Резкое усиление «проевропейскости» во внешней политике Украины не замедлило сказаться на активности нелегального меджлиса в Крыму, ищущего любые возможности для своей легитимации «явочным порядком». Ранее для этого использовалась даже трибуна ООН: вспомним майский прецедент этого года, когда заместитель руководителя отдела внешних связей меджлиса Абдураман Эгиз, выступая в Нью-Йорке на сессии постоянного форума по вопросам коренных народов, назвал меджлис «представительным органом крымских татар».
Сегодня задача международной легитимации этой нелегальной организации значительно облегчилась, так как фактически с её представителями проводят встречи влиятельные европейские чиновники. Так, 19 сентября в Симферополе состоялось заседание, в котором приняли участие председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, руководство Совета министров Крыма, Верховный комиссар Европейского Союза по вопросам расширения и европейской политики добрососедства Штефан Фюле и председатель меджлиса Мустафа Джемилев.
Ш. Фюле призвал «к признанию законности и ключевой роли таких организаций, как меджлис крымских татар» с целью «обеспечения открытого и всеобъемлющего политического процесса». По логике европейского комиссара меджлис – это нечто вроде общественной организации, которая не может зарегистрироваться в правовом поле Украины исключительно из-за препон, создаваемых местной властью.
Тот момент, что меджлисовцы сами бойкотировали работу Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины, в расчет европейцами не принимается. Ведь главная задача украинских властей, как озвучил её Ш. Фюле, состоит в том, чтобы создать «правовую базу для ранее депортированных лиц – возможно, через издание закона Украины “О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку”», уже принятого украинским парламентом в первом чтении в июне 2012 года.
В устах еврокомиссара это звучит как «рекомендация», однако, как показывает практика, такого рода советы довольно часто увязываются на деле с евроинтеграционными устремлениями украинского правительства. Другими словами, если официальный Киев так стремится в Европу, то ему никак не обойтись без того, чтобы прислушаться к настойчивым «поучениям» брюссельского «наставника».
* * *
Парадокс состоит в том, что по всем направлениям меджлис и его руководство неоднократно показывали свою оппозиционность и нелояльность как к Партии регионов, так и к главе государства, не только игнорируя его инициативы по налаживанию диалога с общественностью из среды татар Крыма, но и откровенно пренебрегая ими.
В ЕС прекрасно осведомлены о том, что республиканская власть в Крыму настроена крайне негативно по поводу самой возможности общения и взаимодействия с меджлисом. Глава крымского Совмина Анатолий Могилев категорично заявил Ш. Фюле, что не собирается сотрудничать с нелегальной структурой «меджлис», претендующей, как известно, на роль некоего этнического правительства всех татар Крыма. Крымский премьер отметил, что готов сотрудничать с теми татарскими организациями, которые прошли регистрацию в соответствии с законодательством.
В сущности, европейскому гостю дали понять, что крымское руководство недовольно существованием на полуострове некоего монопольного посредника между официальной властью и татарами Крыма, коим долгое время позиционировал себя меджлис. Массовое возвращение в Крым выселенных в 1944 году народов сопровождалось трудностями в их экономическом и социальном обустройстве, чем и пользовались функционеры меджлиса, претендуя на роль «лоббистов» интересов татар Крыма перед властью.
Однако сегодня ситуация изменилась. По словам А. Могилева, "не вызывает сомнений факт, что в жизни Украины и Автономной Республики Крым завершается целый исторический этап, связанный с возвращением и обустройством на территории полуострова крымских татар, армян, болгар, греков и немцев. В основной массе эти народы и этнические группы живут на уровне тех же жизненных стандартов и пользуются теми же правами, что и остальное население Украины и автономии".
В целом такой точки зрения придерживаются и в Кабмине Украины. МИД подготовил для международного сообщества доклад на английском языке «О ситуации с интеграцией ранее депортированных лиц в украинское общество», где речь идет о том, что в действительности никакой дискриминации татар Крыма, о которой меджлис так любит вещать перед зарубежными представителями, нет.
В частности, в докладе фигурируют следующие сведения. Согласно результатам выборов в органы местного самоуправления в 2010 году, 16 % мандатов получили крымские татары, составляющие 13,7% от всех этнических групп в Крыму. К концу 2012 года количество земель, выделенных крымским татарам под строительство индивидуального жилья, составило 17,1% площади земель, выделенных на эти цели (данные Рескомзема Крыма). В Крыму количество религиозных центров, относящихся к Православной церкви, увеличилось за последние 12 лет на 63% (с 208 в 2000 году до 338 в 2012 году), тогда как количество исламских организаций увеличилось на 122 % (с 146 в 2000 году до 324 в 2012 году).
Однако в самом «нелегальном этническом парламенте» подобные заявления МИД Украины восприняли в штыки. Глава отдела внешних связей меджлиса А. Хамзин на встрече в Симферополе обратился с вопросом к Л. Кожаре по поводу англоязычного доклада МИД: «Это неправда или же эта истина объявляет о том, что и ежегодные доклады госдепа США, а также многих международных организаций, в том числе ОБСЕ и Комитета по правам человека ООН, констатирующие напряженную ситуацию в вопросах межнациональных отношений в Украине, также являются лживыми?»
Меджлисовцы упрекают министра иностранных дел Украины в том, что при подготовке доклада сотрудники подчиненного ему ведомства не приняли во внимание ранее опубликованный доклад о положении татар в Крыму, подготовленный при поддержке МИД Норвегии. Л. Кожара подчеркнул, что знаком с текстом этого документа, однако как представитель власти он не может использовать доклад ОБСЕ, так как, по его мнению, в рамках европейского законодательства отчет ОБСЕ полностью корректен, но абсолютно некорректен по отношению к внутреннему анализу и законодательству Украины.
Другими словами, ЕС опять пытается вмешиваться в непростую этнополитическую ситуацию на полуострове, причем публично поддерживая непризнанную структуру, с которой категорически отказываются работать крымские власти. Налицо прослеживается тенденция к поддержанию «управляемого извне» конфликта, который, с точки зрения европейских стратегов, позволит еще более ослабить Украину и дестабилизировать ситуацию в сложном крымском регионе.
Уточним, что сегодня меджлис категорически отказывается регистрироваться как общественная организация, претендуя на статус параллельного органа власти, построенного по этническому признаку.
Цели той тактики, которой придерживается руководство меджлиса, раскрывает издание «Зеркало недели». "Если бы в список критериев [список «домашних заданий» от Ш. Фюле для евроинтеграции Украины] вошел еще и вопрос восстановления прав ранее депортированных по национальному признаку, это значительно усложнило бы подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС».
Смысл действий «нелегального этнического парламента» в настоящее время (учтем тот факт, что в меджлисе уже вовсю идет борьба накануне процедуры избрания/переизбрания его лидера) – максимальное использование европейских структур в их давлении на Украину накануне подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе. Еврокомиссары, со своей стороны, с удовольствием используют любую возможность, пусть даже в виде надуманной «дискриминации татар в Крыму» для ужесточения своих позиций на переговорах и лишения официальной украинской стороны всякой свободы для маневра в сторону сближения с Таможенным союзом.
* * *
Отметим, что не только руководство ЕС, но и представители отдельных стран контактируют с меджлисом, придавая этим встречам характер официального мероприятия. Так, по заверению самих меджлисовцев, англоязычный текст доклада МИД был ими получен во время встречи в посольстве Чехии.
Представители «нелегального этнического парламента» уже неоднократно встречались с чешской стороной. Характерны высказывания М. Джемилева в отношении роли меджлиса в Крыму, сделанные им в ходе беседы с министром иностранных дел Чехии Карелом Шварценбергом в апреле этого года: «Все действия нынешних властей Украины в Крыму, направленные на уничтожение национального органа самоуправления крымских татар системы Курултай-Меджлис, рассматривает как грязное политическое преследование. Оно связано, в первую очередь, с уничтожением на полуострове единственной проукраинской и проевропейской силы, которая в течение многих лет противостоит сепаратистским амбициям пророссийских сил и обеспечивает территориальную целостность и независимость Украины».
Поддержка ЕС и отдельными европейскими странами вопроса о «явочной» легализации меджлиса означает реализацию долгосрочной стратегии поддержания нестабильности и управляемого конфликта в Крыму.
Сегодня остается открытым вопрос о том, как поведет себя руководство Украины в том случае, если требование признания меджлиса будет официально включено в «список Фюле».
АФАНАСЬЕВ Виктор, кандидат политических наук, доцент