Деятельность Екатерины II, правившей в Российской империи с 1762-го по 1796 годы, в современной украинской истории оценивается однозначно негативно. Но справедливо ли это?
К заслугам Екатерины II можно отнести освобождение от польского и турецкого владычества на территории Правобережной Украины, Новороссии (Южной Украины), Таврии, а также присоединение Крымского полуострова. По сути, большая часть нынешней Украины была объединена именно во времена императрицы.
В чём обвиняют Екатерину II украинские историки? В 1765 году она ликвидировала казацкое сословие на Слобожанщине (ныне – Харьковская и Сумская области), а в 1782-м отменила древнее административно-территориальное деление Левобережной Украины, реорганизовав её в Малороссийскую губернию. При этом навсегда были ликвидированы институт гетманства и казацкое самоуправление. Екатерине II также ставят в вину ликвидацию Запорожской Сечи, но при этом не говорят о том, что, во-первых, эта ликвидация прошла бескровно, а во-вторых, уже спустя несколько лет запорожцы были восстановлены, только с новым названием – Черноморское казачье войско.
Имперские реформы
Мало кто задумывается над тем, что именно толкнуло императрицу к началу кардинальных реформ в тогдашней Малороссии? А ответ прост: систематические войны, которые велись на территории Украины, – русско-турецкие 1769–1774 и 1787–1791 годов, а также раздел Польши 1772, 1792 и 1795 годов.
История свидетельствует, что вплоть до ликвидации административно-полкового устройства в Малороссии за освобождение Правобережной и Южной Украины проливали кровь почти исключительно русские солдаты. В Малороссии никакого рекрутирования в солдаты не производилось. Что же касается реестровых казацких полков Левобережной Украины, то они, при ближайшем рассмотрении, не были способны вообще ни на какие мало-мальские боевые действия. Военные сборы в Малороссии производились крайне редко, да и заканчивались они часто не учениями, а шумными попойками. Поэтому, в лучшем случае, русское военное командование могло использовать малороссийских казаков лишь во вспомогательных целях. Охрана обозов и путей сообщения, доставка боеприпасов и почты – в этом и заключалась помощь малороссийских казаков русским войскам.
Личная охрана. Император Николай II, императрица Александра Федоровна и их дети среди офицеров и казаков кубанских сотен Собственного его императорского величества конвоя»
Не намного лучше обстояло дело и с Запорожской Сечью. Плохо управляемая, слабая в военном отношении, она могла предоставить русской армии лишь хороших проводников, разведчиков да перевозчиков. Только отдельные запорожские казаки проявляли себя отличными бойцами, но они, как правило, очень быстро переходили на службу в регулярную армию, становясь хорошими офицерами. На этом боевой потенциал Сечи исчерпывался.
В результате кровопролитной, стоившей империи многих жертв, русско-турецкой войны 1768–1774 годов были освобождены Таврия и земли между Днепром и Южным Бугом. Участие в этих походах малороссийских и запорожских казаков оказалось крайне незначительным. Именно это привело русский двор к мысли о ликвидации административно-полкового устройства на Левобережье.
Принято считать, что в 1781–1873 годах Екатерина II вообще ликвидировала малороссийское казацкое сословие. В действительности были ликвидированы казацкие полки, а вместо них учреждены легкоконные. Казацким семьям было предложено дать по одному мужчине на службу в эти полки. Чтобы семьи получили право быть вольными и независимыми, казаки должны были отслужить в полках 15 лет и еще 5 – в запасе. При этом казакам предоставлялось право выслуги в офицерский чин и получение вместе с этим дворянства Российской империи. Казацкой старшине дворянство присваивалось автоматически. Понятно, что огромное количество казаков воспользовалось открывшимися возможностями, и очень многие уже в 1790-е годы стали офицерами и дворянами.
На коне. Казак Кубанского казачьего войска, начало ХХ века
Интересно, что малороссийское казачье сословие сохранялось на Левобережной Украине вплоть до 1917 года. Его никто не отменял, и выходцы из этого сословия в официальных документах записывались не мещанами, не крестьянами и не купцами, а малороссийскими казаками.
Кроме того, Екатерина II предложила малороссийской старшине и казакам посылать детей в Санкт-Петербург для обучения «на казенный кошт» в столичных вузах. В первую очередь в кадетских корпусах, готовивших офицеров для русской армии. Этим приглашением также воспользовались очень многие казаки. Уже во время наполеоновских войн офицерский корпус русской императорской армии на четверть состоял из украинцев, а офицерский корпус военно-морского флота – вообще на треть.
«Милость, Нам свойственная»
С Запорожской Сечью вышла другая история. В 1775 году, после окончания русско-турецкой войны, императрица издала указ о ликвидации Сечи. Русские войска во главе с генералом Текелием окружили Сечь и предложили казакам разоружиться. Однако окружение было лишь формальным. Часть казаков смогла выбраться из Сечи и уйти на турецкую территорию, другая часть просто разбрелась. И лишь небольшая часть запорожцев поступила на русскую военную службу и была переформирована в три пикинерных полка. Последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский был арестован и сослан в Соловецкий монастырь. Там он и умер в 1803 году в возрасте 113 лет.
Прошло 12 лет, и на юге Украины разразилась новая война с турками. 24 августа 1787 года генерал Суворов послал доклад вышестоящему начальству о прибытии запорожцев, в свое время ушедших на турецкую территорию: «К Кинбурну с острова Березани вышло бывших запорожских казаков больше сорока, то есть кроме двух человек четыре куреня. Осталось на оном Березане еще два куреня; выше Очакова верст двадцать, при Кучуруне, по известиям вышедших, – один курень, против устья Буга – один курень. Всех было около Очакова восемь куреней; прочие сто два человек прошлого году весною прогнаны от турков за Дунай; в австрийские границы перешло третьего году с две тысячи человек, за половину поляков. Сих, с Березани вышедших, яко по свидетельству здоровых и бывших несколько дней в карантине, препровождаю я в Екатеринославское наместническое правление».
Все запорожцы, перешедшие с турецкой стороны, были тут же зачислены на русскую службу. Атаманы казаков – Сидор Белой, Антон Головатый и Захарий Чепега получили офицерские звания. Запорожцы поступили в распоряжение Суворова и участвовали в битве на Кинбурне, штурме крепости Очаков и взятии острова Березань. В морском бою между Кинбурном и Очаковым Сидор Белой получил смертельное ранение.
Во время боевых действий запорожская старшина отправила на имя Екатерины II прошение о восстановлении казачества. По этому поводу 14 января 1788 года императрица объявила свое благоволение казакам: «…Приемлем за благо усердие подполковника Сидора Белого и прочих старшин бывшего Войска Запорожского, и соизволяем, чтобы вы (то есть – князь Потёмкин – Фокус) им Наше Монаршее благоволение объявили; а что касается до просьбы и желания, находившихся в помянутом войске, чтобы им отвести для поселения земли в корченском Куту, или на Тамани: сие весьма полезное дело вы можете распорядить по лучшему вашему усмотрению, распространяя дозволение тут селиться и прочим из-за границы к ним присовокупиться хотящим, равно как и находящимся в неприятельской стороне, если кто из них пришел в раскаяние о своем заблуждении, прибегнет к милости, Нам свойственной». 20 апреля 1788 года запорожское казачество было именовано Войском верных казаков черноморских, или черноморским казачеством. 13 мая 1788 года черноморцам были возвращены все военные регалии запорожцев: знамёна, клейноды, перначи и булавы, чем была подтверждена неразрывная связь между запорожцами и черноморцами.
Верная служба. Ветеран Черноморского казачьего войска Афанасий Ковпак с медалью для черноморских казаков. Картина конца XVIII век
После окончания очередной русско-турецкой войны 30 июня 1792 года черноморцам были пожалованы в вечное владение все земли между речкой Кубань и Азовским морем. А спустя несколько месяцев все черноморские казаки в полном составе переселились на Таманский полуостров – на речку Кубань.
В начале своего существования черноморское казачество было немногочисленным – не более 25 тысяч человек, преимущественно мужчин. Чтобы увеличить численность черноморцев, русское правительство несколько раз прибегало к мобилизациям на Кубань малороссийских казаков, и, в частности, женщин. Так, 22 августа 1799 года на Кубань было приказано переселить «всех бродяг» из Малороссии, польских земель (то есть Правобережной Украины) и бывших запорожцев. В соответствии с указом от 17 марта 1808 года на Кубань было переселено около 15 тысяч малороссийских казаков с жёнами и детьми. 19 апреля 1820 года в состав Черноморского казачьего войска было зачислено еще 25 тысяч малороссийских казаков.
Отличительная черта. Нагрудный знак кубанских казаков
Черноморские казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов. При Александре I также была сформирована Гвардейская Черноморская казачья сотня. Она состояла из лучших представителей черноморского казачества и постояно несла службу в Санкт-Петербурге. Впоследствии из этой сотни был сформирован Собственный его императорского величества конвой» – личная охрана императоров Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.
19 ноября 1860 года Черноморское казачье войско было объединено с Кавказским (Линейным) казачьим войском, расположенным на Северном Кавказе и состоявшим преимущественно из русских. Объединенное войско получило название Кубанского казачьего войска и с таким названием существует и поныне.
Освобождение Правобережной Украины, присоединение Новороссии, основание Херсона, Николаева, Одессы, колонизация нижнего Приднепровья и Причерноморья – неоспоримые достижения русской императрицы Екатерины II, которые вряд ли будут вычеркнуты из украинской истории.