Когда-то я написал занимательное и, надеюсь, поучительное исследование о том, какому количеству золота были эквивалентны средние доходы подданных Российской империи, Советского Союза и нынешней независимой Украины. Называлась эта статья «Золотое времечко». Среди прочего упомянуто было и то, сколько что стоило, и сколько и каких продуктов можно было купить на эти самые доходы. Вывод оказался печальным. По данным Госкомстата Украины, средняя заплата граждан страны, к коим он относит среди прочих и «нищих» народных избранников, и банковских работников, по состоянию на 1 августа 2011 года составила 2749 гривен. Это эквивалентно 5,938 грамма чистого золота. Примерно в 5 раз меньше, чем в пересчете на золото зарабатывал киевский рабочий невысокой квалификации в 1914 году, в 9,5 (!) раз меньше, чем в среднем в 1940 году, и в 46 раз (!) меньше, чем в 1986 году.
И тогда и сейчас граждане совершенно свободны в своём выборе. Хочешь всю зарплату потрать на икру чёрную, а хочешь – на икру «заморскую баклажанную». Разница будет лишь в ее количестве и последующей возможности дотянуть до зарплаты. Но всегда были и такие категории граждан, которые находятся на полном содержании государства, и именно государство решало, кому, что, когда и сколько надлежит съесть с точностью до грамма. Одна из таких категорий – заключенные. Вот на эту тему я и решил покопаться в анналах истории, и лишь в самом конце «выйти на свободу» в нашей современной независимой Украине, ведь в ней государственные мужи тоже решают, кому, что и сколько можно съесть не только в заключении, но и на свободе.
Каторга
С питанием, как и с золотом, начнем, пожалуй, с Российской империи. В разное время в каторжных тюрьмах этой «темницы народов» содержалось разное количество заключенных. В 1885-м году их было 6531 человек, в 1900-м – 10 тысяч 668, после амнистий 1904-го и 1905-го годов их количество сократилось до 5448-ми человек, а к 1912-му году из-за значительного роста уголовной преступности увеличилось до примерно 32 тысяч человек. В дальнейшем число каторжан стабилизировалось в пределах 27-ми тысяч человек, а с началом 1-й Мировой войны вновь стало сокращаться. Политических заключенных среди них было не более 1%, к каторжным работам, коими были преимущественно строительство железных дорог, добыча угля и работа на золотых приисках, они не привлекались. Если же учитывать все типы мест лишения и ограничения свободы, от ссылки и арестных домов до каторжных тюрем, то в 1913 году отбывало наказание 124 тысячи 418 подданных Российской империи.
К слову, в современной Украине на 1-е июля 2013 года в местах лишения свободы пребывало 110 тысяч 895 человек. Так что наша страна в одиночку выполнила криминальную норму на порядок большего государственного образования.
Долгое время в Российской империи питание каторжан никак не регламентировалось, как и чем их кормить, решали местные власти. Первым централизованным нормативным актом об этом стало «Положение о провиантском и приварочном снабжении войск», появившееся в 1871-м году. Распространялось положение и на каторжников. В соответствии с ним неработающим полагалось в сутки 925 граммов хлеба, 172 грамма мяса и 68 граммов крупы. Норма для больных и занятых на тяжелых работах была существенно выше – хлеба уже 1150 граммов, мяса и черемши (родственник чеснока) – по 409 граммов, и крупы 103 грамма в сутки. Кроме того этого им был положен чай и соль, помимо той, что использовалась при приготовлении пищи. Овощи покупались дополнительно из расчета «приварочных» 3 рублей 5 копеек. К слову, в Киеве в 1914 году кило картошки стоило 3 копейки, а кочан капусты 5 копеек. Правда, стоит учитывать, что в северных и дальневосточных районах империи, где традиционно размещались каторжные тюрьмы, цены на все были несколько выше. Калорийность такого питания составляла 2500 килокалорий для неработающих и 3700 для работающих и больных.
Чтобы было понятно, много это или мало, стоит сказать, что в зависимости от телосложения медицинская норма для мужчины, не занятого тяжелым трудом, колеблется от 2000 до 2500 калорий в сутки. При высокой интенсивности труда в зависимости от возраста норма составляет 3450 – 3700 калорий, при особо интенсивном труде, к примеру, на подземных работах – 3900 – 4300 калорий.
В 1912 году нормы питания были изменены. Количество мяса и овощей осталось тем же, количество круп уменьшилось, соответственно для неработающих и работающих, до 25 и 64 граммов, а хлеба увеличилось до 1023 и 1636 граммов. При этом калорийность питания для неработающих в зависимости от количества овощей стала составлять 2700-3000 калорий, а для работающих – 4000-4500 калорий.
Помимо пищи, получаемой за счет казны, каторжники могли получать посылки из дома и использовать выращиваемые собственноручно овощи.
Конечно, пища каторжников разносолами не отличалась, но говорить о том, что они голодали, не приходится. Основной причиной смертности было не истощение, а неизлечимые инфекционные болезни, к примеру, тиф. Рабочий день каторжан длился обычно как и сейчас 7-8 часов. Тем не менее, санаторием это не было. До 1903-го года все каторжники должны были быть прикованными к тачке или носить ножные кандалы - все-таки каторга после смертной казни была самим тяжким видом наказания. Были проблемы, связанные и с элементарным воровством. К примеру, по результатам ревизии тюрем Сахалина и Сибири в 1890-м году питание заключенных было признано «недостаточным и неудовлетворительным», по причине того, что на кухне одной из них была обнаружена испорченная солонина.
ГУЛАГ
Изобретением Советской власти стала нигде до этого в мире не применявшаяся система дифференцированных пайков для заключенных. В 20-х годах она первоначально появилась в Соловецких лагерях, когда еще даже не было созданного в 1931-м году Главного управления лагерей (ГУЛАГ), и распространилась по всей стране. Изобретателем ее был некий Нафталий Френкель – бывший заключенный-уголовник, сделавший головокружительную карьеру в системе НКВД и ушедший на пенсию в звании генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. Идея была предельно проста – питание ставилось в зависимость от нормы выработки. Пайки стали делиться на гарантированный (за 75-99% нормы выработки), трудовой (100-124%), усиленный (125-149%), «стахановский» (150% и более) и штрафной (менее 75%). Питательность гарантированного пайка составляла всего 2000 калорий. Это было отмечено в письме Лаврентия Берии предсовнаркому Вячеславу Молотову, написанном в 1939 году, в вскоре после того, как он сменил на посту наркома внутренних дел СССР Ежова: «Существующая в ГУЛаге НКВД СССР норма питания в 2000 калорий рассчитана на сидящего в тюрьме и не работающего человека. Практически и эта заниженная норма снабжающими организациями отпускается только на 65-70%. Поэтому значительный процент лагерной рабочей силы попадает в категории слабосильных и бесполезных на производстве людей. На 1 марта 1939 г. слабосильных в лагерях и колониях было 200 000 человек, и поэтому в целом рабочая сила используется не выше 60-65 процентов». К слову, в то время количество заключенных в Советском Союзе превышало 2 миллиона человек. Письмо Берии стало причиной того, что нормы питания были пересмотрены в сторону увеличения.
С тех пор питание заключенных стало осуществляться в соответствии с 16-ю нормами. При этом для работающих за полярным кругом и на подземных работах они увеличивались, за исключением хлеба, соли, лаврового листа и перца на 25%. Выполняющие норму выработки стали получать в сутки 1200 граммов хлеба, 60 граммов пшеничной муки, 130 граммов крупы, 30 граммов мяса, 158 граммов рыбы, 600 граммов овощей, 12 граммов растительного масла, 10 граммов макарон, 13 граммов сахара, а также чай, томатное пюре, стручковый перец, лавровый лист и соль.
НОРМА № 2 довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, занятых на основных производственных работах и выполняющих норму выработки (на 1 человека в день в граммах)
Самой низкой была штрафная норма, предназначавшаяся для «отказывающихся от работы, симулирующих и в связи с этим не вырабатывающих производственные задания при наличии справки об этом медперсонала, находящихся в штрафных изоляторах без вывода на работу, кроме следственных». В том случае, если штрафники выходили по собственному почину или выводились на работу принудительно, питание они получали на общих основаниях.
НОРМА № 12 штрафного пайка для заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР (на 1 человека в день в граммах).
В 1958-м году питание заключенных перестало зависеть от нормы выработки. В стандартном суточном рационе стало меньше хлеба, крупы, рыбы, растительного масла и увеличилось на 20 граммов количества мяса, 50 граммов овощей и 5 граммов томатной пасты.
Норма № 1 (общая) суточного довольствия заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР (в граммах)
Для тех, кто работал в горячих цехах, горнодобывающей, лесозаготовительной и торфяной промышленности нормы были несколько выше.
Независимая Украина
Ныне лишенных свободы граждан работать не заставляют. С одной стороны – демократические ценности, а с другой – работы на всех просто-напросто не хватает. На питание одного человека в среднем ежемесячно государство тратит от 240-260 гривен для здоровых и до 880 гривен для туберкулезников.
В общую суточную норму входят 500 граммов хлеба, 120 граммов круп, по 100 граммов мяса и рыбы, 500 - картофеля, 250 – овощей, 40 – жиров, 30 – сахара и 1 грамм чая. В итоге это 2500 калорий.
Туберкулезников кормят лучше. Хлеба, круп и картошки им положено чуть меньше, но зато больше овощей – 550 граммов, 200 граммов фруктов, стакан сока, 50 граммов сливочного масла, пол-литра молока, 100 граммов творога, 15 граммов сыра, 1 яйцо, 30 граммов сметаны, 220 граммов мяса и 110 рыбы, 60 сахара, 5 граммов меда, 40 граммов кондитерских изделий, 4 грамма цикория, 3 грамма натурального кофе, 6 граммов какао и 1 грамм чая.
Помимо пайкового питания заключенные имеют право покупать продукты в магазинах на территории колоний, правда, безналично.
Где сытнее?
А теперь подходим к самому интересному – потребительской корзине, из которой рассчитывается прожиточный минимум. С 1-го января 2013 года в Украине он составляет на одного человека 1108 гривен. Кстати, по канонам ООН сумма менее 510 долларов США в месяц – это уже ниже черты бедности. Потребительская корзина для украинцев, то есть минимально необходимый перечень товаров и услуг, была определена правительством еще в 2000 году и с тех пор не пересматривалась.
Так вот, трудоспособному гражданину Украины в сутки в соответствии с законом положено 277 граммов хлеба, 260 граммов картофеля, 301 грамм овощей, 145 граммов мяса, 24 грамма колбасы, 36 граммов рыбы, 10 граммов сыра, 14 сливочного масла, 66 граммов сахара, 25 граммов подсолнечного масла и маргарина, 5 граммов сала. Если говорить о макаронах и селедке, то их получается лишь по 11 граммов в день, гречки – 5,5 грамма, овсянки – менее 3 граммов. Пенсионеры, кстати, на селедку урезаются, им положено ее в день менее 2 граммов, или 700 граммов в год. А такие вещи как чай, кофе, какао, соки и алкоголь гражданам Украины вообще не положены.
Как видим, по многим параметрам законопослушным гражданам надлежит питаться хуже, чем тем, кто преступил закон и пребывая в местах не столь отдаленных ныне вовсе не обязан работать. Да что там, на отечественной зоне, хуже, чем в тюрьмах периода развитого социализма, сталинского ГУЛАГа, а тем более царской каторги с ее «санаторно-курортным» питанием, включающем в себя почти полкило мяса в день. Военнопленным немцам во времена Великой отечественной войны и то было положено, помимо прочего, по 500 граммов хлеба и картошки и 100 граммов рыбы, включая сельдь, в день.
Впрочем, зачем о грустном? Ведь у нас есть то, чего не было ни при кровавом царском режиме, не менее кровавом режиме сталинском и застойном социализме – у нас есть демократические завоевания. Тут уж нужно выбирать: или демократия, или колбаса. Но почему-то от нашей бестолковой демократии все больше и больше хочется на каторгу.