События последних месяцев, развивающиеся на политической арене Литвы, явно свидетельствуют о том, что руководство страны выбрало северокорейский путь развития.
И речь идет не только о политике самоизоляции от соседей, ущемлении прав национальных меньшинств, но и о преследовании инакомыслящих – неразделяющих идею о современной «Великой Литве» (*).
И вовсе неудивительно, что оценка новостных событий в соседней Литве бессознательно отправляет к книге американского журналиста Блейна Хардена «Побег из лагеря смерти», которая совсем недавно вышла на русском языке. Книга раскрывает ужасающие факты жизни северокорейских граждан, основанная на рассказах тех, кому удалось вырваться из ада, созданного кучкой людей, использовавших для этого подмену понятий веры и идеологии, истории и лжеистории.
К счастью, такого глобального размаха литовское руководство еще не достигло. Хотя факты нарушения прав человека, международных обязательств и попыток вмешательства во внутренние дела других стран имеют место быть.
Особенно настораживает объявленная на национальном уровне борьба за историю «Великой Литвы», закрепленная даже на уровне концепции национальной безопасности, в которой она прописана под пунктом «угрозы». Это своего рода джихад против инакомыслящих. Радует, что в Литве пока не предусмотрена казнь за хранение учебников по истории нелитовского издания, как, например, в Северной Корее – расстрел за Библию.
Значит не все так плохо, и на выздоровление есть надежда, но «пациент» болен – и это однозначно.
У военно-политического руководства можно диагностировать явное расстройство восприятия – ему во всем кажется, что как Беларусь, так и Россия:
«…ведут работу по дискредитации высших должностных лиц, …информационно-пропагандистскую атаку, …цель информационной войны которых – история Литвы» (президент страны Даля Грибаускайте),
«…пытаются перенять у Литвы монархов Великого княжества Литовского» (министр обороны Юозас Олекас),
«…оспорить важнейшие факты истории Литвы» (министр иностранных дел Линас Линкявичюс),
«…наряду с крупномасштабными учениями ведут информационную войну» (председатель Комитета по национальной безопасности и обороне сейма Артурас Паулаускас).
И это далеко не полный перечень должностных лиц Литвы и их высказываний.
Но, как говорится, «на воре и шапка горит», опасаются – значит есть, что скрывать. А скрывать придется многое – все учебники по истории Литвы, рассказывающие, что нынешние литовцы – великий народ, приемник Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, покоритель и завоеватель Московских и Смоленских земель.
Только так ли это?
Следует отметить, что в историческом недопонимании виновата в некоторой степени и сама Беларусь, народ которой выбрав на референдуме путь единения с Россией, принципиально отказался даже в школьных учебниках от исторических символов – флага и герба, которые тут же подобрала современная Литва («Lietuva» – рус. Лиетува).
Фактов, подтверждающих то, что Беларусь является историческим наследником ВКЛ, множество, хотя и последняя ее столица Вильно (ныне Вильнюс) – находится в Lietuva (подарок Сталина, а не следствие истории).
Во-первых, никто никогда не задумывался, почему в Беларуси так много населенных пунктов с названием «Литва» и корнем «лит»? А в нынешней Lietuva их нет…
Во-вторых, Литва – выдуманная страна, литовцы – выдуманная нация. Белорусы – такая же выдуманная нация. Нас «придумала» Российская империя, выделив из литвинов, граждан ВКЛ, после подавления восстания Кастуся Калиновского в 1864 году с целью уничтожить национальное самосознание. В Великом княжестве Литовском не было ни литовцев, ни белорусов в современном понимании. А были литвины – граждане одного большого государства, к которым относились и современные украинцы, которых называли русинами – все мы жили, как в Евросоюзе, в ВКЛ. Литвин – это как паспорт гражданина СССР, в котором могла быть написана национальность: жемойт, русин, полочанин, аукштайт.
В-третьих, жемойты, предки современных литовцев, вошли в ВКЛ только в 1413 году. Поэтому полное название «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское» в переводе на современный язык звучит как «Великое княжество Белорусское, Украинское и Литовское».
Более того белорусская культура была образующей, общей для ВКЛ. Белорусский язык тогда был языком аристократов. Сейчас его стыдятся, считая «колхозным», а тогда в Европе было два языка международной переписки: латинский и старобелорусский (!), на котором разговаривали Великие князья Витовт и Ягайло, управляя Польшей и Литвой.
Это история, ее нельзя вычеркнуть, ее нужно знать, уважать и помнить, несмотря на любое недопонимание и предрассудки.
Вести полемику в этом направлении просто бессмысленно. Но больше всего настораживает пропагандируемая литовским правительством и утвержденная на официальном уровне политика шовинизма, разъединяющая их с соседями – белорусами, русскими, поляками, разжигающая межнациональную вражду.
Зачем же тогда литовское руководство ведет информационную войну против собственного народа?
Вероятно, в этом усматривается невидимая рука США, «воспитавшая» политическую элиту стран Балтии, и которой выгодно поддерживать на границе с Россией и Беларусью тлеющий огонек противоречий, способный в нужный момент разразиться в настоящий региональный пожар.
Возможно поэтому, чувствуя американскую поддержку, отдельные литовские политики не стесняются вмешиваться в суверенные дела поляков, белорусов и украинцев. Громко заявляя о нарушениях прав человека и попирании основ демократии в соседних странах, они ни на йоту не сомневаются в целесообразности принятия законов, ущемляющих права и свободу своих граждан, только «нелитовского сорта» – иных национальностей.
– Государство «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это в свою очередь создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и именуемые в настоящее время «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жамойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ. Поэтому Беларусь по праву является историческим преемником Великого княжества Литовского, как территориальное и этно-культурное ядро, населяемое литвинами и разговаривающими на так называемом старобелорусском языке.
dokwar.ru, Денис Гайшун