Русское Движение

Обельные люди

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Потомки людей, оказавших услуги царскому дому и получивших за услугу награду назывались на Руси обельными людьми. Или обелёнными людьми.

Обельные. Обелённые. Были чёрные (чернь) стали побелей – обельные. Дело на Руси обычное.

Пример.

Потомки толвуйского священника Ермолая Герасимова, который во время заточения царицы инокини Марфы в Егорьевском погосте, «твердо и непоколебимо», по выражению жалованной грамоты, служил заключенной, в награду за что и получил в 1614 г. от Михаила Федоровича жалованную грамоту на владение в Челмужском-Петровском погосте дворцовой волостью, с освобождением от платежа дани денежной, хлебной и ямской, от требования посоха и ямщика, от участия во всех разметах и вообще от всех пошлин. Даже государевы и новгородские посланники не могли въезжать в пожалованную волость.

Смысл понятен?

В 1601 г. Федора Никитича Романова, одного из виднейших представителей боярского рода, постригли в монашество с именем Филарет в Антониевом Сийском монастыре. Его супругу Ксению Ивановну разлучили с детьми, постригли в монахини с именем Марфа и сослали в Заонежье, в Толвуйский погост. Здесь она прожила до воцарения Дмитрия (Лжедмитрия I). Местное население отнеслось с сочувствием к опальной боярыне. Став царем, Михаил Федорович щедро наградил тех, кто помогал в тяжелую годину его матери.

Еще раз: смысл понятен? В 1614 году. Михаил уже царь. Он молодой. Но мама его (Марфа – в миру Ксения Ивановна) заставляет его вспомнить тех, кто помогал им в лихую годину.

Одним из первых награду получает рядовой провинциальный (очень провинциальный, очень дальняя провинция и очень рядовая) священник Ермолай Герасимов. Получает священник Герасимов жалованную грамоту. Жалованная грамота не только Ермолаю Герасимову, но его семье и его потомкам.

В 1628 году жалованная грамота подтверждается еще раз. И уточняется: что именно семье передается, от каких налогов и податей семья освобождается. Это освобождение от налогов и называлось обелением – обельные люди. Потомки священника Герасимова так и подтверждали обеление (обельность) у каждого нового царя. Подается грамота: «Выдана Михаилом Федоровичем. Вечная. Всем потомкам. Подтвердите». И все цари (царицы) подтверждали: «Верно. Подтверждаю».

А когда первая грамота выдана? Да, в 1614 году. Кем выдана? Царем Михаилом по просьбе его матери.

И несколько таких грамот Михаил Романов по просьбе своей матери отписывал. Это была инициатива матери Михаила, инокини Марфы.

А что отец Михаила? Патриарх Филарет? Может это он придумал такие грамоты выдавать? Нет. Не он. Патриарх Филарет был в плену. В Польше. И никаких грамот выдавать (или советовать Михаилу) не мог.

Из плена Филарет вернулся лишь к 1619 году. К этому времени Михаил (по просьбе своей матери) успел выдать несколько жалованных грамот. Людям и их потомкам. За услуги царскому дому.

*   *   *

Одним из таких рядовых дел стало для Михаила и Марфы и жалованная грамота потомкам Ивана Сусанина.

Это было рядовое (для царской семьи) дело. Они таких грамот выдавали несколько. Грамота не первая и не последняя. Рядовое дело. Дело в ряду многих. Дело, которое выдумала мать царя Михаила. Это её выдумка. Это Марфа (Ксения Ивановна) придумала таким образом благодарить людей, которые помогали их семье в ту пору, когда семья не была еще царской. Когда они были в опале, а люди их не бросили и не отвернулись.

Вот такую грамоту получили и потомки Ивана Сусанина. Случилось это в 1619 году. При посещении царем Михаилом и его матерью села Домнино. Домнино – фамильная вотчина Шестовых, фамильная вотчина родителей инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой).

Я не хочу разбирать вопрос «Был подвиг Сусанина?». И не хочу разбирать вопросы «А когда Сусанин погиб (если дело было): до того, как Михаила избрали на царство или после избрания?»; «Если даже Сусанин жизнь отдал, то отдал он её за царя или просто за опального боярина?». Дело не в этом.

Дело в том, что отписывание жалованных грамот хотят приписать патриарху Филарету. Мол, это Филарет такой хитрый ход придумал: «Давайте сочинять, что люди отдавали жизнь за царя, а им за это жалованные грамоты будем выписывать».

Нет. Филарет к тем жалованным грамотам не имеет отношения. Жалованные грамоты обельным людям царь Михаил начал выписывать (с подачи своей матери) в то время, когда Филарета рядом с ним не было. Филарет ничего посоветовать ему не мог.

А жалованная грамота потомкам Ивана Сусанина – рядовая грамота тех лет. Рядовое, не выдающееся дело. Настолько рядовое, что даже сама Марфа и сам Михаил о том деле забыли. Выписали очередную грамоту. И забыли. Через несколько лет уже забыли.

Пришлось жалованную грамоту даже переписывать. Вот как забыли. Уже после смерти Филарета и Марфы Михаилу пришлось грамоту потомкам Сусанина переписать. Почему? Читайте.

*   *   *

Как мы великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии в прошломво 121-м году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд полские и литовские люди, и тестя ево, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и ево пытали про нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, где мы в то время были. И он, Иван, ведая про меня великого государя, не сказал, и польские и литовские люди замучили ево до смерти.

Вот за это обелили потомков Сусанина. Но забыли о том. Забыли сами обелившие...

И в прошлом во 138-м году по нашему указу село Домнино з деревнями и с тою их деревнею отдано в монастырь к Спасу на Новой по нашей матери великой государыне иноке Марфе Ивановне. И спаской архимарит и ево полдеревни Деревнищ очернил и всякие доходы на монастырь емлет.

Забыли про каких-то там крестьян, которым грамоту пожаловали. Забыли. И снова очернили. Отменили обельность. А когда вспомнили… Земля была уже монастырская. И от монастыря отрывать не стали.

И мы великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожаловали вместо тое деревни Деревнищ того Богдашка Собинина жену ево вдову Онтониду з детми ее з Данилком да с Костькою за терпение и за кровь отца ее Ивана Сусанина в Костромском уезде села Красного приселка Подольского пустошь Коробово в вотчину и в род их неподвижно, велели обелить и на ней, на Онтонидке, и на ее детях и на внучатах и на правнучатах наших никаких податей, кормов и подвод и наметных всяких запасов и в городовые поделки и в мостовщину и в ыные ни в какие подати с тое пучтоши имати не велели.

Выдал царь Михаил потомкам Сусанина новую землю. И второй раз обелил. Рядовое, обычное дело. Филарет к этому делу не имеет никакого отношения. Хотя некоторые пытаются выдать это дело за хитрый и умный «пиар» Филарета