Очень выгодно расположенный на Черном море стратегически, полуостров Таврида (Крым) имел и имеет сложную, древнюю и неоднозначную историю, неоднозначную с точки зрения того или иного этноса.
Несмотря на то, что различные группы оспаривали и оспаривают право считать его своей исторической родиной ввиду своего главенствующего положения на полуострове в тот или иной период, надо помнить и зарубить себе на носу, что Таврида всегда была полиэтничной.
Об истории Тавриды нельзя сказать, что она когда – то имела до середины XIX века ту или иную единственную национальную доминанту (с этого времени русские стали составлять устойчивое большинство). Богатое историческое языковое, религиозное и культурное многообразие Тавриды, его история, отмеченная сейчас притязаниями за господствующее положение татарского этноса, подвергают Тавриду повышенному риску возникновения межнациональной напряженности, хотя и не столь сильную, как хотелось бы некоторым внешним доброхотам вне её границ.
Каждая из трех наибольших этнических групп (хотя я считаю, что их две, о чем укажу ниже) на полуострове воспринимает себя фактически меньшинством, хотя ни одна из них не желает считать себя национальным меньшинством полуострова.
Русские, составляющие большинство населения Тавриды (58% согласно переписи 2001 года), являются меньшинством на Украине в целом. Они озабочены непрерывной политикой Киевской власти навязать и закрепить позиции украинского языка и культуры за счет русской, справедливо считая это этноцидом.
Этнические украинцы (официально - 24%), несмотря на то, что они являются большинством по всей стране, составляют меньшинство в Тавриде, при - том, что за период жизнь одного поколения их предков на полуострове (наиболее массовое переселение украинцев происходило в 60-е годы прошлого столетия) они полностью вернулись в русло русской культуры и языка.
Сегодня, только единственная этническая группа - таврические татары (12 -13%) выступает с идеей считать себя единственным коренным народом Тавриды с претензией на особые права, привилегии и преференции за счёт окружающего большинства.
Ввиду консолидации в единый этнос выходцев из коренной России и бывшей Малороссии (я бы предложил пока называть их таврорусами, чтобы отличить их от очень близких им по культуре и языку новороссов Востока Украины), таврическое общество является в настоящее время (а может, больше искусственно натравленное руководством ОПГ Меджлис и стоящим за его спиной внешних кукловодов) разделенным между ними и татарами Тавриды.
Межэтнические отношения между этими двумя группами характеризуются в лучшем случае подозрительностью, в худшем – враждебностью. Причем надо отметить, что межэтнические трения искусственно нагнетаются промеджлисовскими вожаками при попустительстве киевских властей. Если для первых отсутствие противоречий есть политическая смерть, то для вторых, это способ, стравливая – удерживать в сфере своего политического влияния.
В действительности же, обе эти группы населения очень близки по уровню жизни.
Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек в своём неоднозначном докладе «Интеграция ранее депортированных лиц в Крыму, Украина» констатирует высокий уровень бедности населения на полуострове, причём, на основании второстепенных признаков делаются коренные выводы.
В докладе анализируются межнациональные отношения в Тавриде, которые, по мнению Кнута Воллебека, грозят реальным межэтническим конфликтом, причем основанием для этого являются только указанные в его докладе экономические причины. Сейчас на полуострове 43,1% домохозяйств имеют доходы ниже официального прожиточного минимума. Ситуация хуже всего в сельской местности, где 53,8% населения живет в бедности по сравнению с 30% бедноты среди горожан.
При этом разделяя бедных только по национальным признакам под категорию бедных подпадают 43% татарских домохозяйств, 38% украинских и 33% процентов русских. Более высокий уровень бедности среди татар объясняется тем, что в среднем численность семьи насчитывает 3,2 человека на совместно ведущееся домохозяйство, среди русских - 2,2 человека, среди украинцев – 2,1 человека (38% и 33% указывают на исторически сложившееся расселение выходцев и Малороссии в сельской местности, см. выше % бедных в селе и городе).
В целом 54% крымских семей уровнем дохода от среднего и ниже не имеют возможности делать финансовые накопления. Отсутствие финансовых сбережений ограничивает возможности заняться частным предпринимательством или получить нужное образование и квалификацию. Кроме того, такие семьи не могут приобретать товары и услуги, которые воспринимаются и ими и окружающим обществом, как необходимые для приемлемого и достаточно высокого уровня жизни.
Уровень занятости среди татар, украинцев и русских Тавриды является примерно одинаковым и составляет 39%, 40% и 46% соответственно. У татар показатель ниже, в силу их компактного проживания (типа гетто, куда их искусственно постаралось расселить руководство меджлиса для затруднения контактов с окружающим русским и русскоязычным населением, при том, что татары массово, даже в быту, переходят или перешли на русский язык) около или вокруг городов, где трудоустройство затруднено чисто территориально, ввиду отсутствия там (место компактного проживания, гетто) крупных и средних предприятий. Тем не менее, в ходе опроса около 11% опрошенных из числа татар указали, что занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью, по сравнению с 5,5% среди русских и 5,3% среди украинцев. Близость населения полуострова по уровню жизни, быту и языку (хотя бы как «лингва франка», т.е языку общения) не даёт повода для сильных трений между таврорусами и татарами Тавриды, межэтнический конфликт можно спровоцировать только популистскими обещаниями создать этническое самостоятельное государство меньшинства, но, я уверен, что создать массовую поддержку татар этой нацистской идеологией вряд ли удастся, на идеях крайних течений ислама маловероятно – нет сильной религиозности среди татар (кстати, и таврорусов тоже). Татары, обустраиваясь, после возвращения из Средней Азии, пытаются всё чаще решать свои проблемы самостоятельно, не терять время на митинги и шествия, а работать. Последнее, т.е. митинги, шествия и различные буйства на площадях становятся уделом проплаченных меджлисом «профессиональных татар», маргинальной прослойке татарских люмпенов, профессиональных неудачников и недовольных своим положением в обществе и политике маргиналов (для некоторых это вообще главный финансовый источник существования). Перефразируя одного английского юмориста, скажу: тот, кто что-то умеет – работает, кто не умеет – учит этому других, а у кого не выходит ни первое, ни второе – подается в поцреоты…безразлично, татарские или бандарложьи, на сборищах Меджлиса они стоят и облаивают несогласных с ними вместе.
Евгений Попов
P.S: Я не собираюсь считать более богатую часть различных этнических групп лучше или хуже друг друга, они, в принципе, одинаково циничны к своим более бедным соотечественникам. Хотя нынешнее татарское руководство давно интернационализировано (яркий пример Чубаров*: женат на нетатарке, дочери замужем не за представителями своего этноса по отцу), оно непрерывно пытается вбить в голову своему этносу, что их нынешнее невысокое благосостояние хамским нежеланием русского большинства оплатить сейчас их прошлые потери от насильственного переселения по вине их предков, хотя ни глава тогдашнего государства, ни его министр, осуществивший это переселение, к русским никакого отношения не имели; вдалбливать соотечественникам, что всё вокруг только их, и надо только требовать полного возврата всех земель в собственность «коренных», поскольку они – единственные хозяева, а все остальные – арендаторы их собственности. Хотя это уже было, и Крымский Юрт с привилегиями по этническому и религиозному признаку( а в Средневековье национальность определялась по принципу – как веруешь), и III Рейх почти по такому же, только он назывался расовым… Всё возвращается на круги своя и так же печально заканчивается.
* Родился 22 сентября 1957 года в г. Самарканде Узбекской ССР. Имеет высшее образование, в 1983 году окончил Московский государственный историко-архивный институт. Историк-архивист. С сентября 1974 года по июль 1975 года - учащийся Симферопольского профессионально-технического училища № 1. С ноября 1975 года по ноябрь 1977 года - служба в Вооруженных Силах СССР. С ноября 1977 года по июнь 1983 года - студент Московского государственного историко-архивного института. С августа 1983 года по сентябрь 1990 года - архивист, старший архивист, директор, старший научный сотрудник Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства Латвийской ССР, г. Рига. С мая 1994 года по апрель 1998 года - работа в Верховной Раде Автономной Республики Крым на должностях председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по национальной политике и проблемам депортированных граждан, заместителя Председателя Верховного Совета Крыма. С мая 1998 года по май 2002 года - народный депутат Украины третьего созыва. С мая 2002 года по май 2006 года - народный депутат Украины четвертого созыва. С мая 2006 года по июнь 2007 года - народный депутат Украины пятого созыва. Президент Всемирного конгресса крымских татар с мая 2009 года, член Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины с мая 1999 года. Депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым созыва 1994-1998 годов. С ноября 2010 года - депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым шестого созыва.
Семья: Женат. Жена Ингрида (1960), дочери Рита (1983), Динара (1987), Нияра (1996).