Украина, получив государственную самостоятельность и унаследовав богатый ресурсно-производственный потенциал, не проявила способности не только развиваться, но хотя бы сохранить экономику, не в состоянии она построить новое жизнеспособное государство и отстоять свой суверенитет. Украина превращается в подмандатную территорию с нищим, вымирающим и разбегающимся населением, Таков итог 20-летней политики.
Экономика Украины провалилась в первые же годы самостоятельности. Было потеряно более 40% основного капитала, объем ВВП упал на 60%, инвестиций в основной капитал — на 80%. Этот спад не преодолен до сих пор. Сравним: ВВП Беларуси в первые годы понизился на 20%. Уровень 1990 года преодолен еще в первые годы двухтысячных, сохранены и работают все предприятия, в том числе сельскохозяйственные, создано много новых, практически нет безработицы (0,6%). Исходно обладая меньшими, чем Украина, ресурсами и производственными мощностями, Беларусь добивается более высоких экономических показателей. По данным 2010 г., ВВП на душу населения в Беларуси — 12,3 тыс. долл. США, рост по сравнению с 1995 г. — 2,9 раза; в Украине — 6 тыс. долл. США, рост по сравнению с 1995 г. — 1,5 раза. Средняя заработная плата в настоящее время в Беларуси — 544 долл. США, в Украине — 394 долл. США.
Но, самое главное, экономика Украины не развивается. Во всех странах в периоды экономических трансформаций происходил бурный рост (СССР, Германия, Япония, Китай и др.) Ничего подобного не наблюдается в Украине. После катастрофического спада 90-х годов идет вялый рост при обеднении структуры экономики. Валовая добавленная стоимость, созданная в промышленности в 1991 г., составляла 36% ВВП, а в 2010 г. — 27,1%. Машиностроение и металлообработка в объеме промышленной продукции в 1991 г. составляли 26,4%, в 2011 г. — 11,6%; легкая промышленность в 1991 г. — 12,3%, в 2011 г. — 0,7%. Исчезло или доживает последние годы множество высокотехнологичных отраслей — самолетостроение, судостроение, турбины, синтетические алмазы и инструменты из них, электронные приборы и др.. На низком уровне и не растет доля высокотехнологичной продукции в промышленности (5-й и 6-й уклады составляют только 4,1%). Украина теряет доходы даже на транзите нефти и газа, трубопроводные системы которых остались от СССР. Транзит нефти сократился до 25% мощности, транзит газа — наполовину, и они продолжают падать. Подобного разрушения не было даже в результате войны. Уже через 10 лет после войны, в 1955 г., объем промышленной продукции УССР был в 2,2 раза больше довоенного уровня. А сейчас после выхода на «самостоятельность» прошло 20 лет, а исходные объемы еще не достигнуты [1].
Происходят явные деиндустриализация и деградация экономики Украины. Статистика и средства информации замалчивают то, что в Украине огромная безработица. Официально считают 8%. Но сюда не включают нуждающихся в работе земледельцев. Они кое-как кормятся на приусадебных участках, но у них нет денег на другие нужды, в том числе социально-бытовые и культурные. Надо бы учесть также распространенную неполную занятость. К не обеспеченным работой можно добавить от 5 до 7 млн. человек, работающих за рубежом. В сумме не обеспечено работой более 23% экономически активного населения. Сравнимо с Испанией или Грецией!
Уменьшается население страны, не повышается длительность жизни. Еще в начале 90-х население было 52,2 млн. человек. Сейчас 45 млн. Институт демографии и социальных исследований прогнозирует до 2050 г. 36 млн. [3]. Но и этого не будет, так как население будет уезжать из страны.
Наблюдается упадок во всех сферах.
Характерны показатели сельского хозяйства, производящего продовольствие.
Таблица 1. Производство продуктов животноводства на душу населения
Продукт | 1990 г. | 2011 г. |
Мясо и мясопродукты | 84 | 47 |
Молоко | 472 | 247 |
Как видим, уменьшение составляет почти 2 раза. Соответственно уменьшилось потребление продуктов животноводства на душу населения[2]:
Таблица 2. Потребление продукции животноводства на душу населения Украины, кг
Продукт | 1990 г. | 2011 г. |
Мясо и мясопродукты | 68 | 51 |
Молоко и молочные продукты | 373 | 205 |
Падает капиталооснащенность сельского хозяйства:
Таблица 3. Капиталооснащенность сельского хозяйства в Украине
1990 г. | 2011 г. | Уменьшение в % | |
Тракторы, тыс. шт. | 495 | 147 | -70 |
Комбайны зерноуборочные, тыс. шт. | 107 | 32 | -70 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. | 296 | 101 | -65,8 |
Крупный рогатый скот, тыс. голов | 24623 | 4426 | -82,0 |
в т.ч. коровы | 8378 | 2582 | -69,2 |
Свиньи, тыс. голов | 19427 | 7373 | -62,0 |
Овцы и козы, тыс. голов | 8419 | 1739 | -79,3 |
Расчеты показывают уменьшение на 70-80%. А сколько разрушенных ферм, разобранных ирригационных систем, ремонтной техники и др.! Ежегодно продолжает снижаться поголовье коров. В магазинах продаются фальсифицированные молоко и молочные продукты (с пальмовым маслом и др.) Импортируется импортное, сомнительного происхождения и качества, мясо. Для Украины, которая привыкла гордиться своими землями и могла бы прокормить весь континент, это позор!
Внутренние причины кризисов
Украину постигло два экономических кризиса: 90-х и 2008-2009 годов. С 2012 г. разворачивается третий кризис. А впереди можно ожидать еще один тяжелый кризис, проистекающий из условий предстоящего вхождения Украины в зону «свободной» торговли с ЕС. На кризисы 2008-го и 2013 годов оказывают влияние волны глобального кризиса. Однако списывать на них экономические кризисы Украины ошибочно. Основные причины всех кризисов в Украине имеют внутреннюю природу.
О потерях экономики в 90-е годы мы уже говорили в начале статьи. Этот катастрофический кризис возник из-за неправильного подхода к реформам. Преобладало стремление все поскорее разрушить. Была сломана вся система управления экономикой, разбиты крупные производственно-технологические комплексы, раздроблены предприятия, ликвидированы коллективные крупные предприятия в сельском хозяйстве. Непродуманная спешная приватизация и либеральная вседозволенность привели к разграблению и ликвидации многих предприятий. Наспех создавалась совсем иная денежная и финансовая система. Не учитывалось, что новая либеральная система с преобладанием мелких частных предприятий и отсутствием планового регулирования оказывается намного дороже прежней: увеличились издержки, повысилась доля непроизводительных затрат, потребовалось многократно больше денег и т. п. Разрушительное воздействие на экономику оказала и вводимая новая система налогов. Она была (и остается) способом отвлечения в налоги оборотных средств предприятий. Налоги стали многократно превышать прибыль. Увеличилась доля убыточных предприятий [4].
Последствия последовавшего провала экономики с гиперинфляцией и потерей многих высокотехнологичных производств Украины не преодолены до настоящего времени. Уровень экономики опустился намного и остается низким.
Ослабленная экономика Украина тяжело перенесла следующий кризис 2008-2009 гг. Он начал формироваться с 2005 г. Его основными причинами стали хроническая убыточность внешней торговли, нарастание корпоративной инвалютной задолженности, высокий удельный вес инвалюты в кредитовании, преобладающий рост импорта по сравнению с экспортом. Экономика Украины стала зависима от иностранных кредитов. Поэтому, когда прокатилась волна мирового кризиса, упал спрос на товары украинского экспорта и закрылись источники инвалютного кредитования, экономика Украины рухнула.
Вина правящих кругов Украины и проявленная ими некомпетентность в событиях кризиса 2008-2009 гг. видны на примере созданной убыточности внешней торговли. Украина в 2005 году спешно напрашивалась в ВТО. Были введены согласованные с ВТО таможенные тарифы на импорт. Но они оказались в 2,5 раза меньшими, чем в среднем в ВТО. Из-за этого импорт стал преобладать над экспортом, бюджет лишился больших доходов, внешняя торговля стала хронически убыточной. Ежегодно Украина теряет на этом до 1,5 млрд. долл. Действующее ныне правительство спохватилось и обратилось в ВТО с просьбой пересмотреть около 270 тарифов, но получило отрицательный ответ. Более того, в условиях ассоциации с ЕС предусматривается дальнейшее сокращение и обнуление защитных таможенных тарифов Украины. Как можно было допустить такой провал? И никто за это не ответил и не признал ошибку. Ни Тимошенко, ни Терехин, ни Яценюк, который подписал итоговые документы, ни другие руководители.
Почти то же можно сказать и о раздувании притока иностранной валюты и росте ее доли в кредитовании экономики. И так далее.
Кризис 2008-2009 гг. завершился фазой социально-долгового кризиса. Нарастали долги и бюджетный дефицит, что создает необходимость сокращать социальные расходы. Что, как видим, происходит в Европе. Внешний валовой долг Украины в 2012 г. составил 36,6% ВВП, а в I квартале 2013 г. достиг 136,3 млрд. долл., что составляет 76,5% ВВП. Бюджетный дефицит в 2008 г. был 14,2 млрд. грн., а в 2012 г. — 50,7 млрд. грн. За 5 месяцев 2013 г. он составил 18,5 млрд. грн. или в годовом исчислении 44,4 млрд. грн.
На этом неблагоприятном фоне с 2012 г. начал разворачиваться очередной финансово-экономический кризис. Ведь основные кризисогенные факторы остались действовать. Главным образом, убыточность внешней торговли, преобладающий рост импорта по сравнению с экспортом, невосстановление износа основных фондов. Появилось еще одно обстоятельство — неокупаемость инвестиционных затрат в Евро-2012. Опять стала ухудшаться ситуация на внешних рынках, падает транзит энергоносителей. Проблемы сбыта могут быть решены следующим образом: вступление в Таможенный союз, плановое инновационное обновление продукции, понижение обменного курса гривни. Последний путь болезненный, но он, видимо, произойдет, и осторожно в этом направлении нужно было бы двигаться.
Оппозиция втягивают страну в рынок ЕС, который окончательно подорвет экономику Украины. Требования ЕС для нее просто убийственны [7].
В 2012 г. существенно сократилось кредитование экономики. Объем кредитования за год увеличился всего на 2,2%. Высокими оставались кредитные ставки — в среднем 17,5% в национальной валюте. И это в условиях почти отсутствия инфляции, которая, как известно, повышает процентную ставку. В результате промышленное производство уменьшилось на 2%, сельскохозяйственное — на 4,5%. В 2013 г. ожидается нулевой или даже отрицательный прирост ВВП. В I квартале. 2013 г. он уже снизился на 1,1%. За 5 месяцев 2013 г. объем кредитов увеличился только на 1,9%. Уровень кредитных ставок в национальной валюте составил в среднем 15,2%. Продукция промышленности упала еще на 5,2%. Кстати, острая фаза кризиса 2008-20098 гг. началась именно с сокращения кредитования. Очевидно, экономика Украины вошла дефляционную депрессию — тяжелую и длительную фазу нестабильности. Экономика падает, долги растут. Правительство снова обратилось к МВФ за новыми кредитами. Но условия МВФ известны: повышение тарифов на газ, энергию и ЖКХ для населения.
Впереди маячит еще суровый финансово-экономический кризис, если Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. ЕС в проекте договора предусматривает для Украины понижение и обнуление таможенных защитных ставок, ограничение экспорта украинских товаров, введение жесткой системы технических, санитарных, организационных и прочих нормативов вплоть до изменения колеи железных дорог, ограничения деятельности на энергетических рынках и т. п.
Далеко не равноправны таможенные тарифы. Так, на экспорт свинины из Украины тариф 10,2% + 93 евро за 100 кг, а из ЕС — только 5%. Масло сливочное в Европу — 189,6 евро за 100 кг, а в Украину — 10% со снижением на 5 лет. Сардины в Европу — 23%, в Украину — 0%. Тариф на пшеницу и в Европу — 94 евро за тонну при ограничительной квоте 950-1000 тыс. т. и на кукурузу — 94 евро за тонну и квоте 400-650 тыс. т. Кроме того, европейские производители получают субсидии, которые для Украины ограничиваются и запрещаются. По металлопродукции из Европы в Украину устанавливается нулевая пошлина, а из Украины — произвольная (какая заблагорассудится)[11]. В то же время ТС предлагает обоюдное снятие пошлин. Российский бюджет на экспортных пошлинах потеряет 5 млрд. долл. в пользу Украины, примерно столько же — «Газпром» [6].
Все это еще больше ухудшит финансовое состояние Украины, заставит сократить производство, обанкротить массу предприятий, особенно мелких. Сильно вырастет безработица. Нужно быть врагами Украины, чтобы согласиться на европейский вариант.
Аргументация в пользу ассоциации и общем рынке с ЕС просто поражает своим невежеством. Наивные надежды на инвестиции и технологическое сотрудничество. Инновационные проекты — дорогой товар, оружие конкуренции, и никто их нам не подарит. Иностранные инвестиции в основной капитал за 20 лет составляют только 5% общего объема. Они и не увеличатся, поскольку для инвестора главное условие — наличие рынка сбыта и возможность получать высокую прибыль. В Украине этого нет, а при присоединении к ЕС ситуация только ухудшится. Бытует мнение, что украинские олигархи боятся российского бизнеса как более сильного. Как будто европейские компании почему-то будут церемониться. Более того, Таможенный союз предлагает Украине только торговое и производственно-кооперационное сотрудничество без политической и государственно-организационной интеграции, тогда как ЕС втягивает Украину в полное организационное и политическое подчинение, в состав формирующейся европейской конфедерации, где Украина как третьеразрядная провинция будет бесправна. И условия бизнеса будут диктовать транснациональные компании.
Вхождение в рынок ЕС для Украины губительно
Вступление Украины в зону свободной торговли с ЕС резко ухудшит ее экономическое положение, потому что Европа в силу ряда объективных причин не нуждается в готовых товарах из Украины. Европе нужны только сырье — низкообработанные металлы, зерно и масличные, а также рынки сбыта своих товаров. Поэтому включение в ЗСТ с ЕС для Украины даст следующие последствия:
- Увеличение потока импорта товаров, прежде всего потребительских, и рост убыточности внешней торговли.
- Подавление остатков промышленного производства, несырьевого сельского хозяйства (животноводства, садоводства, овощеводства, виноградарства и виноделия), рост безработицы и бедности.
- Гибель оптовой и розничной торговли Украины под конкурентным давлением крупных европейских фирм (эти процессы обусловят, прежде всего, разорение малого и среднего бизнеса).
- До европейских уровней повысятся потребительские цены при в несколько раз меньшей зарплате.
- Подорожание импортируемых газа и нефти и уменьшение их транзита
- Окончательное превращение Украины в нищую сырьевую полуколонию ЕС с вымирающим и разбегающимся населением, а также упадком культуры, образования и, соответственно, языка, не говоря уже о науке.
Украина уже имеет горький опыт. Она поспешно напросилась в ВТО. И что она получила? Постоянный финансовый дефицит внешней торговли порядка 10-15 млрд. долл. США в год. В 2011г. отрицательное сальдо по товарам составило 14,2 млрд. долл. И правительство ничего с этим сделать не может.
Украина вошла в Европейское энергетическое сообщество. Тем самым утрачен интерес России к газотранспортному консорциуму. Россия замыкает кольцо обходных каналов поставок газа в Европу (Северный и Южный потоки, газопровод через Беларусь) и, по сути, ликвидирует газотранспортный потенциал Украины. А что дает Европейское энергетическое сообщество? Украина только проигрывает. Никаких реалистичных аргументов в пользу ЗСТ с ЕС и евроинтеграции ни действующее правительство, ни оппозиция предъявить не могут. Эмоции для дураков: мы, дескать, европейцы. Отказываются от присоединения к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, экономическая выгодность которого подтверждается практическими расчетами и практическими доказательствами [5]. Ведь Россия ввозит огромное количество продовольствия. Она в силу исторически сложившейся специализации и связей заинтересована в производственной и научной кооперации с Украиной. Так, весьма сдержанными расчетами в совместном отчете Института народнохозяйственного планирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАН Украины показано, что при вступлении Украины в Таможенный союз можно ожидать прирост экспорта на 17,2%, или 6,2% к ВВП, и уменьшение стоимости импорта на 5,8 млрд. дол. [5] Кроме того, можно рассчитывать на мультипликативный эффект от роста объемов совместных предприятий и развития кооперации в высокотехнологичных отраслях (например, в производстве вооружений, авиакосмической продукции, атомном машиностроении). Ведь и сейчас машиностроительная продукция Украины содержит от 30 до 90 комплектующих из России. Улучшение условий торговли, отмена экспортных пошлин, уменьшение цены на газ Украине может принести около 9 млрд. США в год. Объем ВВП Украины может повысится на 17%. Все эти расчеты косвенно подтверждаются практикой двух лет существования Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. За 2 года объем торговли в союзе вырос в 2 раза.
Экономика России и Таможенного союза — это огромный, растущий, развивающийся рынок! Причем с защитой от гнетущего импорта. Войдя в него, Украина могла бы коренным образом улучшить свое экономическое положение. В частности, обеспечив себя на приемлемых условиях поставками газа и заработком на транзите энергоресурсов. Ничего подобного не может предложить ЕС. Он находится в глубоком кризисе и не имеет перспектив значительного роста.
Для импульса к развитию необходимо оживление в экономике, переход к росту, активизация предпринимательства. Для этого требуется расширение рынков сбыта товаров с относительно высокой добавленной стоимостью. Такая возможность на рынках ЕС для Украины практически исключена. Продукцию машиностроения и несырьевых отраслей сельского хозяйства пока покупают в Украине преимущественно на Востоке. В 2009 г. экспорт Украины в СНГ был на 45% больше, чем в ЕС. При этом удельный вес машин, оборудования и приборов в экспорте для СНГ составил 58,7%, а для ЕС — только 17,4%. При торговле машиностроительной продукцией с СНГ положительное сальдо Украины — 4,2 млрд. долл. США, а с ЕС отрицательное — 6,1 млрд. долл. США. При торговле с ЕС импорт Украины на 46% превышает экспорт. При торговле с СНГ, если не учитывать газ и нефть (эти товары не станут дешевле при покупке в ЕС), экспорт превышает импорт [8]. То есть торговля с СНГ для Украины более выгодна. Тем более что, развивая евразийское направление, есть возможность добиться снижения цен на газ.
Сейчас Украине целесообразно акцент в торговых отношениях переносить в восточном направлении. Нужен решительный поворот во внешнеэкономической политике, в сторону Таможенного союза и Евразийского пространства, иначе условий для развития не будет. Причем не нужно отождествлять торгово-кооперационные отношения с Таможенным союзом и политической интеграцией с Россией. Нужно уметь оставаться политически независимыми, но использовать экономически выгодный рынок.
Намерение правительства ввести Украину параллельно в ЗСТ с ЕС и ЗСТ с СНГ, на наш взгляд, не сможет дать положительных результатов или даже осуществиться. Товары из ЕС через ослабленную таможенную границу Украины начнут проникать на рынки СНГ (замаскированный реэкспорт и т. п.). Кроме того, усилится поток товаров Украины, вытесняемых европейскими товарами. Все это заставит рынки СНГ защищаться, и зона свободной торговли рассыплется. Украина не сможет усидеть на двух стульях. Надо уметь торговать со всеми, но специальный режим с пониженными таможенными тарифами должен быть согласованным между двумя рынками — без посредников. А Украину хотят поставить в положение полупрозрачного посредника между рынками, не связанными таможенными договорами (не учитывая общие правила ВТО). Вряд ли из этого что-нибудь получится.
Поучительно мнение американского специалиста Дж. Перкинса относительно политики так называемой свободной торговли западных государств. «Свободная торговля — настоящий эвфемизм. Она дает транснациональным компаниям привилегии, которых лишены национальные производители». Он приводит пример, как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) разорило Мексику: «Американские президенты и Конгресс ввели целую систему правил, запрещающих другим странам облагать пошлиной американские товары и субсидировать местных производителей, которые могли бы конкурировать с нашими (американскими) агрофирмами, но не отменили пошлины и дотационные программы на территории США, таких образом предоставив американским агрофирмам несправедливое преимущество». В результате американские агрофирмы заполонили Мексику кукурузой по демпинговой цене, не покрывающей производственные издержки [9]. Нечто подобное готовится и для Украины.
Если у правительства (любого!) не хватит ума и воли пересмотреть политику в направлении, выгодном для Украины, упадок экономики и благосостояния населения будут усиливаться, и Украина лишится государственного суверенитета.
Украина — несостоявшееся государство
Итак, правящие круги Украины (в полном согласии с так называемой оппозицией) подводят экономику к полному банкротству. Это важнейшее проявление неспособности власти управлять страной. Налицо признаки несостоявшегося государства.
- Нарушается и многократно пересматривается Конституция.
- Парламент значительную часть времени не работает, устраивая скандалы и драки.
- Партии, входящие в парламент, не имеют принципиальных программных различий (кроме коммунистов), а просто борются за власть в интересах бизнеса.
- Законы и указы Президента не выполняются всей страной, отдельные регионы и города устанавливают нормативные правила и порядки, противоречащие общегосударственным. При этом сохраняется форма унитарного государства.
- Президент и поддерживающая его партия полностью отказались от своих предвыборных обещаний и проводят несамостоятельную и антинациональную политику.
- Политику Украины определяют внешний диктат и влияния, страна, по сути, утрачивает суверенитет и в недалеком будущем лишится его полностью; частичное или полное вхождение в ЕС лишает Украину остатков государственной самостоятельности, превращает во внешне управляемую территорию;
- Население страны не представляет собой политической нации, отсутствует единство во взглядах на принципиальные проблемы организации общества и политики; допускается даже функционирование террористических баз, готовящих наемников и ставящий целью изменение государственного строя (в Крыму).
- Ведомства США могут полностью игнорировать существование государства Украина. Так, военное ведомство безраздельно хозяйничает в лабораториях и хранилищах возбудителей особо опасных инфекций и проводит эксперименты на населении Украины. В 2009 г. в Тернополе была вспышка легочной чумы, которую прятали под видом якобы гриппа. Вполне вероятно, что «утечка» инфекции была умышленной. Об этом говорил и один из народных депутатов Украины.
- В стране разрушен правопорядок. Государство не в состоянии гарантировать неприкосновенность собственности. Рейдерские захваты предприятий, помещений и квартир стали чуть ли не повседневными. Условиями являются коррумпированность городских органов власти и судов.
- Страна утратила способность к социально-экономическому развитию, экономика деградирует.
Таковы итоги господства либерал-националистических партий и выдвигаемых ими президентов и премьер-министров, а также Партии регионов, которая плетется за ними. Банкротство экономики и уничтожение национального государства. Если еще можно что-то спасти, то для этого требуется крутой поворот в политике.
Виктор Сергеевич Найденов, д.э.н., профессор,
vremia.ua