От редакции "РД": Автор Минчо Минчев — доктор философских наук, профессор Велико-Тырновского Университета Св. Кирилла и Мефодия, Болгария.
Выступление на Всероссийской научно-общественной конференции "Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века" Великий Новгород, 19 сентября 2012 г.
***
Говорить о русской идее сейчас сложно. Это было сложно всегда и с самого начала осознания этой идеи. Сегодня это еще сложнее, еще труднее.
Россия чего только не переживала в своей истории!
Ее история драматична, точнее сказать, трагична, и вместе с тем, велика. Но сегодня хотелось бы поговорить и о современном состоянии этой великой страны и состоянии ее великого народа.
Реальность России в современном мире жестока, и было бы смертельной ошибкой пренебречь или недооценить ее. Сама эта реальность основана на двух фактах:
1. Россия пережила за последние два десятилетия наибольшую геополитическую катастрофу за всю свою тысячелетнюю историю;
2. Внешним силам, которые привели ее к катастрофе, этого оказалось недостаточно. Они хотят более — менее того, чтобы Россия исчезла не только с географической карты мира, но и из истории вообще — прошедшей, настоящей и будущей.
Понятно, что сегодня это кажется банально. Но таковы непоколебимые истины — они банальны, т.е., ясны и бесспорны.
Четверть века назад эти истины были скрыты одной большой ложью — что у России нет врагов, что ее враги придуманы, что коммунистическая элита СССР просто сочинила "образ врага". Многие люди в России тогда поверили в эту ложь — русскому народу надоело быть вечным объектом зависти и ненависти. Плохо было то, что и немалая часть политической элиты великой державы тоже заблуждалась на этот счет. Это заблуждение оказалось удивительно устойчивым, поскольку в ее основе была безграничная и бездумная славянская доверчивость.
Сегодня перед нами стоит печальная и страшная истина, что вечные враги России и после развала СССР не оставят ее в покое. Точнее сказать, они не оставят в покое тоже те народы, которые жили и живут в исторических границах великого государства. Действительно, враги России хотят лишить ее статуса великой геополитической силы.
Правда и то, что их привлекают несметные природные богатства ее огромной территории. Но самое важное, что в основе этих намерений лежит ненависть врагов России к русскому народу, т.е. к тому материальному носителю той идеи, которая родилась и развилась в его недрах. Об этой идее и идет сегодня речь в моем выступлении.
Можно ли определить суть этой идеи? И вообще — существует ли что-то такое? Многие сегодня утверждают, что у России нет "руководящей" идеи, но сразу следует задать уточняющий вопрос: у кого нет идеи — у России или у русского народа? В том есть разница, и она очень важна. Отношения между русским народом и его государственно-политической элитой, а после Отечественной войны 1812 года — между русским народом и его интеллигенцией, имеют роковое значение для России как геополитическое явление — Россия всегда переживала кризис, когда происходил раскол, отчуждение, противостояние между народом и его элиты.
Но разве не везде так? В общем — да, но так остро, так беспощадно как происходит внутренний раскол в России, не существует ни в одной другой великой державе.
Современные попытки части русской элиты решить проблему русской идеи с англосаксонским прагматизмом терпит систематический крах вот уже 20 лет. И это потому, что англосаксонская идея основана на эгоистичном индивидуализме. Русскому человеку генетически чужда эта идея, и навязывать ему эту идею сверху является большой ошибкой.
Только одно сравнение достаточно: высшее теоретическое достижение англосаксонской общественно-политической мысли это социал-дарвинизм. А теперь сравним его с общественно-политическими теориями русской мысли XIX–XX вв. Несомненно, всякий увидит глубокое, сущностное различие между этими теориями и социал-дарвинизмом с его биологическим и социальным расизмом.
Можно возразить, что если так, почему русская идея проиграла поединок с аглосаксонским прагматизмом?
Да, но пока поединок еще не закончился! Он просто перенесен на территорию, находящуюся в исторических границах России. А всем хорошо известно, что происходит с каждым, кто попытается проникнуть на эту территорию как завоеватель. Русские побеждает там, где другие проигрывают. И это стала одна из уникальных черт России и ее многонационального народа.
Это его неизменное качество формировалось в продолжение всей русской истории. Это мощный нравственный инструмент, который быстро превращается в идейно-теоретическое оружие, когда все государство находится в опасности. Этот инструмент, это оружие представляет собой плод русской идеи, которая в момент роковой опасности становится религией, общей для всех народностей и конфессий в России — религией победы.
Не будем заблуждаться: враги России хорошо понимают это и боятся этого. Они знают, где рождается и обитает эта идея — в недрах народа. Не в недрах политической элиты, а именно внутри народа.
Политическая элита каждой страны может быть побеждена геополитическими средствами. Так, например англосаксонский Запад выиграл геополитическую битву в холодной войне против СССР.
Но для исторической победы над Россией нужны другие подходы. И они уже есть, они уже в ходу. С этим можно объяснить постоянные попытки использовать изменить, и фальсифицировать русскую историю перед самими русскими. Это попытки состоит в том, чтобы обесценить, свести к нулю вклад России в мировую историю; они является попыткой поменять нравственно-культурные гены русского народа.
Конечная цель врагов России имеет геополитический характер, но средства, которые используются для решения промежуточных целей, другие. Они направлены на ее историю.
Конечно, геополитическая борьба против России есть борьба за ограбление ее природных ресурсов, но было бы ошибочно думать, что цель состоит только в этом.
Когда-то Гитлер совершил подобную ошибку. Он планировал не только захват русских материальных ресурсов, но готовил и тотальное физическое уничтожение народов, населявших СССР. Такими были завоевательные геополитические цели нацизма; они были направленные на ограбление материальными ресурсами, служащими как-бы единственной опорой величия огромной страны.
Сейчас положение изменилось. Новые претенденты на господство в России не ставят задачу прямого физического уничтожения русского народа, но они стремятся превратить его в инертную массу лишенных памяти потребителей, в бездумных рабов англосаксонского либерализма, т.е. — современного фашизма.
Поэтому продолжаются посягательства на русскую историю. При этом оно идет не только из заграницы, но осуществляется и внутри общественно-научной элиты в самой России. С недавнего времени, следя постоянные, неутихающие споры о прошлом великой державы я столкнулся с потрясающим фактом: нет ни одного периода, ни одного эпизода в истории великой державы, который не был, очернен, оклеветан и отвергнут некоторыми из бесчисленных научно-политических фракций самой русской политической и интеллектуальной элиты.
В этом случае вполне естественно, что
информационная война против России не просто продолжается по инерции извне, но разрастается, захватывая все новые и новые территории русского духа. Эта война ведется по всему фронту русской духовно-культурной жизни.Конечно, эта война имеет свои неизбежные геополитические последствия, но ее сущность состоит в том,что едет это война за победу над русским духом.
А для этого нужен "пересмотр" всей истории России по критериям англо-саксонского духовного империализма.
Стремление к англосаксонскому мировому господству, психологическая война которая ведется на исторической территории русского государства, посягательство на исторически складывавшийся русский дух говорят о том, что помимо геополитического состояния государства с его действующими факторами, есть и другой составляющий элемент — исторический, который в честь древнегреческой музы истории можно назвать с обобщающим термином — клиополитикой.
В таком случае Клиополитика как теоретическая наука будет исследовать общественные процессы в данном государстве или на региональной территории, исходя из событий и явлений,случившихся в историческом прошлом.
Клиополитика анализирует такие события прошлого, действие которых оказывает влияние на современное состояние данного общества и исходя из этого анализа политическая элита разрабатывает стратегию данного государства или, скажем — группу государств.
Клиополитика — это теоретическое углубление в историю в поисках ее специфического смысла.
Общественно значимая задача клиополитики — это рассмотрение отдельных событий прошлого как особые знаки и таким образом разгадать смысл явлений связанных с ними и составляющих жизнь современного общества.
Никто не отрицает, что настоящее имеет генетическую связь с прошлым, а будущее — с настоящим. Общим местом является и то, что история это не механический ряд изолированных событий, а сложный процесс творческой генетической преемственности.
Поскольку клиополитика является новым понятием, выражающим воздействие на определенные факторы жизни общества, терминологическое значение понятия "клиополитика" можно определить при сопоставлении ее с понятием "геополитика".
Геополитический анализ принимает во внимание, прежде всего воздействие материальных факторов для специфического существования определенного общества в своих реальных или условных границ.
Клиополитический анализ направлен, прежде всего, на исследование реально действующих духовных факторов как на актуальное положение данного общества так и на его будущее.
Весьма показательным в этом отношении может быть двойное смысловое значение понятия "интеграция". Латинское слово "integer" означает "целый, неделимый, неизменный". Это типичный геополитический термин.
Другое, родственное этому латинскому слову термин "integro" означает "восстанавливать, возрождать, приводить в прежнее состояние". Это понятие выражает неизбежную преемственность в истории, и оно представляет собой термин клиополитики.
Обращая внимание на эту четкую разницу между гео — и клиополитикой, можно сказать, что любое современное состояние данного общества есть комплексный результат воздействия продолжительного природно-исторического процесса, в котором действуют два вида факторов: те, которые определяют геополитическую устойчивость общества, и те, которые предполагают геополитическую динамику этого общества.
Воздействие этих двух видов факторов, если плохо знать их последствия, всегда происходит одним и тем же образом: оно идет в направлении определенной внутренней или внешней цели, но не получаются ожиданные результаты.
Это необходимо иметь в виду, когда мы ищем способ извлечь из русской идеи русский проект будущего развития великого государства. А такой проект, который объединил бы русское общество, сегодня является жизненно необходимым.
***
Модернизация как непосредственная стратегическая цель России — само по себе важный факт. Но это только один из элементов большого русского проекта. Таким элементом является и безопасность государства.
Нет сомнения, что оба элемента важны, но они всего лишь составные части большого русского проекта, который содержит в себе и другие моменты и аспекты.
В глобальном плане, с точки зрения постороннего наблюдателя,
такой проект состоит в создание новой цивилизационной евразийской общности народов. Понятно, что исходя из сегодняшнего состояния России это начинание, этот проект выглядят фантасмагорично не только для иностранцев, но и для немалой части интеллектуальной и политической элиты самой великой державы.
Это происходит от того, что для них Россия просто большая страна, но не и великая. Но с геополитической точки зрения, она именно великая; великая благодаря своему великому народу и его великой истории. А вот это именно и клиополический аспект русского проекта.
Имея в виду отношения между двумя соответствующими подходами — гео- и клиополитическим, следует исходить из реального положения вещей: положение России в глобализационном процессе современности плохое, если не сказать что-то хуже. В последние 20 лет на мировой сцене появились новые сильные действующие политические субъекты.
За это время Россия утратила свои производственные рынки за исключением сырьевых. Сократилось промышленное производство, сельское хозяйство постоянно переустраивается и отстает от мировых тенденций, финансовая зависимость от доллара может привести к весьма непредсказуемым результатам. И, кроме того, продолжается демографический кризис; под угрозой находится главная, этнически составляющая часть России, ее ядро — русская нация.
Все эти факты сами по себе несут огромный отрицательный потенциал, но действительно губительным является решение, которое как — бы они словно диктуют: "прежде чем решать, каким будет место России в мире, необходимо сосредоточиться на решении внутренних проблем".
Это вполне ошибочный подход. Дело в том, что между внешним и внутренним положением России существует не причинно-следственная связь, а взаимная диалектическая зависимость.
Этот ошибочный подход является следствием того, что Россия 20 лет не решала кардинальные проблемы современного мира. А это уже приводит к необходимости одновременного движения даже не в двух, а в трех направлениях:
- − решение внутренних проблем страны;
- − расширение влияния России в ее традиционном геополтическом пространстве;
- − решительная глобализация своего стратегического цивилизационного проекта: создание единой евразийской общности суверенных народов.
Чувствую, что здесь мне как иностранцу следует остановиться! Это я и собираюсь сделать.
Но все, же позволю себе еще несколько итоговых слов... ...Россия сегодня находится в тяжелом и сложном положении. В то же время ее незаурядная история ставит перед ней роковые не только для России, но и для всего человечества задачи, которые означают новые испытания для великой страны и ее народа.
Чем сейчас располагает Россия? Огромными материальными природными богатствами и резко уменьшенными материально-производственными ресурсами. Таково ее геополитическое положение.
Каково клиополитическое состояние России, т.е. ее идущее от истории состояние духа? Почему это важно? Потому что именно на территории духа ведется битва "за" и "против" русской идеи. Это напряженная внутренняя борьба, настоящая братоубийственная война в духовной сфере.
Но все-таки эта война идет внутри интеллектуальной элиты России, это ее война. Русский народ находится вне ее, как сторонний пассивный наблюдатель, хотя ему пора занять свое место в этой борьбе, поскольку она ведется в основном против него.
Одним словом, величие России имеет огромный ресурс, который 20 лет не использовался, а только эксплуатировался. Этот ресурс — русский народ, с его умом, талантом и огромной, но скрытой энергией. И та общественная сила в России, которая искренно поверит в миссию и способности своего великого народа, та и определит будущее великой державы.