Северного Кавказа и Западную Сибирь. Таким образом, именно Иван IV заложил основы российской империи, её мощи и богатства.

Интересен и тот факт, что царь Иван Грозный — это один из немногих государей, который вошёл в народную память. Народ сохранил светлую память об Иване Васильевиче как о царе-батюшке, защитнике Светлой Руси и от внешних врагов, и от внутренних — бояр-изменников, воров и притеснителей. Грозного люди даже почитали как месточтимого святого. До современности дошло несколько старинных икон с Иваном Грозным, где он изображен с нимбом. В 1621 году был установлен праздник «обретения телеси царя Иоанна» (10 июня по юлианскому календарю), причем в сохранившихся святцах Коряжемского монастыря Иван IV упоминается как великомученик. Таким образом, уже тогда Церковь подтвердила факт убийства государя. Это было сделано патриархом Филаретом (Романовым), который был отцом царя Михаила Федоровича.

Первыми стали выдумывать страшные сказки про великого царя иностранцы, многие из которых сами служили России, но за границей были подключены к информационной войне, которая началась в ходе Ливонской войны. Много среди них было и дипломатов, послов посетивших Москву. Образец подобной кампании, с учётом сильно возросших возможностей по «промыванию мозгов», мы наблюдаем в настоящее время. Любая попытка России решать вопросы на мировой арене в интересах национальной безопасности вызывает на Западе вал истерии и паники. «Русские идут» — это далеко не современное изобретение. Именно попытка Ивана Грозного вернуть русскому царству ранее утерянные северо-западные области и выход к Балтийскому (Варяжскому) морю привела к первой масштабной информационной войне против Руси и её вождя. В это войне приняла участие и «пятая колонна» — вроде князя Андрея Курбского. Грозного и праведного царя обвинили во всех грехах — от массового террора до убийства личного сына и оргий. Так на Западе создали образ «кровавого царя-демона», практически наместника темных сил на земле.

Официальное почитание великого царя постарался пресечь патриарх Никон, который «прославился» тем, что расколол Церковь и «модернизировал» её по европейским (греческим) стандартам, выхолостив из неё дух подвижничества и праведности. По сути, Никон стал ликвидатором, разрушившим те начала, которые привнес Сергий Радонежский. Авторитет Ивана Грозного Никона не устраивал, так как он хотел поставить свой статус выше царского, став «православным папой».

Однако тогда эти потуги не увенчались успехом. Царь Алексей Михайлович глубоко почитал Ивана Грозного, к тому же деятельность Никона вела к смуте и он не смог завершить свою подрывную работу. Как раз в царствование Алексея Михайловича, по его непосредственному распоряжению, иконописец Симон Ушаков обновил икону «благоверного и христолюбивого, Богом венчанного великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича» в Грановитой палате. Этот образ был создан в правление Федора Ивановича.

Царь Пётр I высоко ставил Ивана Грозного, считал себя его последователем. Пётр Алексеевич говорил: «Этот государь — мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог ещё с ним сравняться». Положительно оценивала правление Ивана IV и Екатерина Великая. Она защищала память великого царя от нападок.

Кроме внешних врагов, у Ивана Грозного были и внутренние враги, бывшие идейными наследниками изменников и воров, с которыми беспощадно боролся великий государь. «Сильные», амбиции и аппетиты, которых укорачивал Иван Васильевич, имели наследников.

Когда Россия при Пётре I снова начала наступление в Европе, пытаясь вернуть выходы в Балтийское и Чёрное моря, на Западе поднялась новая волна информационной войны. На Западе сразу же раздули кампанию по поводу «русской угрозы». А для закрепления образа «страшных русских варваров», которые хотят поработить всю Европу, выкопали из архивов и старую клевету про Ивана Грозного, освежили её.

Следующий пик интереса к «кровавому царю» пришелся на французскую революцию. Этот интерес выглядит несколько странным. Французские революционеры буквально утопили страну в крови. Могли только за несколько дней «народного террора» в Париже забить и растерзать тысячи человек. Людей обезглавливали на гильотинах, топили живыми на баржах, вешали и расстреливали картечью. При этом раздували мифы об Иване Грозном и возмущались его жестокостью. Видимо, чем-то не пришелся по душе русский царь «р-революционерам», многие из которых всплыли из тайных лож и были сатанистами.

Из Франции клевета стала добираться и до России. Первым стал критиковать Ивана Грозного масон Радищев. Постепенно позиции западников в России окрепли. И за историю России взялся большой поклонник французской революции Карамзин. Наработки Карамзина подхватила целая плеяда либеральных историков, публицистов, литераторов и писателей. Они так успешно формировали общественное мнение в Российской империи, что в 1862 году при создании в Великом Новгороде эпохального памятника «Тысячелетие Руси» фигуры Ивана Васильевича на нём не появилось. Не заслужил! Человек, который присоединил к России Волжский путь, решил проблему Казанского и Астраханского ханств, превратил нашу страну в великую державу (империю), — отсутствует на памятнике. Хотя на нем есть и третьестепенные деятели вроде Анастасии Романовой (первой жены Ивана Грозного) и предательница Марфа Борецкая, которая представляла партию, готовую присоединить Новгород к Великому княжеству Литовскому.

Российская аристократия и либеральная интеллигенция в это время выступали одним фронтом, не принимая заслуг грозного царя. Да и коммунисты вроде Маркса и Энгельса испытывали большую антипатию к Ивану Грозному. Это не удивляет. Энгельс и Маркс были форменными русофобами.

Некоторое просветление в отношении фигуры Ивана Васильевича появилось в годы правления Александра III. В это время в Российской империи был взят курс на укрепления патриотических ценностей, целенаправленно проводилась политика русификации. Появился ряд трудов, которые отвергали клевету либеральной интеллигенции.

В 1920-е годы преобладала критическая точка зрения на личность Ивана Грозного. Только в 1930-е годы, когда начался процесс возрождения великой державы и очищения страны от «пятой колонны», Ивана Васильевича реабилитировали. После завершения эпохи Сталина снова началась волна разоблачений «ужасов» правления Ивана Грозного, «опричного террора». В годы перестройки и победы капитализма Иван Грозный также вызывал ненависть своей деятельностью. Державники и борцы с ворами и предателями были не в моде. Только в последнее десятилетие наметилась тенденция к восстановлению роли великого царя в истории России.

Миф об опричном терроре

На Западе был создан «чёрный миф» об «опричном терроре» в годы правления Ивана Васильевича. Его активно поддержали сторонники либеральных ценностей в самой России. Якобы безумный царь создал террористическую организацию, которая залила кровью всё русское царство и уничтожила тысячи, десятки тысяч безвинных людей. Была создана просто демоническая фигура русского царя. Хотя серьёзные люди провели тщательное исследование и, опираясь на документальные источники, сообщили о 3-4 тыс. казненных в годы правления Ивана Грозного. Причем Иван Васильевич правил очень долго — с 1533 (был венчан на царство в 1547 году) по 1584 гг. На «массовый террор» это не тянет.

В ту же историческую эпоху «просвещенные» правители западных держав и «милосердный» Ватикан самым жестоким образом уничтожили сотни тысяч и даже миллионы людей. Причем истребляли как чужаков, так и собственное население. Испанские конкистадоры уничтожили уникальные индейские цивилизации в Центральной и Южной Америке. Их достижения были разграблены и сожжены. Тысячи индейцев были уничтожены и превращены в рабов. Огромные территории были «очищены» от туземного населения.

В этом же духе испанцы «зачистили» Филиппины. Тогда Филиппины стояли на уровне культур Индокитая. Процветали богатые и красивые города. Многие народы имели свою письменность. Грамотными были даже женщины, то есть по уровню образования и культуры филиппинские туземцы были намного выше европейцев. Существовали огромные библиотеки (книг здесь были из пальмовых листьев и дерева). Существовала развитая торговля с Китаем. Филиппины поддерживали связь с арабским миром и Турцией. Правда, острова были разделены на индуистские и мусульманские княжества, которое враждовали друг с другом. Это и помогло испанцам захватить острова. В 1567 году из Мексики приплыл отряд Мигеля де Легаспи, всего 380 солдат. Испанцы закрепились на острове Себу. Подтянули подкрепления и перенесли главную базу на Манилу. Уже через несколько лет испанцы установили полное господство над Филиппинскими островами. Важнейшую роль в захвате сыграли христианские миссионеры, которые играли роль разведчиков, пропагандистов, ломали волю местных вождей к сопротивлению, основывали аванпосты, которые вскоре превращались в крепости. Китайцев выгнали. Древняя и развитая культура была уничтожена. Большинство местных жителей постепенно даже утратило свои родные языки, перейдя на язык оккупантов. Архипелаг и его народности забыли родные названия.

Собственно, такую же участь уготовили и древней японской цивилизации. Христианские миссионеры и купцы уже подготовили почву для оккупации. Страна погрязла в междоусобицах. Имелась «пятая колонна» в лице японцев-христиан. Японию спас князь Ода Нобунага, который всю жизнь посвятил объединению страны. Опираясь на выдающихся полководцев Токугаву Иэясу и Тоётоми Хидэёси, он повел борьбу за объединение страны. Эти талантливые вожди смогли приструнить крупных феодалов, ликвидировали «пятую колонну», запретили христианство и изолировали страну от проникновения иностранцев. В результате Япония сохранила независимость, и мы сейчас можем восхищаться её уникальной культурой.

Испания «отличилась» ещё одной резней — уже в самой Западной Европе. Восстала её богатая провинция — Нидерланды. Испанцы развязали кровавый террор, пытаясь утопить мятеж в крови. Однако соседние страны, вроде Англии, были заинтересованы в отделении Нидерландов от Испании, поэтому восставшие в итоге добились частичного успеха. Война отличалась крайней жестокостью. Повстанцев вешали, жгли и рубили. Всех жителей Нидерландов назвали «недосожженными еретиками». При этом под удар попадали и мирные жители. Так, в ноябре 1572 года испанская армия уничтожила всех горожан города Зютфен, а в декабре испанские солдаты вырезали почти всех жителей Нардена. В 1573 году такая же участь постигла Харлем. Перебили 20 тыс. человек, часть из них утопили в реке. Надо сказать, что «испанской» армия была только по названию. В ней были отряды из Италии, немецкие и албанские наемники и т. д. Повстанцы также вели террор в отношении чиновников, сторонников короля. Поэтому крайняя жестокость и беспощадность были свойственно тогда всем жителям «цивилизованной» Европы.

Германия в этот период только отошла от раскола на католиков и реформатов (протестанты), когда они с упоением резали друг друга. От страшной Крестьянской войны 1524—1526 гг., когда чернь вырезала и рвала на части дворян и богатых, а наемные солдаты «зачищали» от людей целые районы и области. Но, видимо, без казней и массовых убийств европейцам было жить скучно, поэтому в Германии развернулась «охота на ведьм». «Большая охота» началась в середине XVI века и продлилась примерно два столетия. Были зверски убиты десятки тысяч человек. При этом Восточная Европа почти не испытала этого страшного процесса. Колдовская истерия практически не коснулась православного русского царства. Женщина на Руси не рассматривалась как изначально греховное существо. В Западной Европе женщине было достаточно чем-то выделяться их толпы — красотой, рыжими волосами, родимым пятном и. т. д., чтобы попасть на костер. Понятно, что такие процессы открывали простор садистам, которые могли проявить свои качества «официально». Обвиняли и тех, кто имел достаток. Так доносчики, судьи и палачи получали дополнительный доход. На жестокие казни «просвещенные» европейцы шли как на праздник, с семьями, детьми.

Во Франции шла жестокая, бескомпромиссная религиозная война. Только во время т. н. Варфоломеевской ночи (ночь на 24 августа 1572 года) в одном Париже было убито несколько тысяч человек. Ещё больше убили по стране в этот и в последующие дни. Волна насилия в столице привела к кровавой бойне в масштабах всей страны. Таким образом, в Париже за один день зверски убили больше людей, чем за все правление Ивана Грозного.

Если в русском царстве Ивана Васильевича было казнено 3-4 тысячи человек, то в основных державах Западной Европы (Испании, Франции, Нидерландах и Англии) в те же времена убили порядка 300-400 тыс. человек. Причем при Иване Грозном казнили воров, изменников, преступников, а в Западной Европе подавляющая часть погибших были невинными жертвами. Поэтому «кровавый тиран» Иван IV, по сравнению с чудовищными Филиппом II, Генрихом VIII и Карлом IX — просто праведник. Однако на Западе своих правителей преступниками не считают, более того, они там числятся в великих государственных деятелях и являются примером для подражания. Очевидный образец «двойных стандартов» западной пропаганды!

При этом Иван Грозный был явно человеком тонкой душевной организации. Царь сам себя обвинял «в скверне, во убийстве… в ненависти, во всяком злодействе», в том, что он — «нечистый и скверный душегубец». Отдавал большие средства на «помин души» казненных. Впоследствии эту самокритику использовали критики великого государя как аргумент его «кровавости». Мол, раз он сам себя признает душегубом, значит, так оно и есть. Никакому правителю в Западной Европе и в голову бы не пришло так каяться. Они спали спокойно. Это отличный пример различия духовного развития русской и западной цивилизаций.

ВО, Самсонов Александр